Каковы задачи сурдопедагога в настройке СА у детей раннего возраста, опишите процедуру сурдопедагогического обследования настройки СА у маленького ребенка
Билет 1
Какие основные физические и субъективные характеристики звуков?
Физические характеристики звуков:
· Интенсивность звука – характеристика силы звука. Децибел – единица измерения интенсивности звука.
· Частота – количество звуковых колебаний в секунду. Герц – единица измерения частоты.
· Спектр звука – характеристика звука, которая описывает, какие частоты образуют данный звуковой сигнал и каково соотношение их интенсивностей.
· Длительность – продолжительность звука.
· Фаза звука – «фаза звуковой волны» используется для описания относительных временных характеристик звуковых волн.
Субъективные характеристики звуков:
· Громкость – субъективный признак интенсивности звука. Характеризует силу слуховых ощущений человека при восприятии звука. Громкость звука возрастает с увеличением интенсивности звука.
· Высота – субъективный признак частоты звука. Чем больше высота звука, тем более высоким он воспринимается человеком.
· Тембр – субъективный признак спектра звука.
Перечислите задачи педагогического обследования слуха у взрослых и детей.
· Выявление нарушений слуха и определение степени снижения слуха сурдопедагогическими приемами;
· Оценка эффективности слухопротезирования;
· Оценка адекватности настройки слухового аппарата и процессора кохлеарного импланта;
· Оценка сформированности процессов слухового анализа (обнаружение, различение, наличие/отсутствие фонематического слуха, распознавание);
· Выявление центральных расстройств слуха (слуховая память, внимание, различение, акустически сходных и коротких сигналов).
Расскажите об основных характеристиках СА.
· Максимальный выходной уровень звукового давление (ВУЗД 90) – характеризует мощность слухового аппарата.
· Максимальное акустическое усиление – характеризует максимальную величину, на которую может усилить звук данная модель СА, и представляет собой разность между выходным уровнем звукового давления (поступающим в ухо пациента) и входным уровнем звукового давления (воспринимаемым микрофоном СА) при максимальном положении регулятора усиления. Измеряется в дБ.
· Аплитудно – частотная характеристика СА – график зависимости усиления или выходного уровня звукового давления СА от частоты.
· Диапазон частот, передаваемых СА – определяется нижней и верхней границами, на которых коэффициент усиления, как правило, на 20 дБ ниже максимального.
· Коэффициент гармоник (СА искажает входной сигнал, добавляя частоты, которых не было в сигнале) – измеряется на частоте 500 Гц и равен сумме амплитуд всех гармонических составляющих, деленных га амплитуду частоты 500 Гц на входе. Он выражается в процентах ,должен быть не более 10%.
· Уровень собственных шумов (СА является источником шума) – оценивают при отсутствии сигнала на входе СА, деленный на коэффициент усиления. Уровень собственных шумов должен быть < 20 дБ.
· Число каналов СА - большинство СА являются многоканальными.
· Тип микрофона – микрофон (датчик давления, мембрана которого смещается под давлением звуковой волны). Ненаправленный микрофон – снабжен одним звуковым входом, поэтому звук в него поступает по одно сторону мембраны. Направленный микрофон – снабжен двумя звуковыми входами, по которому звук поступает по обе стороны мембраны.
· Автоматическая регулировка усиления – функция, которая обеспечивает уменьшение усиления при достижении определенного уровня входного сигнала, чтобы избежать дискомфортных реакций пациента на сильные звуки.
· Наличие индукционной катушки – она позволяет пациенту подключить учебную и бытовую звукоусиливающую аппаратуру.
Как часто надо менять ушные вкладыши СА у взрослых, детей разного возраста, почему, какие признаки необходимости замены вкладыша?
Показателем необходимости замены ушного вкладыша чаще всего является появление свиста, Который не устраняется, даже если поправить его положение в ухе. Причина в том, что вкладыш перестает герметично закрывать слуховой проход из-за изменения размеров уха, старения материала вкладыша, появление повреждений во вкладыше.
Взрослые и дети старшего возраста носят индивидуальные вкладыш несколько лет.
У маленьких детей до 3 лет из-за быстрого роста индивидуальные вкладыши меняют через каждый 6 месяцев. Старше 3 лет – раз в год.
Каковы задачи сурдопедагога в настройке СА у детей раннего возраста, опишите процедуру сурдопедагогического обследования настройки СА у маленького ребенка.
Задача настройки параметров СА: обеспечение комфортного восприятия звуков и речи.
У маленьких детей, у которых диагностика нарушений слуха основана на данных объективных методов, при настройке СА учитывают:
· Пороги регистрации KCBП, ASSR;
· Тональные пороги слуха по данным игровой аудиометрии;
· Данные импедансометрии (форма тимпанограммы и пороги акустического рефлекса);
· Данные регистрации ВОАЭ;
· Результаты сурдопедагогической оценки слуха.
Процедура сурдопедагогического обследования настройки СА у маленького ребенка:
· CА с помощью кабеля подключается к специальному блоку – программному интерфейсу, а тот к компьютеру;
· В компьютере установлено программно обеспечение для настройки СА;
· Происходит поиск в базе (по данным пациента, модели СА);
· Если аудиометрические данные не изменены, переходят прямо к настройке.
· Можно начинать с новой настройки, либо использовать предыдущие установки.