Каковы задачи сурдопедагога в настройке СА у детей раннего возраста, опишите процедуру сурдопедагогического обследования настройки СА у маленького ребенка

Билет 1

Какие основные физические и субъективные характеристики звуков?

Физические характеристики звуков:

· Интенсивность звука – характеристика силы звука. Децибел – единица измерения интенсивности звука.

· Частота – количество звуковых колебаний в секунду. Герц – единица измерения частоты.

· Спектр звука – характеристика звука, которая описывает, какие частоты образуют данный звуковой сигнал и каково соотношение их интенсивностей.

· Длительность – продолжительность звука.

· Фаза звука – «фаза звуковой волны» используется для описания относительных временных характеристик звуковых волн.

Субъективные характеристики звуков:

· Громкость – субъективный признак интенсивности звука. Характеризует силу слуховых ощущений человека при восприятии звука. Громкость звука возрастает с увеличением интенсивности звука.

· Высота – субъективный признак частоты звука. Чем больше высота звука, тем более высоким он воспринимается человеком.

· Тембр – субъективный признак спектра звука.

Перечислите задачи педагогического обследования слуха у взрослых и детей.

· Выявление нарушений слуха и определение степени снижения слуха сурдопедагогическими приемами;

· Оценка эффективности слухопротезирования;

· Оценка адекватности настройки слухового аппарата и процессора кохлеарного импланта;

· Оценка сформированности процессов слухового анализа (обнаружение, различение, наличие/отсутствие фонематического слуха, распознавание);

· Выявление центральных расстройств слуха (слуховая память, внимание, различение, акустически сходных и коротких сигналов).

Расскажите об основных характеристиках СА.

· Максимальный выходной уровень звукового давление (ВУЗД 90) – характеризует мощность слухового аппарата.

· Максимальное акустическое усиление – характеризует максимальную величину, на которую может усилить звук данная модель СА, и представляет собой разность между выходным уровнем звукового давления (поступающим в ухо пациента) и входным уровнем звукового давления (воспринимаемым микрофоном СА) при максимальном положении регулятора усиления. Измеряется в дБ.

· Аплитудно – частотная характеристика СА – график зависимости усиления или выходного уровня звукового давления СА от частоты.

· Диапазон частот, передаваемых СА – определяется нижней и верхней границами, на которых коэффициент усиления, как правило, на 20 дБ ниже максимального.

· Коэффициент гармоник (СА искажает входной сигнал, добавляя частоты, которых не было в сигнале) – измеряется на частоте 500 Гц и равен сумме амплитуд всех гармонических составляющих, деленных га амплитуду частоты 500 Гц на входе. Он выражается в процентах ,должен быть не более 10%.

· Уровень собственных шумов (СА является источником шума) – оценивают при отсутствии сигнала на входе СА, деленный на коэффициент усиления. Уровень собственных шумов должен быть < 20 дБ.

· Число каналов СА - большинство СА являются многоканальными.

· Тип микрофона – микрофон (датчик давления, мембрана которого смещается под давлением звуковой волны). Ненаправленный микрофон – снабжен одним звуковым входом, поэтому звук в него поступает по одно сторону мембраны. Направленный микрофон – снабжен двумя звуковыми входами, по которому звук поступает по обе стороны мембраны.

· Автоматическая регулировка усиления – функция, которая обеспечивает уменьшение усиления при достижении определенного уровня входного сигнала, чтобы избежать дискомфортных реакций пациента на сильные звуки.

· Наличие индукционной катушки – она позволяет пациенту подключить учебную и бытовую звукоусиливающую аппаратуру.

Как часто надо менять ушные вкладыши СА у взрослых, детей разного возраста, почему, какие признаки необходимости замены вкладыша?

Показателем необходимости замены ушного вкладыша чаще всего является появление свиста, Который не устраняется, даже если поправить его положение в ухе. Причина в том, что вкладыш перестает герметично закрывать слуховой проход из-за изменения размеров уха, старения материала вкладыша, появление повреждений во вкладыше.

Взрослые и дети старшего возраста носят индивидуальные вкладыш несколько лет.

У маленьких детей до 3 лет из-за быстрого роста индивидуальные вкладыши меняют через каждый 6 месяцев. Старше 3 лет – раз в год.

Каковы задачи сурдопедагога в настройке СА у детей раннего возраста, опишите процедуру сурдопедагогического обследования настройки СА у маленького ребенка.

Задача настройки параметров СА: обеспечение комфортного восприятия звуков и речи.

У маленьких детей, у которых диагностика нарушений слуха основана на данных объективных методов, при настройке СА учитывают:

· Пороги регистрации KCBП, ASSR;

· Тональные пороги слуха по данным игровой аудиометрии;

· Данные импедансометрии (форма тимпанограммы и пороги акустического рефлекса);

· Данные регистрации ВОАЭ;

· Результаты сурдопедагогической оценки слуха.

Процедура сурдопедагогического обследования настройки СА у маленького ребенка:

· CА с помощью кабеля подключается к специальному блоку – программному интерфейсу, а тот к компьютеру;

· В компьютере установлено программно обеспечение для настройки СА;

· Происходит поиск в базе (по данным пациента, модели СА);

· Если аудиометрические данные не изменены, переходят прямо к настройке.

· Можно начинать с новой настройки, либо использовать предыдущие установки.

Наши рекомендации