Итория развития стандартизации
С древнейших времён копирование и воспроизводство стали самым эффективным и реальным инструментом развития социума. Непрерывно совершенствуя предметы и орудия труда, новые трудовые приёмы,
фиксируя наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью их повторного использования, люди стремились к достижению
оптимальной степени упорядочения в трудовой деятельности посредством установления положений для всеобщего и многократного использования.
В Древнем Египте при строительстве пользовались кирпичами постоянного размера. Древние римляне при строительстве водопровода применяли трубы постоянного диаметра.
Развитие экономических связей между государствами во все времена сопровождались использованием методов стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции в эпоху Возрождения сборка галер осуществлялась из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унификации).
Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, в 1555 г. (после взятия Казани в 1552 г.). По указанию царя в Новгороде было организовано литьё ядер к пушкам, причём специальным указом царя новгородцы «были обязаны ядра делать круглые и гладкие… и каковы им укажут пушкари». Для проверки размеров изготовляемых ядер были введены специальные «стандартные» калибры – кружала.
Важные мероприятия по стандартизации начинают осуществляться при Петре 1. Так, строительство флота для второго Азовского похода было организовано следующим образом. Лучшая галера была доставлена в село Преображенское под Москвой. Там на лесопильном заводе по ней изготовили отдельные части для всей серии судов. Готовые части
переправляли в Воронеж на судостроительную верфь, где из них собирали суда.
Применение принципов стандартизации при строительстве флота было указано рядом официальных документов. 5 апреля 1722 г. в Петербурге был издан «Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи». В «Регламенте» содержался ряд указаний, по характеру и назначению аналогичных требованиям современных государственных стандартов.
Наряду с созданием флота большое внимание Пётр 1 уделял и совершенствованию вооружения русской армии, в частности её
артиллерии и стрелкового оружия. И здесь широко применялись принципы стандартизации. Была устранена многотипность орудий: утверждены и отлиты только три основных типа – пушки, гаубицы, мортиры. Стандартизировались и калибры орудий.
Принципы стандартизации в то время начинают использоваться не только при строительстве флота или изготовления оружия. Необходимость стандартизации вызывалась и расширяющейся внешней торговлей страны. Основным товаром, экспортируемым за границу, было в то время
сельскохозяйственное сырьё – лес, хлопок, пенька (конопля), а также хлеб, мясо, яйца и т.д. Но на мировых биржах высокие цены платили только за кондиционные товары, соответствующие установленным стандартом.
Всякий нестандартный товар оплачивался на биржах по резко пониженным ценам как бракованный. Поэтому царское правительство, стремясь к росту внешнего товарооборота, вынуждено было устанавливать особые требования к экспортированным товарам. Первые такие требования были установлены на вывозимый за границу лён. В 1713 г. в Архангельске, а в 1718 г. в Петербурге были созданы правительственные бракеровочные комиссии для проверки качества вывозимого льна. Это в значительной степени содействовало развитию экспорта льна из России и увеличению её международных торговых оборотов.
В период перехода к машинному производству имели место такие достижения стандартизации, как, например:
- создание французом Лебланом в 1785 г. 50 оружейных замков, каждый их которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки – это пример достижения взаимозаменяемости и совместимости;
- с целью перехода к массовому производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был установлен в 13,9 мм;
- в 1845 г. были введены:
* в Англии – система крепёжных резьб;
* в Германии – стандартная ширина железнодорожной колеи. Затем были стандартизированы цвет вагонов, диаметры колёс и т.д.
Началом международной стандартизации можно считать 1875 г., когда представители 19 государств договорились:
- о принятии Международной метрической конвенции;
- об учреждении Международного бюро мер и весов.
Началом развития стандартизации нашей стране следует считать введение Метрической системы мер и весов. В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации – Комитет по
стандартизации при Совете Труда и Обороны. Основными задачами комитета были:
- организация руководства работой ведомств по разработке ведомственных стандартов;
- утверждение и опубликование стандартов.
Была введена категория стандартов – ОСТ (общесоюзный стандарт). В 1926 г. Комитет по стандартизации разработал первые общесоюзные стандарты:
- на селекционные сорта пшеницы;
- на чугун;
- на прокат из чёрных металлов;
- на некоторые товары народного потребления (хлопок, маслопродукты, кожсырьё и т.д.).
На 1 августа 1928 г. было утверждено 300 общесоюзных стандартов в промышленности.
Во второй половине 1920-х гг. в СССР начинает осуществляться индустриализация, когда решающую роль играло машиностроение. Поэтому разработка стандартов в этой отрасли имела особо важное значение.
Первые стандарты на основные размеры, типы и детали машин и механизмов, инструментов, приспособления, стандарты, регламентирующие единую систему допусков и посадок, калибры и т.д. были утверждены в 1926 – 1929 гг. Они дали возможность осуществлять взаимозаменяемость в условиях массового производства, а также специализацию и кооперирование в промышленности, применять принципы поточного производства.
В 1940 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР Постановлением от 9 июля отменили порядок утверждения стандартов наркоматами, и при Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный комитет по стандартизации. Вместо общесоюзных стандартов (ОСТов) и различных отраслевых стандартов была введена категория – Государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). В дальнейшем Всесоюзный комитет по
стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.
В 1968 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «Об улучшении работы по стандартизации в стране» от 11.01.65 впервые в мировой практике был разработан и утверждён комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0-68 были введены четыре категории стандартов:
- государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ);
- республиканский стандарт (РСТ);
- отраслевой стандарт (ОСТ);
- стандарт предприятия (СТП).
В 1970 г. Комитет стандартов, мер и измерительных приборов Совета министров СССР был преобразован в Государственный Комитет Совета Министров СССР по стандартам (Госстандарт).
В Постановлении Совета Министров СССР «Об организации работы по стандартизации в СССР» от 07.01.85 главной задачей
стандартизации была названа разработка систем нормативно-технической документации, определяющей единообразные требования:
- к продукции;
- к правилам, обеспечивающим её:
* разработку;
* производство;
* применение;
* контроль за правильностью использования этой документации.
Работа в области стандартизации приспосабливалась к новым экономическим условиям, в которых оказалась страна. В Постановлении Совета Министров СССР «О совершенствовании организации работы по стандартизации» от 25.12.90 № 1340 определены задачи в условиях:
- перевода экономики страны на рыночные отношения;
- интеграции экономики страны в мировое экономическое пространство.
В данном Постановлении реализованы основные положения концепции государственной системы стандартизации, главная идея которой – приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международной практики.Основными положениями Постановления являются:
- установление в стандартах двух категорий требований к качеству продукции:
* обязательных, к которым относят требования, определяющие безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и совместимость продукции;
* рекомендуемых;
- переход:
* на прямое применение в качестве государственных стандартов международных и национальных стандартов зарубежных стран, - если требования таки стандартов удовлетворяют потребностям народного хозяйства;
* переход, начиная с 1991 г. на разработку государственных стандартов силами технических комитетов по стандартизации – формирований специалистов, являющихся полномочными представителями заинтересованных предприятий и организаций.
Началом формирования российской системы стандартизации послужили:
- подписание правительствами государств-участников СНГ 13 марта 1992г.Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с
Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ по стандартизации, метрологии и сертификации на межгосударственном уровне;
- последующая разработка государственных стандартов РФ.
Закон РФ «О стандартизации», принятый в 1993 г.(действовал до 2003 г.), определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. С введением этого Закона был осуществлён переход от всеобщей обязательности стандартов, установленный законодательством СССР, к стандартам , содержащим как обязательные, так и рекомендательные требования. В 2003 г.начался переход к преимущественно добровольным стандартам.
Для периода 1992 – 2009 гг.характерны следующие направления развития российской системы стандартизации:
- развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г.;
- активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными в связи:
* с необходимостью освоения международного рынка;
* с подготовкой к вступлению в ВТО;
- первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;
- внедрение международных стандартов ИСО серии 9000и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.
В целом, необходимо отметить, что стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной
экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. По данным экспертов в Германии, например, треть ежегодного экономического прироста относилась к эффекту от применения стандартов.
О масштабах и эффективности работ по стандартизации свидетельствует такой факт. Общая сумма вложений промышленности и правительственных организаций в различные виды деятельности, связанные с разработкой и применением стандартов в США, в 2003 г. достигла 70 млрд долларов в год, а прибыль достигает 1000%.
Однако проблемы стандартизации в России не позволяют получить такие результаты. К наиболее актуальным проблемам современной стандартизации в РФ относятся:
- низкий динамизм стандартизации. При парке в 24 600 стандартов его ежегодное обновление должно составлять минимум 3,5 – 4 тыс. стандартов. В 2004 – 2006 гг. максимальное число пересмотренных и вновь утверждённых стандартов составило 900 единиц в год. Фонд стандартов стремительно стареет, и при этом нет ясной перспективы ускорения темпов этой работы. Планирование стандартизации осуществляется в годовом разрезе, тогда как, например, в Японии действует система 5 – 10-летнего и годового планирования. При разработке стандартов не учитываются прогнозы развития науки и техники, хотя Академия стандартизации, метрологии и сертификации имеет материалы прогнозирования с глубиной 30 лет. Другая сторона низкого динамизма – недостаточные темпы освоения международных, региональных и национальных стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение. Многое международные стандарты даже не переведены;
- слабая работа в области технологической стандартизации. Работы по стандартизации и внедрению передовой технологии взаимно не увязаны. Особенно эффективно такая увязка действовала бы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Яркий пример такой работы показывает Национальный институт стандартов и технологии США, осуществляющий
национальную технологическую программу преимущественно среди предприятий малого бизнеса;
- низкое качество работы технических комитетов. Имея глубокие познания в конкретных областях деятельности, члены комитетов слабо знакомы с теорией и практикой международной и отечественной стандартизации;
- необходимо восстанавливать утерянные в последние десятилетия службы по стандартизации на предприятиях.