Определение тяги двигателя в высотно-скоростных условиях

Наибольшее распространение для определения характеристик двигателя в высотных условиях получили испытания по схеме с присоединенным трубопроводом (рис. 5.7). Двигатель устанавливается на динамометрическую платформу. Входной трубопровод разделен на две части. Первая, неподвижная, с коллекторным входом связана с ресивером, примыкающим к барокамере; вторая часть, подвижная, соединена с двигателем и динамометрической платформой. В месте сочленения частей имеется уплотнение, чаще всего лабиринтного типа. В ресивер стенда подается воздух от высотно-компрессорной станции, и во входном сечении двигателя обеспечиваются требуемые значения полного давления р*в и температуры торможения воздуха Т*в, соответствующие полетным условиям, Н, М. В термобарокамере стенда с помощью эксгаустеров создается давление рн, соответствующее высоте полета Н.

При выводе уравнения тяги будем рассматривать схему простого лабиринтного уплотнения (см. рис. 5.7). Наружная поверхность подвижной части цилиндрическая, площадь торцевой поверхности DFy ,площадь внутреннего сечения трубопровода Fy.

Определение тяги двигателя в высотно-скоростных условиях - student2.ru Для определения составляющих тяги выбираем вблизи торца сечение «у», в котором можно надежно измерить статическое давление в поперечном сечении трубопровода ру, измеряется также давление на торце трубопровода р'у. Сила, действующая на силоизмерительное устройство стенда Рст, складывается из следующих составляющих:

Рис. 5.7. Схема установки двигателя с присоединенным трубопроводом
Рст=-Р'yплвннаробд. (5.11)

где Р'упл - сила, действующая на торцевую поверхность трубопровода; Рвн - сила, действующая на внутренние поверхности трубопровода и двигателя: Рнар - сила, действующая на наружные поверхности трубопровода и двигателя; Робд - сила сопротивления, возникающая при обтекании вентиляционным воздухом поверхностей твердых тел. связанных с динамометрической платформой. В уравнении (5.11) за положительное направление принято направление полета.

Запишем уравнение количества движения для контура, охватывающего поток, проходящий внутри трубопровода и двигателя (положительное направление по оси х):

Gгcс-GвcууFу+Р'внсFс. (5.12)

Здесь сила Р'вн действует со стороны внутренних поверхностей трубопровода и двигателя на поток контура. Учитывая, что сила Р'вн по абсолютной величине равна силе Рвн и направлена в противоположную сторону, из (5.12) найдем:

Рвн=GгcссFсуFу-Gвcу. (5.13)

Так как и сила Р'вн направлена по полету, то сила Рвн направлена против полета.

При нахождении силы Рнар будем предполагать, что давление на наружной поверхности двигателя и трубопровода равно давлению окружающей среды рн, тогда

Рнар=(Fу+DFу- Fc)pн. (5.14)

Сила, действующая на торец уплотнения,

Р'упл= DFур'у. (5.15)

Сила Робд, действующая на наружные поверхности трубопровода и двигателя, на коммуникации, подмоторную раму при движении вентиляционного воздуха, пропускаемого через барокамеру для ее охлаждения, определяется экспериментально специальной градуировкой. На неработающем двигателе создаются различные скорости вентиляционного воздуха и непосредственно измеряется сила Робд.

Подставляя в (5.11) формулы (5.13), (5.14) и (5.15) и проведя преобразования, получим

Определение тяги двигателя в высотно-скоростных условиях - student2.ru (5.16)

Таким образом, в определение значения импульса потока в выходном сечении входят как непосредственно измеряемая сила, так и параметры потока в трубопроводе и барокамере. Расход воздуха Gв, входящий в уравнение (5.16), измеряется с помощью специального устройства, расположенного в ресивере стенда либо в мерном сечении трубопровода, способом, указанным в разд. 2.4. Во входном трубопроводе измеряется также и температура торможения воздуха Т*в.

Для нахождения скорости потока су в контрольном сечении измеряется статическое давление ру .Из выражения расхода

Определение тяги двигателя в высотно-скоростных условиях - student2.ru

находится газодинамическая функция у(ly), и по ней вычисляется приведенная скорость ly, а затем скорость течения потока:

Определение тяги двигателя в высотно-скоростных условиях - student2.ru

Полное давление на входе в двигатель находится из приведенного выше выражения расхода для входного сечения двигателя "в" (см. рис. 5.7), в котором измеряется статическое давление рв, т.е. по газодинамической функции у(lв) определяется значение p(lв) и

Определение тяги двигателя в высотно-скоростных условиях - student2.ru

В общем случае реализованные при испытаниях значения полного давления р*в, температуры торможения Т*в и давления окружающей среды рн, например, из-за ограничений высотно-компрессорной станции, погрешностей системы автоматического управления стендом могут отличаться от номинальных значений р*в ном, Т*в ном, рн ном, при которых требуется найти по программе испытаний параметры двигателя. Укажем общее решение задачи. Вначале производится приведение параметров двигателя, в том числе и импульса в выходном сечении сопла, к номинальным значениям полного давления и температуры торможения:

Определение тяги двигателя в высотно-скоростных условиях - student2.ru Определение тяги двигателя в высотно-скоростных условиях - student2.ru

Определение тяги двигателя в высотно-скоростных условиях - student2.ru Определение тяги двигателя в высотно-скоростных условиях - student2.ru (5.17)

Определение тяги двигателя в высотно-скоростных условиях - student2.ru Определение тяги двигателя в высотно-скоростных условиях - student2.ru

После нахождения перечисленных параметров в номинальных условиях полетная тяга двигателя определяется по формуле:

Определение тяги двигателя в высотно-скоростных условиях - student2.ru

которая справедлива при соблюдении подобия. Нарушение подобия может произойти, например, при переходе от реализованного при испытаниях отношения давлений р*вн к номинальному отношению р*в.номн.ном в случае работы двигателя при докритической степени понижения давления в сопле. В таких случаях в формулы вводятся поправки, учитывающие нарушение подобия, определяемые экспериментальным или расчетным путем.

Если при испытаниях неточно выдержана требуемая температура воздуха на входе при определении тяги, например на максимальном режиме, то может потребоваться, введение поправки на отличие режима по приведенной частоте вращения.

Наши рекомендации