Предотвращение аварий
Аварийное состояние во время геофизических работ в скважинах возникает вследствие прихвата каротажного кабеля, скважинного прибора или груза.
Причины прихвата каротажного кабеля
Причинами прихвата каротажного кабеля в скважине являются в основном выпадение твердых частиц из промывочной жидкости и обвал пород из стенок скважины. В некачественной промывочной жидкости из-за обвала на скважинных приборах или грузах, присоединяемых к каротажному кабелю, могут образовываться утолщения из глины или породы - «сальники», препятствующие движению скважинного прибора или груза по скважине. Возникновению прихвата способствуют также узлы и петли, образующие на каротажном кабеле при его перепуске в скважину, когда нижний конец каротажного кабеля остановился на препятствии, а спуск каротажного кабеля продолжается.
Для предотвращения аварий СЛЕДУЕТ:
- избегать длительных остановок каротажного кабеля в необсаженной части скважины, непрерывно перемещая прибор, или вводя его в колонну;
- до спуска каротажного кабеля проверить двигатель подъемника и запустить его;
- при отказе двигателя подъемника рекомендуется производить перемещения каротажного кабеля вверх-вниз либо полностью извлечь его с помощью талевого блока буровой установки.
Прихват каротажного кабеля или скважинного прибора
В случае прихвата каротажного кабеля или скважинного прибора, который фиксирует по приближению значения натяжения Т0 к разрывной прочности, НЕОБХОДИМО:
- немедленно остановить подъем;
- ориентировочно определить глубину прихвата,
- для освобождения кабеля от прихвата произвести многократные «расхаживания» каротажного кабеля с изменением нагрузки от свободного веса каротажного кабеля до 0,5 фактического разрывного усилия в заделке кабельного наконечника. Расхаживание прекратить при порывах не более 5 проволок брони наружного повива;
- при неэффективности расхаживания каротажный кабель освободить путем спуска бурильного инструмента. В зависимости от глубины прихвата и общего количества каротажного кабеля на лебедке технология освобождения будет различной:
- а) пропускание всего каротажного кабеля через бурильный инструмент;
- б) обрубание каротажного кабеля у лебедки и пропускание через бурильный инструмент или извлечение отрезками, равными длине буровой свечи и т.д.
Натяжение каротажного кабеля необходимо контролировать по динамометру. Иногда каротажный кабель удается освободить, оставив его на некоторое время под сильным натяжением. Если такая мера не дает положительных результатов, надо попытаться освободить каротажный кабель, прилагая переменные нагрузки. С помощью подъемника натягивать каротажный кабель и резко снимать натяжение, отключая привод лебедки. Последовательное натяжение и ослабление каротажного кабеля производят многократно.
Ликвидация прихвата
Чтобы ликвидировать прихват, необходимо:
- освободить каротажный кабель с помощью овершота с воронкой на конце, опущенного в скважину на бурильных или эксплутационных трубах. Овершотом следует пользоваться, если на конце каротажного кабеля присоединен скважинный прибор с головкой, за которую его можно захватить и вытащить.
- если на конце каротажного кабеля имеется только груз, для освобождения каротажного кабеля можно спустить в скважину привинченный к концу бурильных труб патрубок с раструбом. Внутренний диаметр патрубка должен быть больше диаметра груза, чтобы от мог войти внутрь.
При освобождении каротажного кабеля от прихвата с помощью патрубка или овершота с отверстием операцию производить в следующем порядке: