Области применения некоторых посадок

Посадки с зазором:

H/h - „скользящие” Наименьший зазор Smin = 0. Посадки установлены во всем диапазоне точностей сопрягаемых размеров (4…12 квалитеты). В точных квалитетах они применяются как центрирующие посадки, т.е. обеспечивают высокую степень совпадения центра вала с центром сопрягаемого с ним отверстия и в которых допускается проворачивание и продольное перемещение деталей при регулировании. Эти посадки можно использовать вместо переходных (в том числе для сменных частей). Для вращающихся деталей их применяют только при малых скоростях и нагрузках.

H8/h6 применяется в неподвижных соединениях при высоких требованиях к точности центрирования часто разбираемых деталей: сменные зубчатые колеса на валах, фрезы на оправках, центрирующие корпуса под подшипники качения, сменные кондукторные втулки, поршни в цилиндре пневматических инструментов и т.д. Эта посадка является предпочтительной.

Посадка Н/h в более грубых квалитетах (9…12) предназначены для неподвижных и подвижных соединений малой точности: посадки муфт, звездочек, шкивов на валы, для неответственных шарниров, роликов и т.п.

Посадки H/g, G/h – „движения”, обладают минимальным по сравнению с другими посадками гарантированным зазором. Установлены только в точных квалитетах с 4…7. Применяются для плавных, чаще всего возвратно-поступательных перемещений, допускают медленное вращение при малых нагрузках.

Посадки H7/g5, H7/g6 применяются в плунжерных и золотниковых парах (золотник в пневматической сверлильной машине), шпинделя в опорах делительной головки и т.п.

Посадки H/f, F/h – „ходовые”, характеризуются умеренным гарантированным зазором. Применяются для обеспечения свободного вращения в подшипниках скольжения общего назначения при легких и средних режимах работы со скоростями не более 150 рад/сек и в опорах поступательного перемещения.

Посадки H7/f7, H8/f8 применяются в подшипниках скольжения коробок передач различных станков, в сопряжениях поршня с цилиндром в компрессорах, в гидравлических прессах и т.п.

Посадки H/e, E/h – „легкоходовые” обладают значительным гарантированным зазором, вдвое больше чем у „ходовых” посадок. Применяются для свободного вращательного движения при повышенных режимах работы со скоростями более 150 рад/сек, а также для компенсации погрешностей монтажа и деформаций, возникающих во время работы.

Посадки H7/e8, H8/e8 применяются для подшипников жидкостного трения турбогенераторов, больших электромашин, коренных шеек коленчатых валов.

Посадки H/d, D/h – „широкоходовые” характеризуются большим гарантированным зазором, позволяющим компенсировать значительные отклонения расположения сопрягаемых поверхностей и температурные деформации и обеспечить свободное перемещение деталей или их регулировку и сборку.

Посадки H8/d9, H9/d9 применяются для соединений при невысоких требованиях к точности, для подшипников трансмиссионных валов, для поршней в цилиндрах компрессоров.

H11/d11 применяется для крышек подшипников и распорных втулок в корпусах, для шарниров и роликов на осях.

При выборе посадок (на основе расчета) необходимо учитывать отношение l/d: чем меньше это отношение, тем меньше должен быть наименьший зазор.

Посадки с натягом:

H/p, P/h –„легкопрессовые” имеют минимальный гарантированный натяг, обладают высокой степенью центрирования, применяются, как правило, с дополнительным креплением.

Посадка H7/p6 применяется для сопряжения тяжело нагруженных зубчатых колес, втулок, установочных колец с валами, для установки тонкостенных втулок и колец в корпуса.

Посадки H/r, H/s, H/t и R/h, S/h, T/h – „прессовые средние” имеют умеренный гарантированный натяг в пределах N = (0,0002…0,0006)D, применяются как с дополнительным креплением, так и без него. При сопряжении возникают, как правило, упругие деформации.

H7/r6, H/s6 применяются для сопряжения зубчатых и червячных колес с валами в условиях тяжелых ударных нагрузок с дополнительным креплением.

Посадки H/u, H/x, H/z и U/h – „прессовые тяжелые” имеют большой гарантированный натяг в пределах N = (0,001…0,002)D. Предназначены для соединений, на которые воздействуют большие, в том числе и динамические нагрузки. Применяются, как правило, без дополнительного крепления соединяемых деталей. В сопряжении возникают упругопластические деформации. Детали должны быть проверены на прочность.

Посадки H7/u7, H8/u8 наиболее распространенные из числа тяжелых, по этим посадкам соединяются вагонные колеса на осях, бронзовые венцы червячных колес на стальных ступицах, пальцы эксцентриков и кривошипов с дисками.

Посадки переходные:

H/js, Js/h – „плотные” обеспечивают легкую собираемость, вероятность получения натяга Р(N) ≈ 0,5…5%, и, следовательно, в сопряжении образуются преимущественно зазоры.

H7/js6 применяется для сопряжения стаканов подшипников с корпусами, небольших шкивов и ручных маховичков с валами.

H/k, K/h – „напряженные”, вероятность получения натяга Р(N) ≈ 24…68%, однако из-за влияния отклонений формы, особенно при большой длине соединения, зазоры в большинстве случаев не ощущаются. Эти посадки обеспечивают хорошее центрирование, сборка и разборка производится без значительных усилий (например, при помощи ручных молотков).

Посадка H7/k6 широко применяется для сопряжения зубчатых колес, шкивов, маховиков, муфт с валами.

H/m, M/h – „тугие” обладают высокой степенью центрирования, вероятность натяга Р(N) ≈ 60…99,98%, сборка и разборка осуществляется при значительных усилиях, разборка происходит, как правило, при ремонте.

Посадка H7/m6 применяется для сопряжения зубчатых колес, шкивов, маховиков, муфт с валами, для установки тонкостенных втулок в корпуса, кулачков на распределительном валу.

H/n, N/h – „глухие” обладают высокой степенью центрирования, вероятность получения натяга Р(N) ≈ 88…100%, сборка и разборка осуществляется при значительных усилиях: применяются прессы, разборка идет только при капитальном ремонте.

Посадка H7/n6 применяется для сопряжения тяжелонагруженных зубчатых колес, муфт, кривошипов с валами, для установки постоянных кондукторных втулок в корпусах кондукторов, штифтов и т.п.

Допуски формы и расположения поверхностей.

Шероховатость поверхности.

Точность геометрических параметров деталей характеризуется не только точностью размеров ее элементов, Но и точностью формы и взаимного расположения поверхностей.

Отклонения формы и расположения поверхностей возникают в процессе обработки деталей из-за неточности и деформации станка, инструмента и приспособления; деформации обрабатываемого изделия; неравномерности припуска на обработку; неоднородности материала заготовки и т.п.

В подвижных соединениях эти отклонения приводят к уменьшению износостойкости деталей вследствие повышенного удельного давления на выступах неровностей, к нарушению плавности хода, шуму и т.д.

В неподвижных соединениях отклонение формы и расположения поверхностей вызывают неравномерность натяга, вследствие чего снижаются прочность соединения, герметичность и точность центрирования.

В сборках эти погрешности приводят к погрешностям базирования деталей друг относительно друга, деформациям, неравномерным зазорам, что вызывает нарушения нормальной работы отдельных узлов и механизмов в целом, например, подшипники качения весьма чувствительны к отклонениям формы и взаимного расположения посадочных поверхностей.

Отклонения формы и расположения поверхностей снижают технологические показатели изделий. Так, они существенно влияют на точность и трудоемкость сборки и повышают объем пригоночных операций, снижают точность измерения размеров, влияют на точность базирования детали при изготовлении и контроле.

Допуски формы и расположения поверхностей деталей машин и приборов, термины, определения, относящиеся к основным видам отклонений, стандартизованы ГОСТ 24642-81.

В основу нормирования и систему отсчета отклонений формы и расположения поверхностей положен принцип прилегающих поверхностей и профилей, элементов, деталей, сборочных единиц (узлов). Все отклонения и допуски подразделяются на 3 группы:

- формы;

- расположения;

- суммарные – формы и расположения.

Наши рекомендации