Влияние метеорологических условий
В туман, дождь и при большой влажности радиолокационная дальность обнаружения (DР.О.) уменьшается из-за рассеивания и поглощения радиоволн сантиметрового диапазона водой, находящейся в воздухе.
Степень ослабления сигналов увеличивается с уменьшением длины радиоволн.
Если холодный влажный воздух распространяется над теплой водой, то DР.О. будет меньше из-за пониженной рефракции (субрефракция). Были случаи, когда DР.О. небольших судов и островов сокращалась на 30¸40% и более.
В арктических плаваниях с трудом обнаруживались айсберги и громадные плавучие льдины на расстоянии менее 1 мили.
При повышенной рефракции (сверхрефракции) DР.О. может достигать нескольких сотен миль. Исключительным случаем сверхрефракции является волноводное распространение, при котором радиоволны распространяются внутри высотного атмосферного волновода на большие расстояния, следуя кривизне земной поверхности.
На экране ИКО РЛС могут появиться эхо-сигналы от облаков, полос ливня и пр.
Грозовые и дождевые тучи и сильный снегопад очень сильно засвечивают экран и среди этих пятен невозможно обнаружить нужные объекты.
Обнаружение льдов
Льды с помощью РЛС не всегда обнаруживаются потому, что сам лед обладает малой эффективной площадью отражения. Очень плохо обнаруживаются гладкие ледяные поля и айсберги с пологими склонами. Ровный, гладкий лед почти не виден на экране РЛС.
Наиболее сильные эхо-сигналы дает смерзшийся торосистый лед.
Льды и припай вблизи низменных берегов искажают очертания береговой линии на экране РЛС.
РЛС, что примечательно, позволяет отыскивать разводья и полыньи, даже закрытые выпавшим снегом.
Теневые секторы
Секторы, образованные мачтами, трубами, антеннами и другими палубными надстройками можно определить с помощью небольшого катера или шлюпки вооруженных уголковым отражателем. Такой катер (шлюпка) обходит вокруг судна, а на экране РЛС фиксирует теневые секторы. Схема определенных таким образом теневых секторов (их расположение) вывешивают в штурманской рубке и ходовом мостике.
Чтобы обнаружить суда и другие ориентиры, оказавшиеся в теневых секторах нужно периодически на короткое время изменить курс (при плавании в малую или плохую видимость периодическое изменение курса обязательно).
Ложные эхо-сигналы
Причинами появления ложных эхо-сигналов может быть несовершенство и неисправность РЛС, а также физические явления, связанные с распространением радиоволн.
Часть энергии сигнала (не > 5%) антенна излучает по боковым направлениям. Эхо-сигналы, принятые боковыми лепестками антенны, появляются в виде нескольких изображений одного и того же объекта, расположенных по дуге окружности, радиус которой равен расстоянию до объекта. Такие ложные эхо-сигналы могут быть устранены уменьшением общего усиления и применением ВАРУ.
Определение места судна с помощью РЛС
Опознавание береговой черты
Судовая РЛС применяется главным образом для определения места судна по измеренным до ориентиров расстояниям. При наличии точечных или имеющих характерные очертания ориентиров можно для этого использовать и радиолокационные пеленги (РЛП).
Реализация определения места судна с помощью РЛС зависит и от того, как точно опознаны те ориентиры, по которым производятся замеры расстояний (DР) и пеленгов (РЛП).
При подходе к берегу с моря возникает задача опознавания района нахождения судна. Основными признаками для опознавания берега является конфигурация береговой черты, отдельно лежащие в море скалы, островки и т.п.
Опознавание береговых объектов для последующего определения места судна может производиться или способом веера пеленгов и расстояний, или способом траверзных расстояний.
Способ веера пеленгов и расстояний.
Этот способ обычно применяется при изрезанном обрывистом береге или в том случае, когда на берегу (или в море) имеются характерные ориентиры.
Сущность способа состоит в следующем (рис. 21.1):
Рис. 21.1. Способ веера пеленгов и расстояний
На экране ИКО РЛС подбираются хорошо видимые и характерные объекты. Затем в быстрой последовательности измеряются РЛП и DР до этих объектов (Ор. А – РЛП1, DP; Ор. Б – РЛП2, DP2; Ор. В – РЛП3, DP3;Ор. Г – РЛП4, DP4;Ор. Д – РЛП5, DP5). На момент средних наблюдений (Ор. В) замечается .
На листе кальки проводится прямая а–а¢ и на ней из произвольной точки (т. С0) прокладываются истинные значения (Пi = РЛПi + DК, Di = DРi + DDP) всех измеренных пеленгов и расстояний в масштабе путевой навигационной карты.
Соединив штриховой линией (– – –)точки пеленгов, соответствующих измеренным (и исправленным) расстояниям, получаем ломаную линию, которая и будет приближенным изображением контура берега.
Подготовленную таким образом кальку перемещают по путевой карте так, чтобы линия а–а¢ всегда оставалась параллельной курсу судна, а ломаная (штриховая) линия в наибольшей степени совпадала бы с изображением берега на карте и чтобы большее число П и D соответствовало характерным ориентирам на берегу, и если так, то это значит, что участок побережья опознан. В т. С0 кальки делается укол циркулем-измерителем и эта точка (т. С0), но уже на путевой навигационной карте, считается ориентировочным местом судна на средний момент наблюдений.
Если скорость судна при измерении радиолокационных пеленгов (РЛП) и расстояний (DР) более 12 узлов, то время и отсчет лага замечаются при каждом измерении РЛП и DР и прокладка их на кальке производится не из одной точки (т. С0), а из точек, соответствующих месту судна в момент каждого измерения. В дальнейшем – аналогично до укола циркулем-измерителем в точке, соответствующей последнему измерению РЛП и DР.
Место судна этим способом опознается тем точнее, чем больше взято пеленгов и расстояний и чем характернее выражены контуры наблюдаемых ориентиров.
2. Способ траверзных расстояний (рис. 21.2).
Рис. 21.2. Способ траверзных расстояний
Наблюдатель измеряет расстояния до береговых ориентиров, эхо-сигналы которых видны на экране, когда они приходят на один и тот же курсовой угол, лучше всего на траверз, и в момент измерения расстояний замечает время и отсчет лага . Затем на листе кальки прокладывает линию курса со счислимыми точками каждого измерения . Из соответствующих точек по КУ и D наносит объекты (А¢, В¢, С¢). Подготовленную таким образом кальку накладывает на путевую навигационную карту и перемещает ее так, как и при первом способе. В результате совпадения ориентиров на кальке и карте наблюдатель получает уточненное положение линии пути и места судна.