Технические регламенты
Технический регламент- это документ (Р 50.1.044-2003), который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам техниче-
Глава 1
ского регулирования (продукции и процессам ЖЦП, в том числе зданиям, строениям и сооружениям). Технический регламент (ТР) может быть принят: международным договором Российской Федерации, ратифицированным (или подлежащим ратификации) в порядке, установленном законодательством; федеральным законом; указом Президента; постановлением Правительства Российской Федерации; нормативным актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. До 2003 г. в нашей стране отсутствовали такие документы.
Обязательные требования к объектам технического регулирования, то есть требования по безопасности, включают в технические регламенты с целью обеспечения:
• защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
• охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Содержание и применение технических регламентов.Технические регламенты устанавливают:
• исчерпывающий перечень продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых установлены обязательные требования;
• минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов ЖЦП;
• правила идентификации и оценки соответствия объекта технического регулирования;
• правила, формы и сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда могут содержать специальные требования к продукции и процессам ЖЦП, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов). В тех случаях, когда продукция может причинить вред жизни или здоровью граждан, накапливающийся при длительном ее использовании и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска, технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые вете-ринарно-санигарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран (или мест), в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность.
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции и процессам ЖЦП являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий ТР.
Структура технического регламента.Структурные элементы, которые должен включать ТР, определены рекомендациями по разработке технических регламентов (Р 50.1.044-2003). Перечень объектов технического регулирования включает
Основы технического регулирования и стандартизации
не только продукцию, но и процессы ЖЦП, в отношении которых устанавливаются требования ТР.
Структуру ТР на пищевую продукцию можно проследить на примере ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» (от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ). Он включает следующие структурные элементы: общие положения; требования, предъявляемые к продукции; требования к обеспечению безопасности продукции в процессах ее производства, хранения и перевозки; оценку соответствия объектов технического регулирования требованиям ФЗ; контроль и надзор на рынке, заключительные положения.
Структурный элемент «Общие положения» базируется на главном требовании ФЗ: продукция не может быть реализована на рынке, если она может оказать вредное воздействие на людей, домашних животных или имущество при ее использовании по назначению. В этом разделе указывают продукцию, которая является объектом технического регулирования, приводят основные понятия и идентификационные признаки объектов технического регулирования, а также правила идентификации продукции.
Требования к продукции включают требования безопасности к самой продукции, а также требования к ее упаковке и маркировке. Упаковка должна обеспечивать безопасность продукции и неизменность ее идентификационных признаков при обращении (купле-продаже) в течение срока годности продукции. При повреждении потребительской упаковки пищевая продукция должна быть немедленно изъята из обращения собственником этой продукции. Маркировка продукции должна содержать необходимую и достоверную информацию о продукции.
Требования к обеспечению безопасности продукции в процессах ес производства, хранения и перевозки включают следующие требования: к процессу производства пищевой продукции; к воде и воздуху; к сырью и пищевым добавкам; к зданиям и производственным помещениям; к технологическому оборудованию и инвентарю, используемым в процессе производства; к условиям хранения и удаления отходов производства; к персоналу, занятому в процессе производства; к производственному контролю; к процессу хранения и перевозки продукции.
Оценка соответствия продукции требованиям технических регламентов может быть основана на следующих положениях:
• должны выполняться требования национальных стандартов, являющихся доказательной базой выполнения требований регламентов;
• если продукция не удовлетворяет требованиям таких стандартов или такие стандарты отсутствуют, то ее следует оценивать непосредственно на соответствие требованиям ТР;
• с целью информирования о соответствии продукции требованиям ТР изготовитель или его официальный представитель (например, импортер) маркирует продукцию знаком обращения на рынке.
Структурный элемент «Управление перечнем стандартов» включает перечень стандартов, используемых для соблюдения требований технического регламента. Его утверждает национальный орган по стандартизации и публикует в официальном издании федерального органа в области технического регулирования.
Контроль и надзор на рынке предусматривает оценку продукции после поставки ее на рынок. Такая оценка называется надзором. Надзор за продукцией, поставленной на рынок, направлен на обеспечение соответствия продукции и уверенности
Глава 1
в том, что она продолжает соответствовать необходимым регулирующим требованиям. Надзор после поставки продукции на рынок также необходим при применении процедур заявления поставщика о соответствии, чтобы убедиться в том, что заявления о соответствии остаются в силе.
Для обеспечения действенного и эффективного применения технического регламента в самом ТР может быть указан федеральный орган исполнительной власти, ответственный за его внедрение. Также может быть определена процедура назначения соответствующих органов на проведение работ там, где необходимо привлечение третьей стороны для целей оценки соответствия, а также органов контроля и надзора.
Для того чтобы изготовители могли подготовиться к выполнению требований технического регламента, а обеспечивающие его применение национальные стандарты в случае необходимости могли быть разработаны, в ТР может быть указан переходный период. В течение этого периода продукция может выпускаться в соответствии с действующими на момент принятия нового ТР законодательными актами.
До принятия технических регламентов стандарты остаются единственными документами, регламентирующими отношения между производителем, продавцом, потребителем.
Первый в России специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» был утвержден постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609. Он устанавливает технические нормативы выбросов вредных веществ автомобилями, как производимыми в России, так и импортируемыми на территорию России, экологическую классификацию автомобилей в зависимости от уровней вредных выбросов, требования к топливам, обеспечивающим выполнение автомобилями соответствующих экологических нормативов. В качестве нормативной базы в ТР использованы Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных наций (ЕЭК ООН). В 2008 г. Государственной думой были приняты три Федеральных Закона на пищевую продукцию: «Технический регламент на молоко и молочную продукцию (ФЗ от 12.06.2008 № 88-ФЗ)», «Технический регламент на масложировую продукцию (ФЗ от 24.06.2008 № 90-ФЗ)» и «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (ФЗ от 27.10.2008 № 178-ФЗ)».
Ответственность за подготовку ТР и их внесение в Государственную думу возлагается на правительство РФ. В этих целях Правительство РФ ежегодно утверждает программу разработки ТР (с указанием формы их принятия), реализация которой полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета и которую ежегодно уточняют и опубликовывают.
Порядок разработки ТР.Схема разработки и принятия ТР приведена на рис. 1.1. Разработчиком проекта ТР может быть любое лицо. О разработке проекта должно быть опубликовано уведомление, которое должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции или процесса ЖЦП будут устанавливаться разрабатываемые требования, обоснование необходимости их разработки, а также информацию о способе ознакомления с проектом. С момента опубликования уведомления соответствующий проект ТР должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. По требованию заинтересованного лица разработчик обязан предоставить ему копию проекта ТР. С учетом полученных в письменной форме замечаний разработчик дорабатывает проект ТР, организует публичное обсуждение про-
Основы технического регулирования и стандартизации
екта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта со дня опубликования уведомления о разработке проекта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее двух месяцев. Порядок и размер платы за опубликование уведомлений устанавливает Правительство РФ.
Программа разработки | —► | Уведомление | |
Инициатива юридического или физического лица | Печатный орган | Информационная система | |
Публичное обсуждение U—I Копия проема по закону
Замечания заинтересованных сторон
-L
Доработка проекта
Уведомление о завершении публичного обсуждения
_t
Росстандарт
—*
Публикация уведомления
Экспертные комиссии
Субъект права законодательной
__________ инициативы_________
Отзыв в Госдуму |
Публикация |
Внесение проекта в Государственную думу
И
Принятие в первом чтении
Публикация
—►
-»
Обоснование техническое, экономическое, документы опубликования, документы завершения обсуждения, перечень замечаний
Направление в Правительство РФ, экспертные комиссии
Подготовка ко второму чтению
Отзыв с учетом заключения экспертной комиссии
Поправки
Публикация
—г-
Принятие Госдумой закона во втором чтении
Рис. 1.1. Этапы разработки технического регламента
Если ТР утверждается постановлением Правительства, то не менее чем за 30 дней до обсуждения его проект в обязательном порядке должен быть направлен на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию, и без заключения экспертов он не допускается к рассмотрению Правительством. Кроме того, проект постановления Правительства о ТР должен быть загодя представлен на суд общественности, то есть опубликован на открытых сайтах в сети Интернет или в печатном издании Ростехрегулирования. Если ТР разрабатывается в виде Закона, то после экспертного заключения субъект права законодательной инициативы (Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депу-
Глава 1
таты Государственной думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ) вносит проект федерального закона с приложением необходимых документов, указанных в Законе «О техническом регулировании», в Государственную думу, которая направляет его в Правительство РФ на отзыв.
Депутатам Госдумы дается право рассматривать проект закона о ТР без «разрешения» Правительства в том случае, когда отзыв Правительства РФ на законопроект не был представлен в Государственную думу в указанный Законом срок (90 дней на проект, подготовленный к первому чтению, и 60 дней - ко второму). Проект ФЗ о техническом регламенте, принятый Государственной думой в первом чтении, публикуется в том же печатном издании, что и уведомления.
Разработчик подготавливает проект ФЗ ко второму слушанию в Государственной думе с учетом замечаний, поступивших по проекту ФЗ, принятого в первом чтении. Подготовленный разработчиком проект Государственная дума снова направляет в Правительство РФ, которое вторично готовит отзыв на проект с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
Федеральный Закон о техническом регламенте, принятый Государственной думой во втором чтении, должен быть оформлен и изложен в соответствии с требованиями, установленными для федеральных законов.
В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, Президент РФ вправе издать ТР без его публичного обсуждения.
Технический регламент, принятый Федеральным Законом или Постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через 6 мес. со дня его официального опубликования. Правительство РФ до дня вступления в силу ТР утверждает перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого ТР и осуществления оценки соответствия. В случае отсутствия таких национальных стандартов, правила и методы испытаний разрабатывают уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции в течение 6 мес. со дня официального опубликования ТР. Для информирования приобретателя продукции о соответствии ее требованиям ТР используется, как отмечалось выше, знак обращения на рынке (рис. 1.2).
С |
Знак обращения на рынке представляет соче-
S»----- ^тание букв «Т» и «Р», вписанных в букву «С»,
^ / ^щА стилизованную под измерительную скобу. Аббре-
ТР ( (ТРвиатура СТР расшифровывается как «соответст-
' V ^-1вие техническому регламенту». Расположенная
V------- ^ над «Т» точка в комплексе с буквой напоминает
„ , , „ Лчеловечка. Этот символ должен подчеркнуть
Рис. 1.2.Изображения знака гдцель технического регулирования -
обращения на рынке обеспечение безопасности граждан.