Сращивание каротажного кабеля

Сращивание каротажного кабеля рекомендуется как крайняя мера. Длина наращиваемого отрезка каротажного кабеля должна составлять не более 20% кабеля, находящегося на лебедке, но в любом случае не превышать 1000 м.

Сращивание необходимо производить в следующей последовательности:

подготовить броню, для чего:

на расстоянии 2 м от конца на сращиваемых отрезках каротажного кабеля установить временные бандажи (рис.11-а);

проволоки наружного повива разделить на две равные части и скручивая их в бухточки расплести до бандажей (рис. 11-б);

установить временные бандажи на внутреннем повиве брони на расстоянии 0,3 м от бандажей наружного повива;

от сращиваемых отрезков по проволокам внутреннего повива отрубить куски по 1,2 м для одножильного и 0,95 м для многожильного каротажного кабеля;

разделить проволоки внутреннего повива поровну и расплести до бандажей, скручивая в бухточки на длине 0,5 м для одножильного каротажного кабеля согласно рис.11-в и 0,75 м для многожильного;

Сращивание каротажного кабеля - student2.ru

Сращивание каротажного кабеля - student2.ru

Рис. 4.2. Подготовка брони для сращивания кабеля

  • соединение жил каротажного кабеля необходимо производить в следующем порядке:
  • для одножильного каротажного кабеля со сталемедной жилой:
  • укоротить жилу каждого из кусков так, чтобы расстояние от ее конца до бандажа на нижней броне составляло 0,25 м;
  • освободить жилу от обмотки на длине 100 мм и с конца ее удалить изоляцию на длине 50 мм (рис. 12-а): на участке 20-30 мм уменьшить диаметр изоляционного покрытия (покрытий) на 0,5-0,7 мм;
  • откусить примерно половину проволок на каждом куске, оставшиеся проволоки наложить друг на друга и скрутить в единую жилу; на соединение наложить плотный бандаж из медной проволоки диаметром 0,25-0,35 мм (рис. 12-б);
  • изолировать место соединения одним-двумя слоями фторопластовой ленты с небольшим заходом на изоляцию жилы, а затем герметизировать резиновой лентой, наматываемой за два прохода с переходом на изоляцию жилы на длине примерно 25 мм;
  • резиновую ленту закрепить липкой изоляционной лентой; диаметр получившегося покрытия не должен превышать номинальный диаметр изоляции жилы более, чем на 0,3 мм%

Сращивание каротажного кабеля - student2.ru

Рис. 4.5 Соединение сталемедных жил одножильного каротажного кабеля

  • для одножильного каротажного кабеля с медной жилой, изолированной полиэтиленом высокой плотности или фторопластом 40 Ш:
  • снять изоляцию с конца жилы на длине 40 мм, не допуская разреза проволок, и с места среза зачистить ее на конус на длине 20-25 мм (рис. 13-а);
  • расплести проволоки каждого куска, наложить концы один на другой с переходом провоок на изоляцию по 10 мм с каждой стороны и скрутить проволоки (рис. 13-б); для упрочения соединения целесообразно в скрутку вставлять 1-2 стальные проволоки длиной 50 мм;
  • место соединения скрепить редкими бандажом из медной проволоки диаметром 0,25-0,35 мм;
  • произвести изоляцию места соединения одним из рассмотренных ниже способов:

1 способ - открытую часть жилы изолируют 2-3 слоями фторопластовой ленты толщиной 30-40 мкм; затем герметизируют резиновой лентой, наматываемой за два прохода на длине 70-80 мм; резиновое покрытие закрепляют изоляционной лентой;

2 способ - место соединения очищают спиртом или ацетоном и на него накладывают отрезок полиэтиленовой или фторопластовой (в зависимости от типа сращиваемого каротажного кабеля) изоляционной оболочки, снятой с жилы; затем формируют монолитное покрытие путем сварки в пресс-форме с обогревом; для полиэтилена температура и время сварки 250-270 0С и 15-20 с, а для фторопласта 40 Ш - 310-320 0С и 20-25 с;

3 способ - очищенное спиртом или ацетоном место соединения обматывают каландрованной лентой из фторопласта 4Д, покрывают лентой из стеклоткани и подвергают термообработке в расплавленном олове при температуре 350-370 0С в течение 35-40 с; этим способом можно изолировать также место соединения жилы в полиэтиленовой изоляции с жилой в изоляции из фторопласта 40 Ш.

  • для многожильного каротажного кабеля:
  • скрученные жилы обоих кусков укоротить на 0,245 м с тем, чтобы расстояние от конца отрезка до бандажа на нижнем повиве составляло 0,5 м;
  • не нарушая скрутки жил, снять обмотку на длине 0,4 м от конца;
  • в скрученных жилах одного отрезка укоротить жилы, начиная со второй, с шагом 50 или 60 мм, затем вплести в них жилы другого отрезка так, чтобы сростки жил располагались вразбежку через 50 или 60 мм и были на расстояниях 0,14-0,50 м от бандажа на нижней броне (рис. 14); снять изоляционную оболочку с концов жил на длине 30 мм и откусить по 3 проволоки от каждой из них;
  • скрутить проволоки соединяемых жил в одну жилу и наложить на место соединения редкий бандаж из медной проволоки диаметром 0,25-0,35 мм;
  • изолировать место соединения одним из способов, рассмотренных применительно к одножильному каротажному кабелю.

Сращивание каротажного кабеля - student2.ru

Рис. 4.6. Соединение медных жил одножильного кабеля с изоляцией

Соединение брони следует выполнять следующим образом:

  • раскрутить бухты проволок нижнего повива брони одного отрезка и наложить их на сращенную жилу (скрученные жилы); концы проволок закрепить бандажом;
  • уложить проволоки верхнего повива поочередно с одного и другого отрезка, откусывая четные проволоки у одного из них и нечетные у другого; концы проволок закрепить бандажами.
  • поверх этих проволок уложить все проволоки нижнего повива брони второго отрезка и таким же способом закрепить их концы

Сращивание каротажного кабеля - student2.ru

Рис. 4.7 Соединение жил многожильного кабеля

Рассмотренный выше способ сращивания каротажного кабеля при сравнительно небольшой трудоемкости обеспечивает достаточно высокую надежность и прочность соединения, хотя и уступающую прочности ненарушенного каротажного кабеля. Недостатком способа является то, что место соединения имеет диаметр больший, чем каротажный кабель, а проволоки брони закреплены недостаточно надежно.

Контрольные вопросы

1. Опишите линии связи, применяемые при ГИС, и их характеристики.

2. Опишите, какие существуют типы геофизического кабеля, как он маркируется, каково его устройство.

3. Приведите основные характеристики геофизического кабеля и их значение при

4. I ИС.

5. Приведите устройство и характеристики бескабельных линий.

6. Опишите правила ввода кабеля в эксплуатацию.

7. Опишите методику проверки исправности кабеля.

8. Опишите правила эксплуатации геофизического кабеля.

9. Опишите правила соединения кабеля со скважинным прибором.

Наши рекомендации