Определение предельных функциональных зазоров
2.1.1. Определяем наименьшую толщину масляного слоя, необходимую для обеспечения жидкостного трения в подшипнике скольжения:
hmin = kO ∙ (Rzd +RzD); (2.1)
где kO = 2,0 – коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя;
hmin = 2∙ (3,2 + 4,0) ≈ 14мкм.
2.1.2. Угловую скорость вращения вала определяем по формуле
; (2.2)
ω = (3,14∙600)/30 = 63 мин –1.
2.1.3. Конструктивные коэффициенты, учитывающие соотношение геометрических параметров соединения l / d, выбираем по таблице 2.2.
Таблица 2.2
Коэффициенты к и m, по Поздову И.Н.
l / d | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 |
к | 0,255 | 0,355 | 0,452 | 0,539 | 0,623 | 0,690 | 0,760 | 0,723 | 0,880 |
m | 0,356 | 0,472 | 0,568 | 0,634 | 0,698 | 0,705 | 0,760 | 0,823 | 0,880 |
При l= 180∙10-3м и dn= 150∙10-3м, l / d= 180/150 = 1,2.
По таблице 2.2: к = 0,88; m = 0,88.
2.1.4. Среднее давление, приходящееся на поверхность цапфы, определяем по формуле
р = 60000/ (0,18∙0,15) = 2,2∙106 Па.
2.1.5 Вязкость масла определяем при наибольшей реальной рабочей температуре, так как с увеличением температуры вязкость масла уменьшается, при этом несущая способность снижается и наибольший функциональный зазор в посадке уменьшается.
Рабочую температуру и динамическую вязкость масла И-Л-А-32 ГОСТ 17479.4 – 87 (старое обозначение И – 20 ГОСТ 20799 – 75) определяем по таблице 2.3: t= 50°, μ50= 0,016 Па∙с.
Таблица 2.3
Динамическая вязкость масел μ, Па∙с
Масло* | ГОСТ | Температура, °С | ||||||||
50** | 100*** | |||||||||
Индустриальное: И-Л-А-22 И-Л-А-32 И-Л-А-46 И-Л-А-68 И-Л-А-100 | 17479.4–87 | 0,157 0,248 0,585 1,070 2,060 | 0,044 0,064 0,126 0,207 0,298 | 0,018 0,024 0,044 0,061 0,079 | 0,011 0,016 0,027 0,038 0,044 | 0,008 0,011 0,018 0,024 0,032 | 0,006 0,008 0,014 0,017 0,021 | 0,005 0,006 0,009 0,012 0,014 | 0,004 0,005 0,008 0,009 0,011 | 0,003 0,004 0,005 0,007 0,008 |
Турбинное: Тп-22 Тп-30 Тп-46 | 9972–74 | 0,415 0,776 1,575 | 0,085 0,145 0,270 | 0,032 0,043 0,075 | 0,019 0,027 0,047 | 0,013 0,018 0,030 | 0,009 0,013 0,020 | 0,007 0,009 0,014 | 0,005 0,007 0,010 | 0,004 0,005 0,008 |
Моторное: М-8-В1 М-10-В1 М-12-Г1 М-16-В2 | 17479.1–85 | – – – – | – – – – | – – – – | – – – – | – – – – | 0,018 0,026 0,031 0,060 | 0,012 0,018 0,021 0,037 | 0,009 0,013 0,014 0,023 | 0,007 0,009 0,011 0,015 |
*Цифрой в данных обозначениях указан класс вязкости масла.
**Нормированная рабочая температура индустриального и турбинного масла.
***Нормированная рабочая температура моторного масла.
2.1.6. определяем наибольший и наименьший функциональные зазоры, при которых обеспечивается жидкостное трение в соединении:
; (2.4)
SFmax = 293∙10-6 м = 293мкм;
SFmin = 31∙10-6 v = 31 мкм.
В ряде случаев при значениях SFmax > 500 мкм происходит увеличение биения вала о втулку, что приводит к значительным пластическим деформациям поверхности трения и поломке сборочной единицы. Рекомендуется ограничивать SFmax : не более 500 мкм.
Определение конструктивных зазоров
2.2.1. Конструктивный допуск посадки определяем по формуле
; (2.5)
где ТF – функциональный допуск посадки; КЗТ – коэффициент запаса точности,
КЗТ = 1,5– 11 (оптимально КЗТ = 3–5).
Функциональный допуск посадки
ТF = SFmax – SFmin; (2.6)
ТF = 293 –31 =262 мкм.
Согласно формуле (2.5),
. (2.7)
Таким образом, чем больше КЗТ, тем точнее будут изготовлены детали, тем больше их долговечность, но тем дороже обходится их обработка.
Пример КЗТ = 3.
Тогда по формуле (2.5) получим:
ТК = 262 / 3 =87 мкм.
2.2.2. Определяем предельные конструктивные зазоры.
Наименьший конструктивный зазор
SKmin = SFmin – 2∙η∙( RZD + RZd), (2.8)
где η = 0,6– 0,7 – коэффициент смятия шероховатости поверхности в процессе приработки;
SKmin = 31 – 2∙0,7∙(4,0 + 3,2) = 21 мкм.
Наибольший конструктивный зазор
SKmax = SKmin+ ТК ; (2.9)
SKmax = 21 + 87 = 108 мкм.
Выбор посадки
Условие выбора:
SCmin ≥ SKmin; (2.10)
SCmax → SKmax, (2.11)
где SCmax и SCmin –наибольший и наименьший стандартные зазоры в посадке.
Система посадки задана в таблице 2.1 – система отверстия сН.
Исходя из рисунка 2.1 выбираем основное отклонение для системы отверстия │es │ ≥ SKmin, для системы вала EI ≥ SKmin.
По таблице 4 приложения 1 (в системе вала – по таблице 5 приложения 1) для диапазона основных отклонений от a до h при диаметре dn = 150 мм имеем:
│–43│≥21, где es = – 43 мкм – буквенное обозначение «f», следовательно,
SCmin = 43 мкм.
Далее определяем допуски на изготовление деталей по зависимости
SKmax – SCmin → ITD + ITd; (2.12)
108 – 43 = 65 мкм → ITD + ITd.
По таблице 3 приложения 1 для dn = 150 мм находим сумму допусков (равных или отличающихся на один квалитет) отверстия и вала. При этом на поверхность детали, технологически более сложную в обработке(обычно – отверстие), назначаем больший допуск (квалитет).
В нашем случае ITD7 = 40 мкм, ITd6 = 25 мкм, 40 + 25 = 65 мкм.
Получаем посадку Ø150 .
2.4. Построение схемы расположения полей допусков
Строим схему расположения полей допусков, где указываем предельные отклонения, допуски и предельные зазоры (рис. 2.1).
2.5. Определение параметров шероховатости (Ra или Rz)