Выводы: Настройка(это как из паравоза сделать самолёт СУ-27, доведя до совершенства напильником) важная часть доводки усилителя до совершенства- без приборов не обойтись
Вопросы-Ответы?!
Радиво:А что можете сказать об этом усилителе? http://www.magictubes.ru/ves/peredel2.htm
Хотелось бы собрать что-то с имеющихся элементов и мощностью ~10W. Спасибо за мнение.
Гнат:К сожалению тех параметров не получите. Завал ВЧ пойдёт с 15-20кгц. Потому что нет секционирования. Чередования обмоток первичка-вторичка, первичка-вторичка. Позволяющая повысить полосу пропускания вверх. Можете все эти выходные лампы заменить телевизионной строчной 6П36С, 6П42С, 6П45С. Получите те же 10-14 ватт с меньшим гемороем. Потому как все эти лампы 6П15П на выходе нужно подобрать с одинаковыми характеристиками.
Гнат:Мы делаем практически усилитель. Я делюсь практическими методами построения усилителей. Проверено годами. Ваше дело принимать или нет советы, а не утверждать теоретически обратное. Дурного не посоветую. Нет проводимости при аккуратном залуживании ортофосфорной. И ничего нейтрализовать не надо. Современные входные гнёзда Родиевые и никелевые не лудяться под канифольным флюсом. Панельки ламповые 8ми штырьковые новые и под скобу и под пружину выпускаются с такими ламелями, что тоже не лудятся под канифолью. Оцинковка тоже под канифолью не лудиться. Только активный флюс применять нужно во всех этих случаях. Аспирин - это тоже КИСЛОТА, но мы радиолюбители всегда применяли его для зачистки и лужения лицендрата с тоньчайшими жилками. И работали катушки долго и ничего не аукалось. Ортофосфорная кислота применяется для анти коррозийной обработки автомобилей. В инструкции прямо сказано. После нанесения не смывать. Образуется фосфатная плёнка которая
защищаеи от ржавления. Красить не смывая прямо по ортофосфорной. Пользуюсь для лужения и пайки много лет. Ни каких побочных явлений не наблюдается.
Кем: Юрий, у меня опять появился вопрос волнующий меня. Имеются 4 штуки ТВЗ 1-9 и много места в шахтах будущих моноблоков. Не лучше ли они будут штатных ТВЗ от РИГОНДЫ - однотактной? Сам я перематывать трансы не умею (но очень бы хотелось научиться).
Так вот, попалась в инете вот такая схема.... там взяли 2 трансформатора ТВЗ 1-9 на ОДИН канал. Подключили параллельно. Каково ваше мнение, есть смысл в этом?
Гнат: Низ R8 на массе сидеть должен. Твз 1-9 не расчитаны на 6П3С там более в триоде, тем более в двух такте. Нет ООС с выхода в катод драйвера. Двух такт без ООС звучать хорошо не будет. ТВЗ всё равно доматывать нужно. Да если убрать перемыкающие пластины и склеить два транса сердечниками Ш друг к другу, то получится один транс двухтактный с двумя катушками на одном сердечнике. Но без секционирования не получить хорошей АЧХ и хорошего звука. Тем более без ООС. Заваливать ВЧ будет с 12кгц и грется сильно. Ваш родной выходник лучьше.
ANDREY_R33 писал:И кстати...
какая из схем http://www.bluesmobil.com/shikhman/arts/lamp2.htm#lamp204 получше будет?
Гнат: Зачем вы смотрите схемы 50х годов? Я же вам писал.Ничего хорошего не получите. тогда были совсем другие требования к усилителям. Не было электролитов 100-800 мкф х 450 вольт. Не было 1000 мкф 25 вольт. Вот и ставили 10-20 мкф в усилители.Схема здесь в теме двух такт. Для чего тема и создана,что б почитать и сделать усилитель. Прикреплена схема двухтакта в теме УНЧ-2 в первом сообщении.
lava писал:Ув Гнат! В упрощеной Вами схеме на 6н2п и 6п14п на входе вы ставите переменник на 50 ком. В штатной схеме ламповой радиолы ( ригонда, урал112) стоит 470 ком .
1. если на вход усилка будут подаватся сигналы как от двд проигр, компа и укв лампового штатного приемника какой номанал переменика устроит на все случаи или надо делать отдельные входа с разными переменниками?
2. Где-то читал что номинал входного переменника влияет на полосу пропускаемых частот унч? и чем выше номинал -тем уже полоса, так ли это?
Гнат:Что вы слушать будете по УКВ? Ведь все станции работают в стерео режиме. Нужно ставить стерео декодер, а у него выходное сопротивление маленькое и согласуется с 50ком. 470ком возьмём регулятор. 6Н9С входная лампа. Входная Ёмкость Миллера с ёмкостью монтажа равна 180пф. В среднее положение поставим регулятор. На входе получаем фильтр RC, 235ком последовательно и 180пф на массу. Срежет АЧХ с 8кГц. Ни какой прозрачности не будет. К тому же фазу будет крутить по диапазону.
Черный терьер:Торы-выходники на каком расстоянии от поверхности шасси монтировать? И крепеж какой брать-немагнитный? Будет ли влиять как-то это на звук?
Гнат:Прокладку небольшую 4мм резиновую дай от шасси и всё. Сверху тоже прокладка резиновая под блин стальной.
Lava:Юрий Васильевич если бы вы решили делать лично себе унч что бы вы для себя предпочли - двутактник или однотакт и на каких лампах драйвер-выход?
Гнат:Двухтактник однозначно. Поэтому и не выпускается промышленно однотакты. Потому что спецефический это усилитель. Именно под определённую акустику. А двух такт любую акустику раскачает и зазвучит.
Виктор:Юрий Васильевич, а не приходилось ли Вам экспериментировать с бестрансформаторными усилителями? Я читал, что они нормально работают только на высооомные динамики. А тут попалась статья - на обычные 8 Ом обеспечивают 25 Вт. Да еще и
..."Измерения показали, что искажение с включенной обратной связью были меньше, чем у генератора сигналов. Это дало 0,14% THD при 2W с 8Ω нагрузкой без обратной связи, или 0,007% 26дБ с обратной связью."
Ну, и частотная широкополосность.
http://hifisound.com.ua/25-vattnyj-bestransformatornyj-lampovyj-usilitel-na-6s33s-otl/
Гнат: Я же выкладывал Цsрклотроны в теме какие я делал бестрансформаторные. Не всё так однозначно. Если бы это было лучшее решение, то все усилители были бы цилклотронами.
Баев Алексей:http://www.radiolamp.ru/shem/unch/58/ -вот описание схемы двухтакта
Гнат: Ну во первых без отрицательной обратной связи не получить низкого выходного сопротивления и следовательно диффузор динамика 4А32 размещённого на щите без демпфирования будет болтатся и не отыграет правильно АТАКУ. Ни один завод ни когда не выпускал двухтактные усилители без ООС.Квод, Макинтош, Дженерал Электрик, Кинап. И данный фазоинвертор как верно подметили второй каскад усиливает уже сигнал искажённый первым каскадом, добавляет свои и имеем на сетках выходных ламп разные сигналы. Усиление маленькое у такого фазоинвертора. Потому что не зашунтированы катоды. Кроме того эта схема неустойчива, так как через катоды ПОС есть. И нет возможности ввести ООС с выходного трансформатора в катод первой лампы.
Почитать здесь о ошибках.
http://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=2620.0
Гнат: Сказка о классном звучании усилителей с меж каскадным трансформатором - всего лишь сказка. Требования к меж каскадному трансформатору гораздо выше чем к выходному, а даже хороший выходной трансформатор очень сложно сделать. Тем более это трудно любителям которые только начинают делать свои первые усилители в этой теме. Поэтому не шарахайтесь от схемы к схеме. Схема выложена мною, проверена, отработана. Повторяйте. Возмёте другую схему, ничего вы лучшего в звуке не услышите и ничего лучшего не увидите в параметрах, измерив их.
Баев Алексей:мне попадался старый японский усилок, так вот там стояли трансы BANDO, через прозрачные кожухи было видно как намотка шла виток к витку. И что все остальные слои тоже следует внавал мотать? Почему же тогда одним из самых сложных узлов в лампостроении является выходной, так можно и на коленки сообразить?
Гнат: Алексей прежде чем писать в теме нужно её прочитать. И почти все вопросы отпадут. Та часть секции первички ТВЗ которая подключена к аноду лампы мотается внавал. что б получить минимальную меж слоевую,меж витковую ёмкость. Можете мотать виток к витку но проиграете в прозрачности звука. А вот потом мотайте виток к витку и секционировано,что б обеспечить сцепление магнитного потока между первичкой и вторичкой. Там уже не влияет ёмкость. Так как анод лампы отделён от второй части , Индуктивностью. Можете мотать как пишут на форумах. Я рекомендую так мотать как я нашёл,сделав множество экспериментов и замеров. Звучание УНЧ в основном определяется правильным ТВЗ. Так вот внавал секцию от анода - это правильно. И миллионы ТВЗ намотаны именно внавал в приёмниках и усилителях. А Японский усилитель не есть эталон и правильным он не всегда бывает.
Так мы на коленке здесь и мотаем. И намотать внавал ТВЗ гораздо сложнее чем послойно виток к витку. Когда мотается внавал, нужно соблюдать постоянно условие, что б не встретились витки с большой разностью потенциалов напряжения и провод уже берётся с лучшей изоляцией. Все ТОРЫ мотаются внавал. Имеются ввиду тонкие обмотки. Первичка, анодная. И ТВЗ ТОРЫ только внавал. Иначе ни как. И это хорошо.
Хорошо. Вы мотаете для двух такта ТВЗ. Это очень хорошие трансы для этого. Абсолютно симметричные получатся у вас ТВЗ.. Куда там ТВЗ импортным намотанным на Ш железе типа QUAD II икона аудиофмлов. В котором одно половинка первички 157 ом имеет сопротивление,вторая 173 ом. И где вы видели большие ТВЗ в промышленных УНЧ фирменных. Берём тот же QUAD , Шервоод 5500, Дженерел электрик. У всех 5,5см. -6,5 см. кв. сердечник и это при лампах КТ66,КТ88
742 витка есть у вас уже. теперь мотаем слой от щёчки до щёчки 0.6мм провод,расстояние 50мм значит 77-80вит войдёт. потом 400вит 0.24 (два слоя.) потом слой вторички 0,6мм. Потом 400вит 0,24 (два слоя. И последней мотаем 38 вит двойным проводом 0,6мм. Получится хороший выходник.Под ультралинейное включение. 4-8ом нагрузку.
Усилитель получится 20-30 000гц -2dB на краях АЧХ.
Конечно увеличиваем напряжение, увеличиветься ток и его нужно снижать катодным резистором.. Есть токовый режим ламп,есть режим с предельными напряжениями при которых нужно снижать ток что б не превысить мощность рассеиваемую на аноде,что б не калилась лампа. В УНЧ режим токовый применялся в телевизорах и приёмниках 2-4 класса. Где нужно было малая мощность и лишь бы говорило радио. Меньшие искажения,большую мощность и лучше звучание имеет усилитель при повышенном напряжении анодном . Для 6П14П даже в данных на лампу заводом приводится схема двух тактного выходного каскада с напряжением 310вольт анодным. При этом достаточно 40ма ток анодный выставить.
Зачем тебе нужно что б шире ты видел АЧХ. При таком разрешении как у тебя всё видно нормально. Видно до 1dB неравномерность. Достаточно что бы видеть 3dB неравномерность. Неравномерность АЧХ динамиков 14dB
Сергей 1953: Юрий Васильевич, а продолжение будет? Вы обещали:-"Делаем просто хорошо звучащий УНЧ. Если всё у нас получится, тогда второй сделаем уже приближённый к звучанию HI-END". Если можно, хотя бы теоретически, на примере усилителя который сделал Дан. Что в усилителе нужно заменить ( комплектующие) или как то переделать схему (что-то добавить или убавить) чтобы его звучание приблизилось к звучанию HI-END?
Гнат: Ну во первых ТВЗ намотать секционировано, на железе побольше размером. А схема та же двух такт, но лампы октальные, или одно такт на 6П36С или 6П45С.
Что вы о лампах и усилках. На чём слушать будете? Вы ж ничего не услышите. Ни какой разницы. Тем более цифру слушать будете. Винил, корректор ламповый, усилитель ламповый, акустика на бумажных динамиках. Это система хорошая аналоговая. Но у вас нет последнего звена, акустики хорошей. И всё предыдущее перечёркивается.