ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8. ТАХЕОМЕТРИЧЕСКАЯ СЪЕМКА ТЕРРИТОРИИ
1.Теоретическая часть.
Тахеометрическая съёмка – основной вид съёмки для создания планов небольших незастроенных и малозастроенных участков, а также узких полос местности вдоль линий будущих дорог, трубопроводов и других коммуникаций. При тахеометрической съёмке ситуацию и рельеф снимают одновременно, а план составляют в камеральных условиях по результатам полевых измерений.
Съёмку производят с исходных точек – пунктов любых опорных и съёмочных геодезических сетей. Съёмочная сеть может быть создана в виде теодолитно-нивелирных ходов, когда отметки точек определяют геометрическим нивелированием. В большинстве случаев для съёмки прокладывают тахеометрические ходы, отличающиеся тем, что все элементы хода (углы, длины линий, превышения) определяют теодолитом или тахеометром–автоматом. При этом, одновременно с проложением тахеометрического хода производят съёмку. В этом главное отличие тахеометрической съемки от других видов топографических съемок.
Съёмку местности при тахеометрической съёмке производят с точек съёмного обоснования (станций). На станции устанавливают теодолит, приводят его в рабочее положение и совмещают нулевой диаметр лимба с одной из сторон обоснования, принятой за полярную ось. Отсчёты по горизонтальному кругу дают значение полярных углов. Производя дальномерный отсчёт по рейке, установленной на пикете, определяют полярное расстояние.
При съёмке ситуации и рельефа определяют положение характерных точек и наносят их на план.
При съёмке ситуации в качестве характерных точек используют углы контуров. На станции перед началом измерений составляют схематический чертёж (абрис) на котором зарисовывают элементы ситуации и показывают пикетные точки. В процессе измерения углов и расстояний на абрисе проставляют номера пикетов.
Кроме контура на планах показывают: пункты геодезических сетей, строения, здания, дорожную сеть, гидрографию и гидросооружения, линии связи, электропередач, палисадники, тротуары и др.
При съёмке рельефа особое внимание уделяют выбору местоположения пикетных точек. На холмах пикетные точки располагают на вершинах и вдоль подошвы; в котловине – на дне и по бортам; на хребте и лощине – по линиям водораздела и водослива. Пикетные точки должны ограничивать (разделять на участки) скаты с равномерными уклонами.
Одновременно с определением высот пикетных точек ведут абрис съёмки, на котором, кроме местоположения и названия пикетных точек с теми же номерами, что и полевом журнале, обязательно показывают стрелками направления и участки равномерного ската, что позволяет правильно изображать рельеф при составлении плана. Результаты измерений заносят в журнал тахеометрической съёмки. По окончании работы на станции проверяют ориентирование лимба теодолита, для чего визируют на предыдущую точку хода. Если повторный отсчет отличается от первоначального более чем на 51, съемку с данной станции переделывают. Для контроля на каждой станции определяют несколько пикетов, расположенных в полосе съемки со смежных станций.
После обработки результатов съёмки строят план. В простейшем случае составление плана по результатам тахеометрической съемки начинают с построения координатной сетки и нанесения по координатам точек теодолитного хода. Правильность нанесения точек хода контролируют по длинам его сторон: измеряют расстояния между вершинами — выраженные в масштабе, они должны быть равны расстояниям между соответствующими точками на плане или отличаться не более чем на 0,2 мм.
Вслед за этим наносят на план пикетные точки циркулем-измерителем, масштабной линейкой и транспортиром. Данные для нанесения берут из журнала тахеометрической съемки.
Направление на пикеты со станции (рис.7.4) строят по транспортиру.
Рисунок 7.4.
Например, при съемке на станции II лимб теодолита был ориентирован по направлению на точку 1. Транспортир прикладывают центром к точке II плана, а отсчет 0°00’ совмещают с направлением на точку 1. Направление на точку 2 получают, отложив по дуговой шкале транспортира 18°40’, а расстояние до точки 2 от станции II — отложив в масштабе плана горизонтальное проложение 48,9 м. Для этого по направлению 18°40’ проводят карандашом тонкую линию, а измерителем по масштабной линейке находят отрезок 48,9 м и откладывают его по створу линии от станции II на точку2. Аналогично наносят и другие точки.
Для ускорения работы поступают так. По внешней окружности транспортира карандашом отмечают направления на все пикеты. Рядом с каждой точкой ставят номер. Если есть углы более 180°, транспортир перекладывают, поворачивая его на 180°. После этого по нему отмечают значения угла минус 180°. Когда все углы отмечены, транспортир снимают. Из станции, как из центра, на все точки проводят лучи и откладывают расстояния. Конец каждого отложенного расстояния дает положение точки. Точку изображают кружком, рядом выписывают из журнала его отметку.
По отметкам точек на плане проводят горизонтали с принятым сечением рельефа. Следы горизонталей отыскивают графической интерполяцией между точками, которые в абрисе соединены стрелками. Соединение двух точек в абрисе говорит о том, что местность между ними имеет один скат, без перегибов. Все контуры и рельеф, изображаемые на плане, вычерчивают тушью в соответствии с условными знаками. Над северной рамкой делают заглавную надпись, под южной рамкой подписывают числовой масштаб, высоту сечения рельефа, вычерчивают линейный масштаб и график заложений.
2. Задания.
Провести тахеометрическую съемку заданного участка территории, выбрав не менее 14-16 характерных точек. Записи проводить в журнале (см.табл.8.1). По результатам измерений и расчетов составить план местности в выбранном масштабе.
Таблица 8.1.
Дата______ Станция 1 Высота прибора = ___
Наблюдатель_____________
Точки | Отсчет по дальномеру | Отсчеты по кругам | М0 | v | d, м | h, м | Примечание | |||||
горизон- тальному | верти- кальному | |||||||||||
о | I | о | I | о | I | о | I | |||||