Выводы: Усилитель может выглядеть поразному, главное чтобы оправдывал своё назначение УСИЛИТЕЛЬ, а не исказитель
Настройка
Изготовив усилитель вы должны включить его в сеть, вынув лампы и послушать есть ли фон и замерять его либо измерителем выхода, либо програмным селективным вольтметром. Если фон есть то значит это наводки с силового транса на выходные трансы. (ведь лампы то вынуты) И требуется экранировка либо силового, либо выходных трансов. Но сначала можно повращать выходники относительно силовика. И найти положение самого малого фона. Но полностью избавится таким способом невозможно от фона. Потому что в динамическом режиме всё разбалансируется и через некоторое время опять придётся искать положение выходников относительно силовика. Поэтому рекомендую уже на начале проектирования уйти от проблемы фона, расположением силовика сверху железного шасси, а выходники разместить в подвале. И забыть о Наводках магнитного поля с силовика на монтаж и выходники. Либо размещать силовик и выходники сверху но накрывать их экранами из железа. У кого есть пермалой, ещё лучше. Но навряд ли кто то найдёт листовой пермалой что б изготовить колпаки.
В заключении добавлю. Что медная оплётка, чулок экранированного провода, не защищает от магнитного поля. У военных все кабели одеты в экраны, оплётки из железной проволоки, оцинкованой или лужёной. Вот эти экраны защищают от магнитного поля. В ответственных местах я применяю трубку от тормозной системы автомобилей. Протянув внутри пару проводов а трубку прикрутив к шасси. 100% защита получается от магнитных полей транса силового. Хоть рядом с трансом проводи, нет фона.
Вот и получилось сообщение о вредности наводок с силовика на монтаж и выходные трансы. И методы борьбы с фоном. Удачи в конструировании усилителей.
Накал выходных ламп одна ножка всегда на массе должна быть. Либо средняя точка в обмотке должна на массе сидеть. Это даже не обсуждается и ни где не пишеться. Потому что АКСИОМА это и все это знают. И этого достаточно что б не было фона. В предваре тоже либо средняя точка, либо искуственная средняя точка. Либо подача постоянного напряжения с анодного питания через делитель величиной больше чем напряжение на катоде этой лампы.
Авкариус:Вы раньше уже говорили на каких лампах собирать усилитель, а на каких предпочтительнее?
Гнат:На любых лампах можно делать усилители. Для этого они и выпускаются. И не факт что усилитель изготовленный на лампе с худшими ВАХ параметрами будет звучать хуже усилителя на лампе с лучшими ВАХ параметрами. Завязано десятки факторов конструктивных и схемных которые могут свести на нет все хорошие параметры, этой хорошей лампы. Поэтому после запуска усилителя идёт длительная настройка по приборам (спектроанализаторе). И удаётся раз в 10 улучшить параметры усилителя. Вот тогда изделие ламповое зазвучит и будет спрос.
Кем:Юрий, я переделал по вашей схеме, Симфонию. Действительно, всё стало как вы сказали. Звук изменился, очень сильно в лучшую сторону. И БАСа стало больше.
Но, вместе с этим, появился небольшой фон в колонках. В связи с чем это может вызвано? Может увеличить ёмкости в БП? Там стоит всё заводское. Электролиты по 40 мкФ. Два дросселя присутствуют.
Гнат:С электролитами большой ёмкости на большое напряжение, проблем сейчас нет. Меньше 100мкф не ставлю. Если СССР, то 30+150х350в от цветных телевизоров ламповых получается 180 мкф (на самом деле сколько не замерял 230-250мкф ёмкость в них) и держат 400 вольт. Так что ставьте большие ёмкости, что б забыть о фоне. Ну и конечно определите откуда фон. Выньте лампу предварительного усиления. Оставьте только оконечные и послушайте фон есть - по питанию проходит значит (только смотрите что б накал ламп оконечных на массе сидел одним выводом. Если фон исчез при вытащенной лампе, значит фон гонит предвар. Смотреть нужно накал предварительной лампы. Отдельной обмоткой накал должен питатся и средний вывод должен быть или виртуальная средняя точка из двух резисторов одинаковых 100-300ом должна быть и на массе сидеть эти резисторы. И питание анодное этого предвара должно через Г образный фильтр питаться 1-3 ком и ёмкость 40-68мкф.
Гнат:Вот картинка с коментом. Резистор фильтра ставится как можно меньше номинал, но чем больше номинал, тем лучше подавление пульсаций анодного напряжения. Балансируем практически и что б пульсации были в пределах нормы и питание не подсело сильно (падение напряжения на этом резисторе). В анодной цепи лампы резистор гулять может от 10ком до 250ком. В зависимости от величины анодного напряжения. Смотря что хотите достичь от схемы. При увеличении номинала, увеличивается усиление, но немного сужается полоса частот вверху. Катодным резистором выставляем смещение лампы, то есть двигаем точку рабочую лампы по ВАХ характеристике. У меня переменный резистор 5ком, временно подключаю в катод и изменяя номинал, смотрю на СПЕКТРА АНАЛИЗАТОРЕ выбирая минимальный КНИ и ИМД именно для данного резистора анодного, данного анодного питания и данной лампы. И тогда получается ЗВУК! С теоретически расчитанной величиной резистора, расхождение бывает в ДВА раза.
Считаем мощность. Анодное допустим 280в. На аноде лампы 140вольт. На резисторе 100ком падает 140вольт. 140/100ком = 1.4ма ток.
140вольт х 1,4ма = 196мвт или 0,196ватт,а вы ставите 5ти ваттный резистор когда хватит и 0,25ватт. Так же и в фильтре 8ком которое сопротивление. 0,25ватт хватит. В катоде 6П6С считайте 0.045ма х 15вольт.
Євген: Отключил ООС - звук преобразился!!! В НАМНОГО лучшую сторону! Единственное, появляются искажения на максимальной громкости, но я туда не лезу.
Гнат:АЧХ стала горбатой. Нет низов и верхов. Прёт середина. Кому то нравится такой звук. Но слушать можно старые пластинки с полосой 100-4000гц. Ни о каком качестве звука не приходится говорить в этом случае. Если всё сделать верно, настроить, дать 320 вольт анодного напряжения. Ток катода выставить 50ма, введя в чистый класс А. Вот тогда зазвучит. Конечно если акустика неважная. То убрав ООС и сузив диапазон, можно подумать что заиграл усилитель. Дураки все разработчики Японские, Американские, Немецкие и наши были, вводя ООС в приёмниках и усилителях.Искать нужно, почему не звучит с ООС у вас.
Все выпускаемые пентодные усилители и усилители радиоприёмников имеют ООС. Без неё ни как. Особенно в двухтактных УНЧ на пентодах.
В знаменитом Кводе 2 Английском в 4 раз глубже ООС чем мы применяем. Отношение резисторов 470ом к 100ом у нас 2,2ком к 110ом. Посмотрите любую схему. КИНАП, Клангфильм, Шервоод, Телефункен-везде ООС.
Гнат:Вот ещё раз привожу фото таблицы как я настраивал на днях двух такт на 6П3С мною изготовленным. Спаял, включил, отлично играет, можно отправлять. Нет, ребята слух обманчив! Подключил приборы и прослезился от параметров, первая строчка в таблице 4 ом, 5 вольт, 6 ватт. И до какого предела удалось понизить КНИ и особенно на звук влияет ИМД. Более чем в ДЕСЯТЬ раз (вторая строчка снизу). И вот тогда канал настроенный зазвучал. Зазвучал звуком моим, который я и делаю на заказ клиентам, почему и очередь на пол года вперёд, а другие один УНЧ по два года продать не могут. А всего-то подобрать пришлось ДВА резистора и раскрылся усилитель.
Цитата:Очень существенный вопрос. Коэффициент трансформации задаёт для лампы, скажем так, простым языком, сопротивление анодной нагрузки. Это сопротивление сильно влияет на искажения выходного каскада, а значит и качество звука в целом. Этот коэфициент должен быть правильный, ибо ошибки выходного трансформатора в пентоде (тетроде), исправляются ТОЛЬКО ПОЛНОЙ его пермоткой.
Гнат:Не правы. Внутреннего сопротивления лампы ни кто вам не скажет в данной конкретной схеме, данной конкретной лампы, года выпска, состояния катода, вакума, режима. Всё приблизительно в два раза бегает туда сюда. Отводами вторички подгоняем. Если делали передатчики, то отводами выходного контура можно подобрать согласовать выходную лампу с антенной любой.
Lava:Вы при настройке например катодный резистор ставите переменник и настраиваете, а потом меняете на постоянный или методом тыка?
Гнат:Катодный резистор - это самая серьёзная штука в ламповом каскаде.
Конечно переменник. А потом меняем на постоянный. Так же и анодный резистор переменником подбираем. Самое главное никогда не совпадает с расчётным или с тем что написано в схемах. Всегда лучший режим подобрать можно. Более того можно компенсировать искажения выходного каскада искажениями предварительного каскада. Особенно в двухтактном усилителе.
Вот второй день ищу и нашёл наилучший режим для 6П45С лампы выходной в однотакте в Ультралинейной схеме (как ЛАВА пишет СВЕРХлинейной.) Кардинально другие режимы, токи, напряжения чем получаются по расчётам, по ВАХ ламп из справочника и по статьям и схемам из интернета. Создаётся впечатление, что все кто рисуют схемы, пишут статьи по изготовлению УНЧ на 6П45С ничего не измеряли. Просто от фонаря слепили. Заиграл и ладно. Изделие изготовленное своими руками всегда звучит классно (так кажется) Мозг обманывает. Приборы - нет. Я тоже после изготовления очередного этого на 6п45с включил и всё классно заиграло. Но даже жена заметила - искажения на прозрачном воздушном звучании слышны. Замерял: при 4вт искажения 8% КНИ 7%. Режим 280вольт анод и экранная. Ток анода менял 100-200ма. В результате подбора получилось КНИ 1,2% при 10вт. ИМД 0,35%. Анодное напряжение при этом 410вольт, экранное такое же. Отвод на ТВЗ для экранной сетки 25% ток лампы 70-80ма и при увеличении тока и уменьшении тока, увеличиваются искажения. Мощность рассеиваемая на аноде лампы не превышена. Вот теперь он запел. Насыщенно, мощно. Теперь на чистовую всё подпаяю и можно высылать клиенту его. А ведь уже не первый усилок делаю на 6П45С и всегда другой режим, что б выйти на лучшее звучание. Так что просто повторить усилитель по описанию и схеме из интернета нельзя. У вас всё равно другой ТВЗ. Другое железо, другой зазор, другой провод. И сразу всё разьехалось. Вроде ток прибавить нужно что б КНИ понизилось, так железо входит в насыщение от подмагничивания и на самом деле растёт КНИ. Вот и ищется компромис по тку и напряжению для данного ТВЗ, данного драйвера, данной лампы выходной. Нужна настройка индивидуальная.
Гнат:Игорь ничего не дадут резисторы 100ом во вторых сетках. Ток потребляемый второй сеткой 3-5ма и 100ом как мёртвому припарка. Ничего не упадёт на нём. 1 ком уже получше будет. Но тогда и эффективность ультралинейного включения исчезнет. Нельзя включать резисторы в цепь вторых сеток в УЛ включении. Это ошибочные схемы из интернета, где повсюду тыкают резисторы последовательно в управляющие сетки, против возбуждения, потому что лепят усилители кто не попадя на деревяшках с кучей проводов длинных. Если спаяно как у ДАНа коротким монтажём и так монтаж идёт и расположение, как на схеме всё расположекно. То не возбудится ни когда усилитель.
Схема двух такта в даташите на лампу 6П14П как видим 325 вольт анодное напряжение завод изготовитель рекомендует.
Дан: каков вообще принцип настройки? ну вот показывает искажения 5% , а как их сделать 1%? чем?
Гнат:Сначала выходной каскад, выставляем максимально возможный ток катодным резистором, но что б не превысить ,что б не раскалялись аноды. Потом подбираем величину катодного резистора в лампе 6Н2П по наименьшим искажениям. например при 4 вольтах на выходе. Всё время поддерживая это выходное напряжение. Потом величину ООС всё увеличивем, уменьшая сопротивление от выходной обмотки в катод 6Н2П которое идёт. Будут уменьшатся КНИ и ИМД но и чувствительность со входа будет уменьшатся. Нужно не сильно загрубить, найдя компромис, что б и хватало чувствительности и КНИ нормальные были.
Гнат Дану: Как подобрать я всё расписал. И где я советовал ставить ток для лампы 6П14П 60ма? Покажи где я это советовал? Нет такого совета. Зачем же ты ставишь ток 60 ма (120ма через две лампы) Выставь 45-50 ма и достаточно. Какой ты КНИ хочешь получить от своего усилителя 0,2% при 5 ваттах. Конечно не получишь таких результатов на комплектухе от Ригонды и старых лампах отживших свой век. При максимальной мощности 8-10% будет КНИ и это нормально. Вот на новых 6П14П-ЕВ можно получить, но они и дороже обычных 6П14П в три раза.
Напряжение на аноде конечно будет падать при увеличении тока потребляемого от анодного выпрямителя. Потому что обмотка питающая выпрямитель имеет сопротивление,дроссель включенный последовательно , тоже имеет сопротивление и чем больше будем ставить ток - тем больше падение на выходе выпрямителя. Ну это же так просто. Напряжение на аккумуляторе в АВТО 13 ,5вольт при заводке мотора падает до 11 вольт,при заводке замёрзшего мотора зимой падает до 10 вольт. Чем больший потребляемый ток - тем сильнее просадка напряжения. Как у тебя в сети. Чем больше нагревателей включать жильцы сидящие на твоей фазе - тем сильнее упадёт напряжение у тебя.
Гнат:Вот АЧХ Американских усилков до переделки и после переделки.
Не звучат они если их не переделывать. И транзисторные не звучат и Японские и Европа. Всегда всё выкидываю, все переключатели, регуляторы, тонкомпенсации и оставляю только оконечник и регулятор громкости. Вот тогда отлично звучит, короткий тракт.
Вот как переделывается любой усилитель на нашу схему, отработанную и проверенную, что б любой усилитель звучал как наш. Всё что слева, выбрасывается. Оно не нужно сейчас в 21 веке. Носители стали гораздо широкополосней и нам незачем резать полосу ВЧ и НЧ. Нужна линейная АЧХ без горбов и перекосов баланса. Выбрасываем все конденсаторы сажающие звук в ВЧ области.
Гнат Однако: Я уже попадал не измерив. Не мостовая была схема. А обычная. Выходная клемма прямо с соединения двух транзисторов выходных. Где относительно шасси половина напряжения питания. Вторая клемма выходная сидела на средней точке соединения двух электролитов БП, где тоже половина напряжения питания относительно шасси. Между клеммами НОЛЬ напряжение. А относительно массы на обеих половина напряжения БП. Вот я подключил эквивалент и ткнул входной провод к эквиваленту. Через две минуты взорвался один электролит, который оказался под большим напряжением и из эквивалента дым пошёл. А усилитель дорогой импортный был 600ватт мощностью. Класс D. Хорошо только кондёр взорвался.
Гнат:Можешь подобрать только анодный резистор первого триода от 120 до 360ком изменяя. Я думаю 250-300ком, у тебя самые малые искажения будут. Просто выключай и впаивай новое. 120 ком, потом замени на 180-200ком, потом на 250-270ком, потом на 300-330ком. И измеряй каждый раз, поддерживая одно и тоже напряжение на выходе. Например при 4х вольтах это делай на выходе. И пиши таблицу (можно последовательно подпаивать сопротивления). Например стоит 120 ком, одну ножку отпаяй, откуси и впаяй последовательно 80-120 ком ещё. Потом ещё 80-120ком. Можешь переменное сопротивление, если есть. Я думал нет переменного. Но ты ж разобрал УНЧ приёмников. Там столько сопротивлений и номиналов.
Ты что Виталя, придурками всех считаешь? Все всё читают и все это всё знают, что ты выложил. Но получится УНЧ от радиоприёмника или как у тебя. Валить у тебя начинает с 500гц, а ты пишешь звучит хорошо. Ты не слышал как звучит хорошо настоящий усилок изготовленный против всех правил. Вот на графике твой усилок верхняя жёлтая линия. Усилитель начинающего, без обратных связей, с непонятно какими концами куда включённой первичкой выходника.
Гнат:Для того что бы понять практически, что теория не совпадает с практикой и что прежде чем выпускать какой то аппарат УНЧ, ПРИЁМНИК. На заводе делается макет и производятся измерения параметров.Ищутся режимы каскадов, простым сдвигом рабочей точки лампы, а не теоретически расчитывают параметры. Я провёл сейчас эксперимент. На обычном УНЧ менял лампы и в 6Н2П уменьшил резистор катодный увеличив ток и сдвинув точку рабочую яко бы в более линейную часть ВАХ. Получилось следующее.