Правовые основы стандартизации

Трубенева Т.Г.

Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия»

Учебное пособие

для студентов среднего профессионального образования

Санкт-Петербург 2014

Оглавление

Раздел 1. Основы стандартизации.. 3

1.1. Методологические основы стандартизации.. 3

1.2.Правовые основы стандартизации.. 4

1.3. Категории и виды стандартов. 8

1.4.Системы стандартизации.. 10

Раздел 2. Основы метрологии.. 14

2.1. Основные понятия. Стрктурные элементы метрологии.. 14

2.2.Средства и методы измерений.. 16

2.3.Классификация измерений.. 18

2.4. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». 21

Раздел 3. Основы сертификации.. 24

3.1.Основы сертификации продукции и услуг. 24

3.2.Функции Органа по сертификации.. 30

3.3. Схемы подтверждения соответствия. 34

3.4.Правила заполнения сертификата. 36

Список источников и литературы... 41

Раздел 1. Основы стандартизации

Методологические основы стандартизации

Стандартизация – деятельность, которая, устремлена на определение и разработку требований, норм и правил, гарантирующая право потребителя на покупку товаров за устаивающую их цену, должного качества, право на благоустроенность и безопасность труда.

История стандартизации

В 1875 году в Париже первые 17 государств приняли участие в международной матричной конвенции, на которой согласились принять в качестве единицы длины – метр.

Там же было создано международное бюро мер и весов.

Во время первой мировой войны и после нее были основаны несколько национальных организаций по стандартизации: Англия, США, Голландия.

В 1943 году при ООН был создан Координационный комитет по вопросам стандартизации с бюро в Лондоне и Нью-Йорке.

В 1946 году в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), которая в настоящее время является основополагающим органом в области международной стандартизации.

Стандартизация осуществляется в целях:

1. Повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, экологической безопасности, содействие соблюдению требований технических регламентов.

2. Повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения ЧС природного и технического характера

3. Обеспечение НТП

4. Повышение конкурентоспособности продукции, работы, услуг

5. Рациональное использование ресурсов.

Основной целью изучения дисциплины является получение знаний и навыков по достижению высокого качества продукции.

Каждый из компонентов дисциплины – важнейший инструмент достижения качества, обеспечения качества продукции и услуг.

Аспекты категории качества:

· Управленческий;

· Экономический;

· Социальный;

· Личностный.

Экономико- управленческий аспект понятия качества и семенной трактовки

Качество:

· абсолютная оценка;

· соответствие стандартам;

· Свойство продукции;

· соответствие стоимости;

· степень удовлетворения запросов потребителей;

· соответствиеназначению

· Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2005 «Система менеджмента качества»

Метрология, стандартизация и обеспечение соответствия являются главным инструментом обеспечения качества.

Метрология –учение об измерениях, способах обеспечения их единства и путях приобретения нужной точности.

Основные задачи метрологии:

1. Разработка общей теории измерения

2. Разработка путей измерения и методов установления точности и верности измерений

3. Определение единиц физических величин.

Метод стандартизации – это способ достижения оптимальной степени упорядочения. К методам относится типизация, систематизация, оптимизация. Разновидностью унификации является типизация. Разновидностями систематизации представляет собой классификацию, селекцию, симплификацию, агрекатирование

Правовые основы стандартизации

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ.

Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

• ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

• ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) —единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ "О стандартизации" ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, что рассмотрено далее в гл. 2.

Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

Законодатёльные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона "О стандартизации", приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден "Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией".

Закон "О стандартизации" регламентирует:

• организацию работ по стандартизации,

• содержание и применение нормативных документов по стандартизации,

• информационное обеспечение работ по стандартизации,

• организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

• финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору,

• стимулирование применения государственных стандартов,

• ответственность за нарушение положений Закона "О стандартизации".

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1. Целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;

2. Приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3. Стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4. Разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5. Разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6. Стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7. Обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8. Стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

• обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

• установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

• определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

• унификация конструктивных частей изделий;

• разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

• оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

• создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

• организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

Наши рекомендации