Погрешности и точность измерения линий лентой
Вследствие неточного укладывания ленты в створе измеряемой линии, непостоянства ее натяжения, провисания и прогибов, колебания температуры и других причин результат измерения отличается от истинного расстояния. Но так как последнее неизвестно, о качестве измерений судят по сходимости прямого Dпри обратного Dобр результатов. Считается, что измерение выполнено удовлетворительно, если относительная погрешность fОTH=(Dпp—Do6p)/Dcp не превышает 1:2000 при благоприятных условиях измерения (ровная местность, крепкий грунт), 1:1500 при средних условиях и 1 : 1 000 при неблагоприятных (пересеченная или заболоченная местность, наличие пней, мелкого кустарника). При измерении длины просек, визиров и других ходовых линий (линии, на которых расположены пункты таксации) при лесоустроительных работах верным считают такой результат, который отклоняется от контрольного промера не более
1 :500 при I—II и не более 1 :300 при III разрядах лесоустройства.
Приведение к горизонту длины наклонной линии.Измеренные лентой расстояния приводят к горизонту по формуле (1) или путем введения в них поправок за наклон; необходимые углы наклона линий измеряют с помощью портативного прибора — эклиметра (рис.41).Последний состоит из цилиндрической коробки, к которой наглухо прикреплена визирная трубка с диоптрами — глазным в виде щели и предметным с натянутой в нем металлической нитью. Возле глазного диоптра припаяна оправа с лупой. Внутри коробки на оси помещается колесо, на обод которого нанесены градусные деления, по 60° в обе стороны от нулевого штриха. В рабочем положении колесо под действием припаянного к нему груза занимает одно и то же положение относительно горизонтальной плоскости, в нерабочем оно прижимается пружиной к коробке. Чтобы измерить угол наклона линии (рис. 42), становятся с эклиметром в одном конце ее, а в другом устанавливают веху с отмеченной на ней высотой глаз наблюдателя. Наведя нить предметного диоптра на метку вехи, нажимают стопорную кнопку и в момент, когда колесо успокоится, отпускают ее, через лупупротив нити предметного диоптра читают на ободе колеса отсчет с точностью до 0,25°. В отрегулированном эклиметре этот отсчет представляет собой угол наклона линии.
В отрегулированном эклиметре нулевой диаметр свободно подвешенного колеса занимает горизонтальное положение. Прежде чем пользоваться эклиметром, это условие проверяют, измеряя угол наклона одной и той же линии местности в прямом и обратном направлениях. Если отсчеты ν1 и ν2 (см. рис. 42) одинаковы по абсолютному значению и разные по знакам, эклиметр работает правильно. Если же их абсолютные величины различны, нулевой диаметр свободно подвешенного колеса образует с плоскостью горизонта угол, называемый местом нуля (МО). Тогда в точке А вместо угла ν будет измерен угол ν1, а в точке В — угол ν2. Из рис. 42 видно, что
Складывая уравнения и вычитая из первого второе, находим
Таким образом, среднее арифметическое из результатов измерений представляет собой верное значение угла наклона. Следовательно, можно работать иневерным эклиметром, но измерения выполнять в обоих концах линии. Чтобы одним измерением получить правильный угол наклона, следует изменить положение нулевого диаметра на угол MO. Для этого, вычислив из результатов двух измерений угол ν, вновь визируют по линии νν1и, передвинув юстировочную пластинку, прикрепленную к нижнему ободу колеса, добиваются того, чтобы щель предметного диоптра встала против отсчета, равного углу v. B этом положении нулевой диаметр колеса лежит в горизонтальной плоскости.
Измеренное наклонное расстояние D длиннее горизонтального проложения S (см. рис. 42). Поэтому поправку ΔDνза наклон линии следует вводить со знаком минус, составляя ее по правилу ΔDν=S—D. Учитывая, что S=D COSν, находим ΔDν=D cos ν—D = D(cos ν — 1) = —D(1—cos ν), или
В процессе лесоустроительных работ ходовые линии при измерении разбивают на пикеты длиной 100 или 200 м в зависимости от разряда лесоустройства. На крутых скатах к отложенной длине пикета добавляют поправку ΔD'ν за наклон, чтобы получить пикет на горизонтальной плоскости. В этом случае поправка имеет знак плюс и составляется по правилу ΔD'V=D—S. Учитывая, что D = S sec ν, находим ΔD'y = S secv—S, или окончательно
Примеры. 1. На скате крутизной 30° измерена линия длиной 115,47 м. Горизонтальное проложение ее 115,47—2·115,47· sin2 150= 100 м.
2. При промере ходовой линии на скате крутизной 30° отложено 100 м. Чтобы получить 100-метровый пикет на горизонтальной плоскости, необходимо линию продлить на ΔD'ν=100· (sec 300 — —1) —100·0,1547= 15,47 м и отметить конец этого отрезка пикетным колом.
В полевых условиях поправки находят по специальным таблицам (см. приложение к [6]).