Я писал ранее нужно ставить диодный мост и обмотка должна давать 260-280вольт переменки
Лампы
Ребятки! Многие обращают внимание на орфографические ошибки в моих текстах, быстро печатаю, некогда. Иногда даже мажу не попадая на ту клавишу с нужной буквой, соседняя буква отпечатывается. Спешка, поэтому править некогда тексты мне. Главное что понятно, а два н или нн, есть там мягкий знак в слове - не важно. Язык интеренета изменит через 10-20 лет всё понятие о правописании и калиграфии. И будут общаться кратко и слэнгом интернетовским. Так что ЗВИНЯЙТЭ хлопцы!
Потому что на сетке первой в лампе смещение меряется относительно катода, а не ШАССИ. Все напряжения на лампе рассматриваются относительно катода. Например 6П3С анодное напряжение относительно шасси 320 вольт, на катодном резисторе 25вольт. Значит на лампе не 320анодного, а 295вольт. Бывают лампы у которых на катодном резисторе 45 вольт, возьмём на аноде приложим 330 вольт, а на самом деле 285всего на лампе вольт, и смещение -45вольт.
50ма 300вольт на анодах - класс какой? Теоретики заколебали!!! Попробуй, потом пиши. А не повторяй прочитаное на сайтах или не пиши теоретическую галиматью. В классе В я не получил бы при 10 ваттах такой КНИ и ИМД. Смотри грфики, если петришь в них. Я вам уже 100раз писал 300 вольт на аноде не меньше. Питание 320-340 вольт. Только тогда падает КНИ, растёт мощность. И ни в одной лампе ещё не раскалился анод. И ни одна лампа не вышла из строя. И вообще на наши мощные лампы не тяните! Самые надёжные в мире! Выдерживают трёх кратный перегруз по параметрам. Буржуйская сдыхает сразу.
Схема как схема. Однотактная с фиксированым смещением. Ламп выпускается десятки которые можно применить на выходе. А схема одна и та же. С небольшими вариациями. ООС с анода выходной лампы на сетку выходной лампы через меж каскадный конденсатор. Лучше и практичнее и мощнее на 6П14П и 6Н2П или ещё лучше и гламурнее, на 6П6С и 6Н9С ещё лучше и понтовее на Г807 и 6Ж4. А схема будет одна и та же. Так что выбирайте лампы на которых хотите сделать УНЧ и под них делайте шасси. Подбирайте трансформаторы, дроссели и за дело.
Аквариус:Даже по Вашей ссылке цены на лампы 14П и 15П отличаются почти вдвое.
Я только поэтому спрашивал. Если 15П лучше 14П, то почему последняя дороже?
Гнат: Нет лучше лампы, хуже. Каждая лампа выпускалась для своих целей. 6П14П НЧ лампа для выходных каскадов. Используется всеми и во многих конструкциях, идёт нарасхват, следовательно цена больше чем у той же 6П15П, которых у продавца навалом, а их ни кто не берёт, так как это ВЧ лампа для видеоусилителей. 6П13С лампа для строчной развёртки, замечательная лампа для УНЧ. Звук классный, но ни кто не берёт вот и стоит она 50 центов у продавца. Так же с кенотронами. Все ставят 5Ц3С или 5Ц4С вот и цены подпрыгнули на 5Ц3С. А другие кенотроны 6Ц5С, 6Ц14П, 6Ц10П, 6Д14П, 6Д20П, забыты хотя параметры получше, но о них не пишут на сайтах аудио, вот они и залежались и продавец думает кому бы отдать эти ящики по 0,35$. Цена бросовая. Тут я их и покупаю. И так со всеми лампами у продавцов. Схему новую выкинут на сайтах где стоит 6Ф12П и попёрла цена, все начинают заказывать 6Ф12П делают корректор на ней, разочаровываются и угас спрос на 6Ф12П. Спрос диктует цену. 6Ж4 прекраснейшая лампа. Мало применяемая в любительских конструкциях. А звучит куда там лампам в 10 раз дороже.
По выходным клеммам. Старые Советские от приборов хорошо подходят. И можно купит на радиорынке. 4-10гривен одина клемма. Одну можно сажать прямо на шасси, другую изолировать шайбами изоляционными.
Для интереса. Вот в России выпускается усилитель для стерео телефонов (наушников). Самый обычный УНЧ, 6П14П на выходе и 6Н2п на входе. Стоимость 49 000руб. То же самое что я делаю за 100$ . И берут, покупают и слушают. Вот его схема. Срисована с фото монтажа. Обычный УНЧ что мы с вами сейчас делаем.
Алекс: Gnat, уважаемый не обижайтесь за может быть глупый вопрос, но, можно ли в Вашем усилителе применить на выходе пентоды 6П9, просто они есть у меня совершенно новые, из одной серии, есть конечно и ГУ-50, и 6П3/6С и тд, но эти стоят в моих приемниках и УМах, их на это дело не хочется, есть еще куча 6Н7C, на вх. пойдет? Никогда не интересовался серьезно УНЧ, но Ваша тема задела, хочу сравнить действительно что ли есть разница в звучании???
Колонки стоят S-90 есть и поменьше на 10-30 вт динамиках, сравнивать буду с тьюнерами с встроенными УНЧ , Grundig-300, Grundig-1000, ребята поверьте я не выпендриваюсь, но у меня вся аккустическая жисть в гараже, а там чего только нет..., а дома жена, дети.
Гнат: 6П9 отличная лампа. Сделайте на одной лампе УНЧ. 2 ватта максимум будет. Усиление у этой лампы под 100, поэтому не нужна лампа предварительного усиления.
Резистор в катоде выходной лампы не влияет на выходную мощность усилителя. Так как по переменному току резистор зашунтирован электролитом 1000 мкф. Просто увеличиваем анодное напряжение и всё.
В заключении советую всем делать себе усилители, не бойтесь превышать параметры. Не для нас ламповиков они писаны. Писаны они для того что б не было рекламаций от потребителя. Возмём 6П41С. Прекрасная лампа. Завод даёт рекомендацию рассеивать на аноде 14 ватт. СМЕШНО. Вы посмотрите на лампу на её массивный анод. Разве она равна 6П14П, 6П43П в которых тоже завод рекомендует 14 ватт. Вот и вводим в режим рассеивания 21-25ватта мощности. И тогда лампа зазвучит и КНИ и ИМД уменьшатся в ТРИ раза. Так же и с 36и 45й.
На счёт ламп БУ. В каждом усилителе подбираются лампы мною индивидуально. И БУ ставится не из бедности или экономии (их у меня ящики и новых и БУ отработавших на ретрансляторах по 600часов. 60-70х годов выпуска). А лампы подбираются по КНИ и ИМД. Разброс бывает доходит в 3-4 раза. И лампа БУ зачастую имеет меньший гораздо КНИ и ИМД. Вот таблица подборки ламп 6П14П в один из усилителей в г.Саки. Как видите при 4х ваттах выходной мощности ИМД может быть 1,73% и 8,3%. Первую лампу приятно слушать, вторую невозможно слушать. И обе лампы вписываются в данные заводские. Которые гласят. Что при 4х ваттах КНИ и ИМД не более 10%
Справа видим как скурпулёзно подбирается количество витков вторички (К трансформации) не теоретически, а практически. Видно как при изменении количества витков с 62 до 72х КНИ и ИМД уменьшается в два раза.
Гнат: Написали, что не могут звучать усилки, не могут лампы работать при таких режимах, не могут при автоматическом смещении работать 6П36С, 6П45С. А у тысяч радиолюбителей работают в таких режимах и даже более тяжёлых режимах. И ничего с Советской лампой не случается. При заявленных 1000 часов гарантийных она работает 10 000 часов. Работали телевизоры по 6 часов ежедневно, в год 2000 часов. Что мы меняли все лампы каждые пол года. Молотили они по 10 лет и ничего не случалось. Ну выйдет одна лампа за 5-10 лет из строя.
Заводы дают с большим запасом рассеиваемую мощность. Например 6П41С14ватт дают это как у 6П14П, а лампа-то вдвое большая и держит годами 80ма 320вольт 25 ватт рассеивая. 6П3С держит 380вольт 55ма.
Там же даёт завод по 6П45С наработка 500часов. Телевизоры в день работали 5-7часов. 100дней и выкидывай лампу. А она работала по 6-10лет и ничего.
Написал я вам что каждый усилитель индивидуален. Схема не повторилась у меня ни разу. Каждый настраивается по минимуму КНИ, ИМД, шумам, фону. Режимы не запредельные. Это нормальные режимы для ламп. А вы мне ВАХи, теорию. Поставьте 6Н2П в режим по ВАХ 3-4ма ток анода и померяйте искажения и послушайте. А все заводы придурковатые были, ставили в катод 2-3ком, в анод 150-220ком. Ток 0,6-0,8ма и это в приёмниках высшего класса.
Хочу ещё раз показать, что я в своих усилителях не превышаю эксплутационные режимы выходных ламп, рекомендованные заводом. Просто вы все привыкли видеть схемы радиоприёмников, телевизоров. Там анодное 230-250вольт. Завод даёт номинальные параметры эксплутации ламп и предельные, максимальные. Так вот я в своих УНЧ не дохожу до предельных параметров. И нам главное получить хорошее звучание. Ну пусть лампа например 6П3С, 6П6С, 6П14П отработает 3000 часов вместо 5000 часов. Это года три слушать музыку ежедневно по три часа.
Завод сам даёт таблицы и схемы в даташитах радиоламп, где указывает 300-350вольт анодное напряжение. Для 6П3С 400вольт. Для 6П3С-Е 500вольт. Так что не волнуйтесь за надёжность ламп. Применяйте повышенные анодные напряжения и услышите как раскроется усилитель.
Гнат:Я каждый силовик доматываю. Час делов, если занимаешься эти всю жизнь и всё есть под рукой. Вот и вчера вечером два силовика от приёмников, раскидал. Смотал накальные, домотал по 150вит анодной, намотал накальные опять. Теперь зазвучит лампа 6П41С, два моно блока. Хотя лампа 6П41С токовая и многие теоретики считают, что низкое анодное должно быть для неё. Но попробовав один раз и замеряв параметры УНЧ, я убедился, что и на слух и по приборам, лампа раскрывается при 310 вольтах анодного и 70ма.ИМД уменьшается в 10 раз по сравнению с 250 вольтами анодного. При одной и той же мощности 8 ватт.
Для качественного звучания и уменьшения КНИ нам придётся увеличить ток через выходные лампы. Поэтому однозначно применить 2 ТС нужно. В заводской схеме двух такта ток катода выходных ламп 6П14П выбран 35ма. Падение на катодном резисторе 130ом составляет 9 вольт. То есть режим АВ. Завод ламповый рекомендует для качественного воспроизведения звука следующие режимы. Как видим в режиме А ток катода должен быть 50-57ма. Такой режим для 6П14П и 6П6С я ставлю всегда, хоть в однотакте, хоть в двухтакте.
На любой лампе можно сделать усилитель качественный. Нет плохих ламп. На ГУ 17, но в каждом плече по лампе, половинки вместе соединить. Уменьшим выходное сопротивление. Увеличим ток через лампу. Следовательно мощность, драйв улучшится. А так как на схеме - дохлик получится. Ориентируйтесь на лампы выходные с током не менее 50ма через неё. Хорошо 75ма 6П41С и отлично 100-140ма 6П36С, 6П45С.
6П31С, 6П13С 300вольт анодное. Упадёт на ТВЗ немного. Упадёт на катодном резисторе. Так что не бойтесь. Хорошо звучащие эти лампы. Жаль колпачёк сверху. 6П13С 4гривны стоит всего, а звук обалденный.
Некоторые лампы синим светятся, не опасно. Долго лампы не работали, газуют.
Ламп этих навалом. И не дорогие. Превышайте не бойтесь. На года 3-4 хватит при ежедневном прослушивании. Они в телевизорах по 10 лет молотили. Каждый день. Мотать будете ТС всегда отводы делайте в повышающей обмотке. 260вольт, 275, 290в. И обмотку фиксированого смещения мотаните обязательно. 20-30вольт проводом 0,2-0,25мм. Пригодится!
Я: Юрий Васильевич доброго вам здоровья. У меня к вам вопрос: 1.приходилось ли вам иметь дело с линейным тр. из ап. связи? вот мне попался такой транс. s-29*32 зазор 1мм. Проконтр. 1700-90-240-90-240-46-120 диам.0,25 для 6п3с(две \\) с1700-экр.сетка. 2.Будет ли разница в работе ок.кас. если менять нач. или кон. первички выходника в пентодном режиме. 3.Надо ли после намотки варить в парафине?-межслойка лакоткань. Это я делаю для макетки. С ув. Владимир г.Балашов
Гнат: Двухтактный? Вы же пишите всё точно, все известные данные. А то две 6П3С. Может однотакт и две впаралель. Вижу в этом зазор есть, видимо однотакт. Не советую две лампы паралелить в однотакте. Идеально одинаковых ламп не найдёте и будет всё равно усиливать с большим Кус с большим током, а вторая только искажения давать. Данные намотки отличные для экспериментов. Но на слух не найдёте правильное включение. Только их мерять нужно параметры, АЧХ. Какой там парафин. Это когда супер-пупер делать будете - то сварите для себя любимого. При каком АНОДНОМ напряжении? А у меня она работает при 320-340вольт.
Анодное напряжение 320вольт сетки 320вольт УЛ режим, ток катода 70-80ма. -50вольт смещение. Есть ряд распространённых ламп на которых делают УНЧ: 6П1П, 6П14П, 6П6С, 6П3С, 6П13С, 6П31С, 6П36С, 6П41С, 6П42С, 6П44С, 6П45С.
На 6П43С не делают, в разогрев уходит, хотя её навалом в продаже и стоит в четыре раза дешевле 6П14П. Так же и 6П15П, 6П18П навалом. Это низковольтные лампы, а я писал вам усилитель раскрывает динамику когда свыше 300вольт на аноде. Когда на первичке ТВЗ большую амплитуду получить можно.
Хотя на любой лампе можно построить усилитель и 6Н1П ставят на выход и балдеют.
Гнат о Г-807: Вы же смотрите параметры лампы в поиске наберите. Это при 300вольтах на аноде предел 100ма. И то покраснеет она в режиме А. И она в таком режиме звучать не будет. В УНЧ всегда режим 500 вольт для неё. Следовательно при 25 ватт рассеиваемой мощности 50ма ток. Можно без вреда повысить до 70ма. И получить 8-9 ватт мощности.
Во сколько советчиков! 6П14П аналог EL84 поэтому на аноде можно высаживать до 360вольт и нормально будет. И мощность рассеивания на лампе можно превышать с коэфициентом 1,3 (проверено всё это практически). Когда мы вводим в этот режим лампы, вот тогда и зазвучит усилитель. При анодном 250вольт звучать будет как дохлик и не будет согласовки с ТВЗ у лампы.
Если анодное сделаете 250в, то и играть будет как радиоприёмник.
6П6С - на трансе выходном 310-320в, 6П3С - 380-420в лучше 450в. В двух такте 500вольт. Это практика. И чихать на АЧХ, параметры и ресурс ламп. Звук должен быть классный, а не ресурс 20 лет. Я так рекомендую.
Дан: Юрий Василич, можно я ток 6п14П влуплю 60ма? мне так больше ее звук нравится.
Гнат:Ток катода мы измеряем на катодном резисторе. А он складывается из тока АНОДА и тока экранной сетки. Так что можно и 60ма ток катода для 6П14П, если анодное не больше 300вольт. Главное что б в темноте не краснели аноды ламп выходных.
Юрий вот и я о том же. Открывая тему просто хотел разместить фотогаллерею своих работ в области построения УНЧ. Не HI-FI, а обычных ламповых усилителей. По схемам которые наши деды разработали в 20-40 годах прошлого столетия. С тех пор ничего нового не придумано в схемотехнике ламповой. И ничего невозможно придумать. Так что наше дело повторять схемы. И тут такой сыр-бор. Каких-то клиентов, покупателей здесь яко бы ищу. Кому здесь продавать? Каждый в состоянии изготовить себе усилитель. А вот результаты экспериментов, хотел бы передать тем кто хочет изготовить усилитель. Есть кое-какие нюансы в изготовлении. И есть отличие от усилителей радиоприёмников.
На выходе усилителя лампового может стоять триод, а может пентод или лучевой тетрод. Последние обеспечивают большее усиление и большую мощность, первые проигрывают в усилении и мощности, но КНИ и ИМД меньше. Аудиофилы и самодельщики вроде меня продавая усилители часто подчёркивают в обьявлении о продаже. УСИЛИТЕЛЬ ТРИОДНЫЙ БЕЗ ООС. И большая масса не понимает что внутри самого триода и есть ООС. Это ёмкость между анодом и управляющей сеткой. Этой ёмкости нет в пентоде и лучевом тетроде. Потому что управляющую сетку от анода отделяет экранная сетка. Соеденив экранную сетку с анодом в выходной лампе, мы переводим работу в триодный режим, появляется ООС внутри лампы. Падает мощность выходная, падает усиление, снижается КНИ. А если внешне (не трогая экранную сетку) сделать ООС между анодом и сеткой? Но нужен резистор и конденсатор большой ёмкости, что б не частотно зависимой получилась ООС и по постоянке разделить анод с сеткой. А у нас есть уже конденсатор подключеный к управляющей сетке, межкаскадный. Поэтому соединяем анод выходной лампы с анодом драйверной лампы. Получаем выходной каскад с ООС как триодный, но без большого падения усиления и без потери выходной мощности. Мощность максимальная даже увеличивается. КНИ уменьшается в 5-10 раз. ИМД тоже уменьшается. Полоса расширяется. И уже 40гц усилитель с маленьким выходным трансом воспроизводит без завала(смотрите график спектроанализатора). Появляются мощный бас. Если дорабатывается промышленный усилитель, то ООС с выходной обмотки в катод драйвера, следует отключить. Она не нужна будет. Всё сделает резистор 510ком включенный между анодами ламп. И это тоже знали наши деды. Но сейчас забыли об этой ООС. Так что пробуйте, дорабатывайте усилители.
Гнат:Юрий построишь свой УНЧ и потом померяешь изменишь параметры и подвигаешь по ВАХ точки и поймёшь что в выходном каскаде - чем более ток приближается к максимуму, тем лучше звук и чем больше напряжение на аноде - ещё лучше звук, выше мощность, больше низов… В драйвере не однозначно. Я выложил выше пример. При увеличении тока через триод, растут нелинейные искажения. Посмотри схемы приёмников высшего класса. Везде в первых каскадах ток первой лампы 0,5-1ма приблизительно. УЖАС казалось бы. Катодный резистор 2-4 ком. Анодный резистор 200-500ком. Какой там ток? А всё играет и соответствует высшему классу и полоса до 16кгц и КНИ. Я шасси могу тебе изготовить под твои трансы. Собирай комплектуху на свой унч, что б определится где какие дырки делать.
Нет не скажите, а возьмите смоделируйте, построив УНЧ и померяйте сами.
Иначе разговор не получится. Только факты. Наши деды и отцы не дураки были на РАДИОЗАВОДАХ и тоже умели считать режимы. Но ставили режимы драйверов 0,3-0,9ма. А ведь как просто поставить не 3 ком в катод, а 600ом и сделать ток 3-4ма и получить работу лампы с сеточным током. При заходе сигнала входного в положительную область смещений. Думать головой нужно прежде чем критиковать. Задать вопрос себе, почему же они так делали. Дураки были и не измеряли режимов. От фонаря ставили резисторы. Умники вы мои. И что вы привязались к первой схеме. Там от фонаря проставлено всё. Схема с сайта Усилитель начинающего. Вы смотрите мой реальный усилитель с его реальными режимами. Ваши рекомендации были увеличить анодный резистор до 100-150ком и резистор в катоде уменшить, что б ток через лампу увеличить. При том анодном напряжении вы не попадёте в 3-4ма как не крутите катодный резистор, а попадёте в положительное смещение по сетке при подаче входного сигнала с CD амплитудой 2 вольта. 150ком анодный. Напряжение анодное 250вольт. На лампе 100вольт ток в аноде 1ма. В катоде в этом режиме будет 600ом и 0.6 вольт. Всё при сигнале выше 0.8-1вольт лампа уходит в работу с сеточным током, ведь это обычная лампа с обычными ВАХ а не 6Н7С или 6Н17Б работающие и при нулевом смещении. Спецы вы мои! И не злитесь и не злорадствуйте с пеной у рта. Сайт общий. Тема моя. У Пети есть куча тем. Куда ни кто не ходит и не читают его бредятину. Идите туда и обсуждайте режимы теоретически. Здесь моя тема. И я пишу, то что знаю и как делал я и делаю. И как делали наши отцы. Вы гребите по новому по HI-END нам до вас далеко!
ANDREY_R33: Вы для раскачки выходной на 6П45С используете SRPP? Для 6П36С такой вариант тоже годится ? Например использовав 6Н2П или 6Н23П? Их хватит?
Да, вот ещё что... На 22 килоома резисторов на регулятор громкости достаточно будет? СП3-30Е 22/22ком 0,125вт крив.В
Гнат: Да всё хватит. Если анодное напряжение будет большое. Вы видите какое анодное напряжение. Ведь лампы включены последовательно и на каждой при 400вольтах всего 200вольт получается. А вот когда СРПП ставят в усилитель где питание драйвера 200-250вольт всего, то конечно ничего хорошего не получится. Регулятор громкости 10-50ком ставим.
Выводы:Идеальных ламп-нет! Каждая для своей работы, но если настроить-зазвучит любая.
На анод 300-340в при токе 50-57мА для ламп6П14П, 6П6С.
Для 6П3С 400вольт. Для 6П3С-Е 500вольт.6П3С - 380-420в лучше 450. В двухтакте 500вольт.
Например 6П41С14ватт дают это как у 6П14П, а лампа-то вдвое большая и держит годами 80ма 320вольт 25 ватт рассеивая. 6П3С держит 380вольт 55ма. Вот и вводим в режим рассеивания 21-25ватта мощности.
Хорошо 75ма 6П41С и отлично 100-140ма 6П36С, 6П45С.
Г-807- В УНЧ всегда режим 500 вольт для неё, при 25 ватт рассеиваемой мощности 50ма ток. Можно без вреда повысить до 70ма. И получить 8-9 ватт мощности.
6П31С, 6П13С300вольт анодное.
Питание
Гнат рекомендует:Если обмотка ТС даёт 275 вольт(переменки), то на первом электролите получите 350вольт анодного напряжения. 1,41хU обмотки, формула для двухполупериодного выпрямителя. Для однополупериодного 1,21хU обмотки анодной. Сядет на дросселе, ТВЗ и будет режим 310-320 вольт КАТОД-АНОД.
Я писал ранее нужно ставить диодный мост и обмотка должна давать 260-280вольт переменки.
Можно Д226 применять. IN4007 сейчас распространены диоды (1А 400в).
Гнат:Я беру и переключаю первичку ТС180 и ТС270 на 254 вольта. Тогда ток ХХ минимален и не гудит транс. Накальные доматываю по 3 витка. И потом выбирай вторички для анода. Накальные доматываю не разбирая транс.
Юрий: Прошу дать рекомендации по дросселю - что можно взять готовое и что брать за основу если перематывать самому?
Гнат: Любой дроссель от телевизора. Можно ТВК 110 только в зазор бумажную прокладку положить. 100-250ом обмотка должна показывать. 2000-5000витков должно быть. Не критично. Главное что б дроссель, а не резистор. После дросселя электролит 100 - 200 мкф для себя можно все электролиты бумажными кондёрами зашунтировать. Но экспериментировал ничего не даёт это. Ни АЧХ не меняется ни звук не меняется, но АУДИОФИЛЫ слышат изменение. Нам с тобой это не светит. Поэтому мы слушаем музыку, а не выслушиваем как звучат провода, конденсаторы и пр. дребедень. Вот АЧХ моего усилителя который я слушаю. Ни каких шунтирующих конденсаторов. Простые электролиты 70х годов наши. Хорошие выходники намотаны. Вот это главное.
Юрий: у меня есть ДР-2ЛМ но у него 4 вывода.
Гнат:Хватит одной обмотки. 1и2 выводы.
Дима Лисовин: Вопрос: насколько критично если уменьшить емкости в фильтре питания? Какой уровень пульсаций на выходе допускается? и в цепи питания анода 6г2...
И есть ли необходимость убирать их в подвал, или можно расположить над шасси? Потом будет вопрос по разводке земли.
Гнат: Дмитрий не имеет значения где конденсаторы электролиты. Но главное они должны быть изолированы от корпусаи корпус конденсаторов должен соединятся с шиной земля только. Зависимость покажу пульсаций. Вот Первый рисунок. Пульсации на выходе фильтра в зависимости от дросселя (первая колонка цифр). И осциллограмма фона в акустике если выходной конденсатор поставить 10 мкф. А если и входной 10 мкф, то вообще!!!
Цитата:А если применить только один дроссель на оба канала, наверно не особо ухудшатся параметры? После диодного моста поставить 470 МкФ, следом за ним дроссель и после него ещё два кондёра по 220 Мкф. Пульсаций я думаю не особо будет много?
Гнат:Один дроссель запросто ставьте если он расчитан на ток общий потребляемый вашим УНЧ. На входе ставим 100мкф на выход 100 мкф и если 200 мкф поставить, ещё лучше будет энергетика и меньше пульсации.
Сергей Лисовин: Но что-то мне не верится, что после такой СL цепочки может получиться 3-4мв. Может секрет в L?
Гнат:Конечно, чем больше индуктивность, тем лучше фильтрация. Чем больше ёмкости, тем лучше фильтрация. А ёмкости любые можем ставить: 150+150 250вольт от телевизора. Вот вам 300 мкф или 150+30 х 350вольт уже 180 мкф. И все наши электролиты в плюсе 30% ёмкость. Так что 400 и 220 мкф. Индуктивность дросселя на осциллограмме 12 Гн.
Сергей Лисовин: Ну так может с этого надо было начинать? А то всё как-то вскользь. А ведь на схеме 50 и 100 мкф, и индуктивность никакая.
Гнат: Поставите ДР от приёмника 5-9 Гн. Электролит 100-150 мкф и всё будет нормально. Я на осциллограмме снял идеал для высокочувствительной акустики. А для обычной акустики 86-90dB достаточно если пульсации будут 20-30мв. С учётом К транса фон 1-1.5мв будет. До 3х мв не слышен фон в акустике. Вот сегодняшний однотакт в Саки 50 и 100 мкф и ДР 5Гн обычный от приёмника. И ТС от Чайки, но домотана вторичка, что б анодное напряжение после ДР под нагрузкой 120ма было 310 вольт. При 250вольт усилители плохо играют. Обычный звук как из радиоприёмника. Нет той динамики, прозрачности и глубины.
Гнат о питании накала: Желательно выходные каскады от одной и один вывод на массу, предвары от другой обмотки и сделать виртуальную среднюю точку. Два резистора одинаковых по 100-300ом к обмотке накала и соединение двух резисторов, на массу. Фона не будет.
Когда перематываешь силовик пару отводов в конце делай всегда 50 и 100витков. Что б точнее анодное подобрать.
Гнат Эполету на применение IRF740 : Я тоже как и Виталий сторонник обычного дросселя в ламповом усилителе. Пусть маленького, но дросселя. Возьмём телевизионнный ДР-5-0.08, он меньше ТВЗ1-9 в два раза, но честно выполняет свои функции. В далёкие времена не было электролитов с большими ёмкостями, поэтому и индуктивность дросселя требовалась большая. Сейчас навалом электролитов 300-800мкф, так что проблеммы с фоном нет и при применении дросселя 1 Генри. А это 500 витков провода 0,35.
Виталий правильно написал. Это электронный фильтр на полевом транзисторе, а не дроссель. Эти фильтры применялись с начала транзисторной схемотехники. На биполярных транзисторах, потом на полевых.
И главное все эти миниатюры величиной с коробок спичечный, выполненый на полевике и якобы заменяющий 54Гн дроссель, сказки! При пульсации на входе 40 вольт фильтр на полевике должен пульсации эти гасить на переходе. То есть на нём должно падать 42 вольта. При токе в нашем случае 220ма. Получаем 10ватт рассеивания не в ключевом режиме. Какой радиатор нужен? И какой КПД получается?
Гнат:Ну зачем же вы с дросселем мучаетесь? Какая разница 1500витков влезло или 2500 витков. Будет прекрасно работать и при 1000витков.На слух ничего не заметите.LC фильтр. Если уж хотите что б параметры фильтра остались как и при 3000 витков, просто ёмкость после дросселя увеличьте и всё. Отверстия есть, куда прикрутить дополнительный электролит.
И с таким конденсатором будет отлично. В сотнях других моделей подобных приёмников, нет дросселя, а стоит RC фильтр вместо LC фильтра и работают. Дроссель и мотается внавал. Потому что межвитковое напряжение мало у дросселя, на входе 270в на выходе 255 вольт. Пульсации на входе 3-7 вольт. Поэтому ни когда не пробьёт изоляцию. И выходные трансформаторы намотанные внавал звучат лучше. Потому что меньше меж витковая и меж обмоточная ёмкости. Прозрачней звучит УНЧ. Но провод в выходнике нужно применять в этом случае с двойной усиленной изоляцией. ПЭВ-1 и ПЭВ-2 не идут. Современные с повышенной электрической и механической прочностью. ПЭТ-155, ПЭВТЛ-2. Хотя ТВЗ телевизионные и многие от приёмников - намотаны внавал проводом ПЭВ-2 и нормально работают. Но когда мощности побольше и анодное напряжение больше, то может и пробить ПЭВ.
Юрий: Разьяснение о компенсирующей обмотке дросселя:
Дроссели от Гнат:
Отличный дроссель. Подходит для любого усилителя. Активное сопротивление обмотки применяемых дросселей должно лежать в пределах 60-150ом. Для однотактного усилителя на 6П14, 6П6С можно до 300ом. Подходят так же дроссели от ламп дневного света. Советские светильники на потолок.
Vitaliy_N: Gnat, так ведь в дросселях для ЛДС вроде как зазора нету.
Гнат: Не разбирал не знаю. Но видимо есть. Потому что для получения ВВ импульса поджига, нужен зазор в сердечнике. Индуктивность мерял. 2-4Гн у различных типов. Применял. Нормально фильтрует и сглаживает пульсации. И многие радиолюбители применяют их.
Гнат о переделке др. в твз:Др-2ЛМ магнитопровод БЛ 16х32 обмотка1: 1220 витков ПЭЛ 0,31; 47 Ом; 2,3Гн обмотка2: 570 витков ПЭЛ 0,17; 75 Ом; 0,6Гн ...
Как видите имеем 1790 витков, а нужно 2200-2700 витков первички. А окно уже заполнено. Поэтому ничего не получится. Только сматывать всё и мотать 0,45 слой, потом 0,15 1000витков, опять 0,45 слой, опять 0,15 1000витков, опять 0,45 слой и 500-700 витков 0,15. Зазор в железе- бумага из тетради. 0,15 последовательно обмотки. 0,45мм паралельно соединяем.
.
Тихий Дон: Товарищ Gnat!
Вскользь рассмотрите вопрос питания. Питание при помощи кенотронов или полупроводниковых мостов? Насколько, по вашему, реальна угроза, о которой пишут чуть ли не в каждой книжке, снижения надёжности лампы в случае резкой подачи анодного напряжения при холодных катодах, при каждом включении? Особенно актуально при рекомендуемом вами таком высоком (по моему мнению) анодном напряжении 340В? На фоне того, что чуть ли не все серийные приёмники после 57-59 года уже шли с полупроводниковыми выпрямителями анодного напряжения? На угрозу подачи холодного анодного вроде как "забивали"?
Гнат: На угрозу подачи анодного на холодные лампы забивали, и правильно делали. Прогресс шёл вперёд. Пошли СЕЛЕНОВЫЕ выпрямители АВС80. АВС120ма. Потом Германиевые диоды и наконец кремниевые Д226Б. И работали наши приёмники и телевизоры с диодными мостами и лампы жили в них по 10 лет. Не так страшен чёрт как его малюют. А вот тумблер включения анодного напряжения вреден. Бросок тока страшный через кенотрон проходит. Вот осциллограмма мною снята. Каков импульс тока через кенотрон 5Ц3С если установлен тумблер включить анод. Если уж так бережёте лампы. Поставьте тумблер АНОД, но зашунтируйте контакты этого тумблера резистором 10-100ком. В этом случае после включения накала потихоньку начнут заряжаться электролиты выпрямителя и зарядятся до 100вольт, включайте анодное. Кенотроны ставят аудиофилы, которые не музыку слушают, а выслушивают как звучит кенотрон, как звучит конденсатор или проводок нормализатор облучённый на ускорителе в Дубне пучком электронов высокой энергии.
Гнат:Что б не было фона, первый электролит по питанию, должен быть не меньше 50мкф, второй не меньше 100мкф. Я ставлю от телевизоров 150мкф, и тот и другой, что б сразу забыть о фоне.
Какое анодное напряжение приходит на ТВЗ? Если 240-260, то искажения будут на увеличенной громкости. Так как мощность УНЧ всего 2 ватта получится и усилитель уходит в ограничение. Когда Анодное напряжение увеличите до 300-320в всё нормально будет.
Какая величина катодного резистора 6П3С. И сколько вольт на нём при прогретом УНЧ. Это нужно что б узнать ток через лампу. Ток нужно выставить 55ма, подбором этого резистора. Ещё раз прошу выкиньте кенотрон и поставьте два диода вместо него. Анодное поднимется на 30-35 вольт и вот тогда уже настраивайте. Иначе получился просто дохленький УНЧ от радиоприёмника. Качества звука не будет.
Юрий: В чем суть подбора анодного?
Гнат: Ни когда не угадать какое будет напряжение. Зависит от сопротивления анодной обмотки, нагрузки, сопротивления дросселя. Двух полупериодный выпрямитель. 305 х 1,41= 425 вольт на первом конденсаторе без нагрузки. А что будет с нагрузкой на втором конденсаторе фильтра, узнаешь когда всё подключишь. Не трудно сделать отводы когда мотаешь. И тогда просто подбирать.
Гнат: Расчитан на заводе 1 трансформатор силовой на 1 канал, значит и мы ставим на одЫн. Лучше с запасом как и делали на заводе.
Абсолютно верно. Не с запасом, а как посчитали на заводе впритык. Я вам давал уже формулу диаметра провода от тока. И привёл данные силового транса. 0,8 корень кв. из тока потребляемого. Ток потребляемый будет у нас 110ма каждого усилителя. 0,22а два канала. С учётом преобразования переменки в постоянку (1,2) 0,265а ток обмотки. 0,53х0,8=0,46 диаметр вторички нужен для питания двух каналов от одного трансформатора. А мы имеем 0,29 диаметр вторички. Считать не надо. Завод выпускал - знал что делал. Например Симфония стерео имеет вторичку 0,44 диаметром. И сечение железа больше. Вот тогда потянет два канала двух тактных на 6П14П. Но у нас для качества ток через 6П14П будет больше чем в приёмнике. Поэтому только два транса силовых. Дроссель питания повышает КПД блока питания и уменьшает пульсации анодного питания. Поэтому в качественном усилителе не обойтись без дросселя. 3-5Генри индуктивность. Пойдут от ламповых телевизоров и от приёмников. ДР-5-0.08 или ДР-2 лм.
КЕМ: В каждом дросселе 4 клеммы (по 2 с каждой стороны). Как их правильно подключить?
Гнат:2,3 клеммы соединяете и 1,4 клеммы вместо R1 подключаете. Последовательно две обмотки. Это для одно такта. Для двух такта применяете только 1,2 клеммы вместо R1 включаете. 3,4 не используете.
Гнат:Вот это и есть самая большаяпроблема при изготовлении качественных УНЧ - гул трансформаторов. Пропитываю лаком, краской. С зелёными ничего сделать не могу. ТАН, ТПП, ТН все гудящие, на радостях купил несколько ящиков и лежат теперь. Иногда молотком постучав, удаёться уменьшить гул у них. На днях пришли ТОРЫ из Харькова с завода трансформаторов. Заказывал анодные. Все гудят. Звоню им. Ответ таков. Уровень гула не регламентирован. Сердечники не пропитаны и не склеена лента при намотке. Поставляем во все уголки России, Украины и страны СНГ. Претензий нет по гулу. Трансы поставляем для применения в промышленности. С пропиткой возится не хотим. И так клиенетов навалом.
Отсюда вывод: требования по гулу разные, при изготовлении качественного УНЧ вообще транс гудеть не должен. В приёмниках, телевизорах не обращаем внимания на гул. Ну а для освещения 12 вольт и в промышленность (тепловозы, шахты, заводы) вообще гул не регламетирован.
До того момента пока не заостряешь своё внимание на гуле транса силового, пока его и не слышно. Установив транс на железное шасси, мы присоединяем к нему резонатор, панель. Шасси усиливает этот гул. Накрывая колпаком железным, мы так же увеличиваем гул. Потому что магнитное поле рассеивания взаимодействуя с колпаком, вызывает колебания стенок и крышки. Приходится обклеивать внутренность скотчем что б уменьшить вибрацию стенок.
Если не гудящий транс, то нет необходимости во втулках и прокладке. Если гудящий, то ставить вот так.
Гнат:Выпрямитель однополупериодный с удвоеннием напряжения. Если есть трансформатор с напряжением вторички 130-150 вольт и током обмотки 300-500ма можно делать такие выпрямители. Или лампа допустим Г807 стоит у вас на выходе или ГУ50 они высоковольтные и транс ваш с 250 вольт можно включить по такой схеме и получить 600вольт анодного напряжения.
Владимирждон: Юрий Васильевич большое спасибо, без этих мелочей-нет целостности. Забыл спросить как сетевики сделать тихими? У меня два ТС-180(от ч\б теле)-оба дрезжат. Один в парафин окунал, другой в краску ПФ-115 сутки держал, сутки стекал, 2 недели сох-непомогло. Виброизоляторы помогают, но гудение всеравно слышно (тор намотал для комп. усилителя-тихий получился). Как можно ТСы сделать тихими или не связываться с ними? С уважением Владимир.