Установление обязательных требований в технических регламентах
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
Три сферы применения технического регулирования
С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [3]. В течение определенного промежутка времени (переходного периода) этот закон должен полностью заменить ранее действовавшие законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг».
В статье 2 Федерального закона [3] понятие «техническое регулирование» определено следующим образом.
Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Сферы применения технического регулирования определены в статье 1 Федерального закона [3]. Схематично эти сферы проиллюстрированы на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Сферы применения технического регулирования
Из графической модели, представленной на рис. 1.1, видно, что техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в трех сферах:
1) в области установления, применения и исполнения обязательных требований к объектам технического регулирования (эти обязательные требования устанавливаются в технических регламентах);
2) в области установления и применения на добровольной основе требований к объектам технического регулирования и к выполнению работ или оказанию услуг (эти добровольные для применения требования излагаются в стандартах или договорах);
3) в области оценки соответствия.
Выше использован термин «объект технического регулирования» – это продукция (в том числе здания, строения, сооружения) и процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. При установлении и применении добровольных требований (излагаемых в стандартах) к перечисленным объектам добавляются: выполнение работ или оказание услуг.
Действие Федерального закона № 184-ФЗ [3] не распространяется на:
– государственные образовательные стандарты;
– положения (стандарты) о бухгалтерском учете;
– проверка (стандарты) аудиторской деятельности;
– стандарты эмиссии ценных бумаг;
– проспекты эмиссии ценных бумаг.
Установление обязательных требований в технических регламентах
До вступления в силу Федерального закона [3] у нас в стране отсутствовало понятие – «технический регламент». Статья 2 закона [3] определяет понятие «технический регламент» следующим образом.
Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технические регламенты являются новым для Российской Федерации видом правовых документов, устанавливающих обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования.
Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов определен в Статье 9 Федерального закона № 184-ФЗ [3] и в целом предусматривает следующее:
1) технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для федеральных законов, с учетом положений закона «О техническом регулировании» [3];
2) разработчиком проекта технического регламента может быть любое (юридическое или физическое) лицо;
3) о разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (ФОИВ ТР) и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме (например, в Интернете);
4) с момента опубликования уведомления соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным сторонам для ознакомления;
5) с учетом полученных в письменном виде замечаний и предложений заинтересованных сторон – разработчик дорабатывает проект технического регламента и проводит его публичное обсуждение;
6) уведомление о завершении публичного обсуждения (продолжительностью не менее чем 2 месяца) проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном органе ФОИВ ТР и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;
7) при наличии всех необходимых документов (перечисленных в п. 7 Статьи 9 Федерального закона № 184-Ф3) субъект права законодательной инициативы вносит проект закона о техническом регламенте в Государственную думу, которая направляет проект закона с приложением всех необходимых документов в Правительство Российской Федерации;
8) Правительство РФ в течение месяца направляет в Государственную думу отзыв на проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию;
9) Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый государственной думой в первом чтении, публикуется в печатном издании ФОИВ ТР и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме; поправки к этому проекту (после окончания срока их подачи) публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за месяц до рассмотрения Государственной думой проекта федерального закона о техническом регламенте во втором чтении;
10) Подробности действий после принятия проекта федерального закона о техническом регламенте Государственной думой во втором чтении (с учетом отзыва Правительства РФ) в тексте Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ к сожалению не определены. Если следовать пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 184-ФЗ, согласно которому технический регламент принимается Федеральным законом в порядке, установленном для Федеральных законов, то порядок действий должен быть следующий: текст проекта закона о техническом регламенте должен поступить в Совет Федерации и пройти все необходимые процедуры наравне с другими федеральными законами;
11) Одобренный Советом Федерации закон о техническом регламенте должен вступать в силу после того, как будет подписан Президентом Российской Федерации (обычно по истечении шести месяцев с момента его официального опубликования).
Со дня вступления в силу Федерального закона № 184-ФЗ впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, ранее установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
2.3. Оценка соответствия.
Федеральный закон «О техническом регулировании» [3] определяет понятие «Оценка соответствия» следующим образом.
Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Третья сфера применения технического регулирования – правовое регулирование отношений в области оценки соответствия – проиллюстрирована на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Формы оценки соответствия [14]
Из этого рис. 2.2 видно, что оценка соответствия включает в себя шесть форм, каждая из которых рассмотрена ниже.