Гнат: Что б небыло наводок на трансы выходные при плотном таки монтаже, нужен для шасси магнитный материал, сталь, а не латунь, нержавейка, дюраль
Юрий: в таком случае это получается обычная Ст 3 листовая толщиной 1,2 - 1,5 мм и сварка - что упрощает и удещевляет изготовление шасси.
Гнат: Да я беру ХК лист покупаю 1 и 1,5мм и из неё делаю. Определяйся с лампами на входе. Что б правильно панельки расположить. Анод драйверной к сетке выходной.
Гнат:По ШАССИ. После того как заготовка, размечена. Прорезаем по линиям до половины глубины металла болгаркой круг отрезной по металлу 1мм толщина. Потом эти канавки этой же болгаркой прорезаем не вглубь, а снимая фаски под углом 45%. Потом сверление отверстий, гибка. По канавкам гнётся легко и ровно. Изнутри углы пропаиваем мощным паяльником или провариваем сваркой обычной электродом 2мм малым током. Снаружи шов запаивается припоем. Потом зачищаеться напильником и шкуркой. Проходим мелкой шкуркой, моем водой, высушиваем и кроем одним слоем грунта. Через 10-15 мин. Красим и в сушку. Шасси готово. Если без пайки углов и сварки, то делаем шасси с боковыми накладками из дерева.
И вот после покраски шасси готовы к установке деталей. Это четыре серьёзных усилителя будут.
Я постепенно выкладываю, может что пригодится, а вы Дмитрий потихоньку двигайтесь, поэтапно. Для металла на толкучке у дедов купил советские конусные развёртки диаметром до 42мм. Под панельки сверлить. Но это когда много нужно сверлить. А одно шасси можете и по кругу маленьким сверлом высверлить и напильником круглым подровнять. По дереву купил в магазине Китайские фрезы сменные для дрели 30-40гривен набор из 14 шт. Нормально дырки делают.
Вот и готов усилитель для Дмитрия в г.Саки. Идёт настройка, проверка, прогон 12 часов не выключая. Мощный звук! Напор, атака. Низа глубокие. Прозрачность как хрусталь в верхней части диапазона. Так звучит 6П45С в однотакте. Ему понравились мои малыши на 6П14П, а этот должен по новому донести ему все нюансы его фонотеки, через его акустику Клипши-3.
Генадий:Юрий, у меня несколько вопросов по этому усилителю. Какая получилась выходная мощность, от чего использовали железо для выходных трансформаторов и колпачки на анодах ламп - самодельные?
Гнат:2х14 ватт. Выходники на ТС-60 от Маяка 233. Монтаж в подвале.
Размер корпусов Гнат: Толщина металла 1,5мм для шасси. Размер 300мм х 200мм х 55мм.
Василий: А здесь просто некоторые Гната боготворят. А я противник абсолютизма. Постоянно пишутся замечания о своей теме, а здесь молчок! Но почему? не лучше ли на заданный вопрос грамотно и опираясь аргументами ответить и обяснить человеку, а не рот затыкать?
Гнат: Василий! Есть несколько подходов к проблеме качественного звуковоспроизведения. И все имеют право на жизнь, верны они или не верны либо вообще бредовые (ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ подход, позвать священослужителя и намаливать каждую пайку в усилителе) или (применять только Немецкие лампы 39года и провод применять только с трансформаторов Телефункен, которые мотала во время войны жена Геринга работая мотальщицей).
Но в одну тему нельзя их все запихивать. Я открыл тему имея своё представление о звуке. Отучившись в ТИАСУРЕ по этой специальности, получив те нормальные знания, без эзотерики и отработав потом на областной радио телевизионнной студии, инженером, по этому профилю 10 лет и являясь радиолюбителем всю жизнь. Я имею своё видение построения усилителей из обычных наших советских деталей, ламп, трансформаторов и проводов. Которые считаю не хуже буржуйских, а некоторые позиции и лучше.
Поэтому открывайте соседнюю тему и стройте усилитель там по своим канонам. Дискуссии ведите. Мне некогда дискуссии вести бредовые. Нет времени.
Усилители могут быть и такие как у Лихницкого и Аббаса. Обязательно на шасси от Телефункена (это очень важно, звук улучшается в 10 раз). У меня язык не повернулся бы назвать эту железку усилителем. Макет другое дело. Но нет это законченый усилитель, который покупается Москвичами за 3000$. Фото прилагаю.
Гнат: Есть ещё вот такая штука для дырок в металле.
Гнат: В ход идут различные приспособления. В магазине продаёться это устройство для сверления отверстий различного диаметра в бетоне, кирпиче. Либо под розетки углубления. С победитовой надставкой она. Режет и металл. Вручную без дрели. Сверлим отверстие для центровки. Выставляем размер отверстия и начинаем крутить как коловорот. Ровное отверстие получается.
Александр Хрисанов: Очень удобный инструмент для сверления - коническое ступенчатое сверло. Обычный шаг ступеньки 2 мм.
На фото сверло 6-30 мм, но бывают меньше и больше.
Удобно ещё и тем, что одновременно снимается аккуратная фаска.
Гнат:В Усилителе нечего экранировать. Если он изготовлен на железном шасси из 1,5мм толщиной и силовая часть находится сверху, а выходники в подвале. То есть шасси разделяет эти трансформаторы, служа преградой для магнитных полей.
Практически определил какое напряжение фона допускается в паузе на акустике высоко чувствительной 95-98dB применяемой меломанами. 2-3 мв не более не зависимо от мощности усилителя. Например радиоприёмник МИР 152 имеет на выходе 18мв фона. Латвия имеет 29мв и так далее. Их не возможно слушать в тишине на малой громкости, если подключить к ним акустику высокой чувствительности с нижней рабочей частотой 30гц. Если делать усилитель высококачественный для продажи, а не для себя, то нужно обязательно добиватся 2-3мв и не более фона на выходе. Иначе будет рекламация. Потому что первый тест у клиента после получения усилителя, это включить в сеть и прислонив ухо к акустике послушать нет ли фона. Для себя Виталий клепай как хочешь. Без дросселя, на деревяшке, не ставя экраны на трансы и слушай с фоном 50-100гц.
Гнат: Кожух для транса по углам закрепляется снизу из подвала болтиками М3. Кожух имеет размеры не доходя сзади и сбоков 5мм до края шасси. Из оцинковки можно 1,2-2мм. ТС отступайте так что б до стенки кожуха было не менее 1,5см. И вверху зазор тоже до крышки кожуха - 1,5см. Под лапки ТС положите полоски резины. Что б не резонировало шасси.
Это развёртка шасси, если боковинки будут деревянные накладки.
От кожуха до ламп чтоб 3см было не менее.
Отверстя под провода просверлишь когда всё будет стоять на бумаге. Сбоку каждого транса по 4 отверстия с каждой стороны в ряд, диаметр 6-8мм. Воздух для охлаждения будет поступать с подвала, а в подвал будет поступать через отверстия в нижней крышке и уходить будет горячий воздух через отверстия в кожухе на задней стенке. Как и в приёмниках. В нижней крышке дырки. В задней крышке дырки. Конвекцией идёт движение воздуха и охлаждается.
Гнат:Панельный усилитель. Там ДЕСЯТЬ деталей всего. Вот это ж между входными клеммами и стоит этот самый восхваляемый регулятор громкости, АЛПС стоимостью 40$. Как будто он звук улучшит. И электролиты стоят эти импортные Мать их. Заказ такой был. Но я изготовил два усилка. Один на наших деталях и один на дорогих импортных. И потом клиенту включал по очереди усилки. Но он не знал какой играет. И выиграл усилок с электролитами от ТЕЛЕВИЗОРА и конденсаторами от ТЕЛЕВИЗОРА и резисторами от ТЕЛЕВИЗОРА, и регулятор стоял китайский за 5 гривен… То дроссель стоит. Только так можно было закрепить, что б не было сверху на панели шляпки болтика. Когда делаешь усилок, обращай внмание, что б не было шляпок болтиков. Панель должна быть чистой. Поэтому крепи все детали в подвале так, что б шляпки болтиков были спрятаны под колпаком трансформаторов. Но это я так делаю. Кто-то делает всю панель в шляпках.
Ну во-первых я не писал, что на шасси из алюминия - это в воздухе. Я писал о деревяшках. Зачем перекашиваете? Теперь о брендах высокого класса. Все усилители ЛАМПОВЫЕ, особенно винтажные 50-70х годов, когда алюминия было хоть ж...й ешь - делались только на стальных шасси. Крышка нижняя тоже железная и экраны, крышки трансов силовых и выходных, тоже из железа. Ну это же АКСИОМА конструирования НЧ аппаратуры. Особенно высоко чувствительной, как фоно корректоры, где чувствительность со входа 3мв. А сколько ВУНДЕРКИНДОВ корректоры свои на сайтах показывают сделанные на деревяшках. Когда в корректоре к лампе первой на 15см подносишь руку и гудит уже в акустике. Значит такой корректор ловит всё из эфира и от соседей сверху, снизу, сбоку! Попробуйте в УНЧ на 6Н9С пальцами возьмитесь за цоколь и сразу фон идёт в акустике.
Гнат: Кто не умеет шасси делать, покупают в хоз маге.И делают вот такие усилки.
Выводы:Корпус (шасси) только сталь 1-1,5мм. Алюминий, дерево-не применять, получится радиоприёмник.
Схемы
Юрий: я исхожу из того что изначально выбираются лампы трансы и все это компонуется, чтобы потом можно было собрать несколько вариантов схем и выбрать лучший - то что я привел в качестве примера это не схема для повторения и делать ее я не собираюсь - просто там детали похожи на те что у меня есть. И ВСЕ!!!
Исправленая Гнат:
Правильно. Нужен Силовой транс от приёмника любого. Выходника два нужно. Желательно от телевизора цветного ТВЗ1-9. Потому что у него вторичная обмотка первой намотана, потом первичная и мы можем домотать ещё поверх первички, вторичку и соединить с нижней вторичной обмоткой паралельно, получить лучшее сцепление потока магнитного и получить более равномерную и широкую полосу пропускания. Нужны три электролита не менее 50мкф на 300-350вольт. Либо от телевизора 150-30х350вольт. Пока не гонитесь за импортными деталями. Хотя можете и на них делать. Разницы в звуке нет. И ещё выберите на каких лампах делать будете. На октальных или пальчиковых? И тип ламп. Выход 6П14П, 6П1П, 6П6С, 6П3С в предварительном усилителе (драйвере - 6Ж1П , 6Н2П, 6Н1П, 6Н23П, 6Н9С, 6Н8С, 6Ж8, 6Ж4). Можно и 6Ж7, 6Г2, но у них вход сверху, неудобно. Обычно делаю 6Н2П, 6П14П или 6Н9С, 6П6С. Потом можете переставлять 6П43П, 6Ф6С подобрав режим. Регулятор громкости сдвоенный нужен. Пару гнёзд входных. На выход клеммы. Выключатель питания. Светодиод на индикатор вкл. Панельки ламповые. Монтажный провод. Подбирайте перечень, определяйтесь с комплектацией. От комплектации зависит, какое шасси делать. Ну и кто из вас будет делать законченный вид усилителя, красивый, а не макет, должны определиться с общим видом, прежде чем приступать к изготовлению шасси.
Схему выложил выше в сообщении твою. С диодами как раз получится 320вольт до дросселя и 300вольт после дросселя.
Исправленная Гнат: Вот такой вид примет схема, что б качество было.
Регулятор громкости должен быть не более 50ком. Сейчас нет пьезо головок звукоснимателей как раньше, источники все низко омные поэтому и вход не нужен 500ком или 1 мом. Возможно идёт подвозбуд. Нужно бы глянуть осциллографом на выходе. Или сразу поставить от регулятора на сетку не проводок, а резистор 2-3ком антизвонный и резистор с сетки первой лампы на массу не более 100ком.
Генадий: (схема Пузанова). Осмелюсь выставить на всеобщее обозрение своё творчество. Усилитель собран из деталей которые удалось найти, основная проблема - выходные трансформаторы. ТВЗ-1-9 слабоваты для 6П3С, но уж очень хотелось услышать "ламповый" звук, а ничего другого не было. Сейчас ищу трансформаторы которые можно перемотать на нормальные выходники. Самое главное что всё заработало и есть стимул для дальнейшего усовершенствования аппарата.
Гнат:Осмелюсь прокомментировать. Схема приведённая не совпадает с монтажём. Добавлены по каскаду на 6Н8С в каждый канал. Поэтому ламп 5, а не 4. Среднюю лампу мы и видим в подвале на фото. Танталы стоят в катодах. Шунтируя катодные сопротивления. Танталы - наши лучшие электролиты. Видимо автору не хватило чувствительности со входа и он добавил по каскаду. Хотя применение сдвоенной 6Н9С не оправдано. Это увеличило ёмкость Миллера в два раза и так у худшей(по этому параметру)лампы нашей 6Н9С. 6П3С хорошо раскачивается и одним триодом от 6Н9С. ТВЗ1-9 расчитан на ток до 60ма. Поэтому нормально ему в этой схеме. У автора теперь есть возможность поэкспериментировать. И выжать из этого УНЧ по максимуму качество. Сейчас нарисую изменения, которые приведут к повышению мощности в 2-3 раза и снижению КНИ в 2-3 раза.
Схема для Геннадия:как включать выходной транс(раздел выходные трансы).
1й вывод на анод лампы. 2,3 на экранную сетку. 6й вывод - анодное напряжение подаешь. Вторичку нужно землить так, что б при подаче с незаземлённого отвода вторички сигнала в катод первой лампы (через резистор 3-5ком) уменьшался звук (отрицательная обратная связь что б была).
Гнат: Танталы- это лучшие конденсаторы. Теперь установите два тумблера сдвоенных на верхней панели и подключите как я показал на схеме. Откроется УНЧ ваш по новому для вас.
Схема без комментариев.
Для интереса. Вот в России выпускается усилитель для стерео-телефонов (наушников). Самый обычный УНЧ, 6П14П на выходе и 6Н2п на входе. Стоимость 49 000руб. То же самое что я делаю за 100$ . И берут, покупают и слушают. Вот его схема. Срисована с фото монтажа. Обычный УНЧ что мы с вами сейчас делаем.
Геннадий: Юрий, если не затруднит, нарисуйте пожалуйста схему драйвера на 6Ж8 для 6П3С.
Гнат: В интернете все схемы есть. Вот так я делаю. В триодном включении.
Геннадий: Скомбинировал две схемы и вот что у меня получилось:
Посмотрите, возможно нужно внести какие-то коррективы.
Гнат:Всё нормально!
Дмитрий Лисовин: нашел в ящиках штук 20 6Н7(8,9), пару Г-807, пару 6П36С, и одну 6Н5С.... Полезу в инет искать схематические решения... т.к. пока не оформил итоговую мысль. 2 уха имею, а кайф от моно ловлю... странно...
Гнат:Ничего нового в интернете не найдёшь. Ты сделал усилитель. Теперь делай окончательно на 6Н9С и 6П36С. Или 6Ж4 (6Ж8) и 6П36С. Резисторы могут гулять по номиналу +- 20%. При настройке только катодным резистором подобрать ток 65-80ма в выходной лампе. И тумблер поставь. Переключение триод-ультралинейный выход.
Дмитрий повторяйте эту схему вашу. Работают три усилителя Вольногорск, Киев, Харьков на 6П36С по этой схеме и один на 6П45С по этой схеме. Прекрасные результаты. Но поставьте переключатель Триод-пентод. Либо сразу делайте пентодное включение в выходном каскаде. Триод - дохлый. Старикам виолончель слушать разве можно на триоде.
Товарища из Гондураса не слушайте. Он не делал усилители. Начитался просто мурзилок типа форумов и гонит пургу. Отлично работает 6П36С с автосмещением. Резистор в катоде 440ом. (два последовательно включённых 220ом 2ватта). Вообще с авто смещением работают все известные лампы. Смотрите схемы внизу. Даже КТ88 с автосмещением. А вот с фиксированым, многие уходят в саморазогрев.
ООС сделайте с выходной обмотки в катод нижней лампы. Как в предыдущем усилителе.
Товарищ из Гондураса на счёт чувствительности писал. Так у них в Гондурасе до сих пор крутят пластинки и воспроизводят пъезозвукоснимателем. Который даёт выходное напряжение 200мв и требует большого входного сопротивления УНЧ. У нас же в Украине у всех давно Компы имеют выход 2 вольта. CD проигрыватели 2 вольта, фонокорректоры виниловых проигрывателей тоже 2 вольта. Поэтому нас устраивает чувствительность 2 вольта по входу. И все эти источники звука имеют низкое выходное сопротивление. Поэтому и на вход УНЧ ставим 20-50 ком регулятор громкости. Это позволяет сделать соотношение сигнал-шум 80-90 dB в усилителе.
Применять 6Н9С можно в стерео усилителе в двух каналах - одну.
Один триод 6Н9С легко раскачивает 6П36С. Так же как у тебя 6Г2 раскачивает 6П3С.
Для выходной мощности 10ватт достаточно железа от ТС40-ТС60 от магнитофона Маяк. Полоса будет от 25 до 30кгц по уровню -1dB.
Гнат: Я ставлю три ТС. Вот схема одного канала. (ДЛЯ ОТЛ)
Лисовин Дмитрий: Юрий Васильевич, есть ли принципиальная разница в данных схематических решениях?
Гнат: Как справа нельзя делать. Лампа 6Н9С с высоким К усиления и следовательно с большой ёмкостью Миллера. При паралельном соединении мы ещё в два раза увеличиваем входную ёмкость, заваливая ВЧ при этом (прозрачность звучания).
Левая схема - СРПП каскад. Появился в 60е годы как модулятор для телевизионных передатчиков. Там допускались КНИ и ИМД до 2% для НЧ приемлим, но качественней связка обычный резистивный каскад и гальванически связаный с ним катодный повторитель. Вот результаты проведённого опыта.
Как видим особенно на малых сигналах, улучшается качество, ИМД меньше чем в СРПП. Значит разборчивость лучше, все инструменты будут слышны. Вообще СРПП зачем тебе применять? Когда твои лампы оконечные хорошо раскачиваются одним обычным каскадом на 6Н9С, 6Г1, 6Ж4, 6Ж8. Это если лампу применять на выходе ТЯЖЁЛУЮ типа 6С33С, тогда Нужно пониженное выходное сопротивление драйвера. И тогда нужно применять катодный повторитель или СРПП.
Так что обычный, тобой испытанный каскад, от твоего усилителя замечательно подойдёт ко всем последующим УНЧ. Всё остальное ПОНТЫ. Главное выходной трансформатор намотать секционировано.
Схема фонокорректора: Вот схемы Английского и моего. По затратам одинаково.
Короткий тракт - залог успеха и хорошего звука. Вот такая схема получится. Отпилите ножёвкой шасси с УНЧ и БП и расположите эти куски от двух приёмников на лист железа. Дальше дизайн думайте. |
Таже схема(Ригонда), только доработанная.
Обсуждение схемы РИГОНДА
ГНАТ: В ламповом корректоре 1-2 вольта выходное напряжение.
Если просто хотите слушать радиолу с диапазоном 100-10 000гц и КНИ и ИМД 5-10%, то можете ничего не переделывать, как Виталя написал и так прекрасно работает. Но что у одного прекрасно - для другого КАША сплошная. Ни низов ни прозрачности, ни ширины сцены, ни хорошего переходного затухания между каналами. Оно и не нужно было в то время. А если действительно классные моноблоки делать, то по схеме что я привёл. Отработана схема, изготовлено несколько усилителей. КНИ 1,6% при 4х ваттах. АЧХ 40-25 000гц по уровню -3dB.
Просто гляньте на схему. Межкаскадный конденсатор на сетку 6П14П 3300пф. Нет при такой ёмкости низов ни каких. Катод 6П14П не шунтирован электролитом - опять потеря низов и потеря выходной мощности. Цепочка Цобеля в аноде 6П14П напрочь убивает прозрачность зарезая частоты выше 10кгц. ВЧ тембр выполнен с ООС с анода. С выхода в катод применена частотно зависимая ООС А нам нужен усилитель с линейной АЧХ. Что б не крутил так фазу свотими тембрами и ООС. Именно кручение фазы по диапазону ухо человека отслеживает очень хорошо. Лучше чем КНИ отслеживает. Поэтому если качественно слушать. То два каскада и ни каких тембров, тонкомпенсаций и пр лабуды. Иначе будете слушать приёмник. 4я ножка заземлена в однотакте на печатке. В двухтакте не заземлена.
Вот сфотал. В выходнике есть место для намотки катодной обмотки 150витков 0,15-0,2. Звучание будет ещё лучше.
Гнат: Конечно эти резисторы не влияют ни на что. R1 100-999ком. R8,9 330-680 ком. R4,7 20-47ком. R3 помните лабораторную работу по поиску номинала. 330-380ком получилось. R10 2-4,7 ком а не 33 ком. Помните тоже.
Просто пару схем.
Гнат: Вот эта схема доработки 90У-2 как раз говорит о том как хреново когда сапоги начинает тачать пирожник, а пироги печь сапожник. В интернете 80% вот таких ляпов как переделка этой схемы. Абсолютно неграмотен автор. Он ни когда не измерял параметры(если паял себе усилители) иначе он увидел бы что шунтировать катодный резистор с 6й ножки нельзя ёмкостями. Иначе пошёл перекос бешенный по симметричному возбуждению выходных ламп. Потому что делитель (r18,r19) подобран таким что б при усилении сигнала с него триодом нижним 6Н9С на сетке нижней 6П3С был бы размах сигнала такой же как и на сетке верхней 6П3С (но в противофазе). При шунтировании катода К ус. нижнего триода увеличился и нижняя лампа 6П3С имеет раскачку в три раза больше чем верхняя 6П3С. Искажения очень большие.
К тому же убрана ООС с выхода на катод верхнего триода 6Н9С. В двух такте пентодном делать этого нельзя. Поэтому заводим ООС слабую хотя бы. Она в три раза снизит КНИ и ИМД и понизит выходное сопротивление УНЧ.
Налепил емкостей куда не надо (по питанию) да ещё и дополнительный второй дроссель поставил последовательно. Уж ставил бы три или ЧЕТЫРЕ дросселя. Двух тактный усилитель менее чувствителен к пульсациям. Потому что выходной каскад сбалансирован. И многие даже именитые усилки двух такты (например Английский QUAD II) без дросселя делаются по питанию выходного каскада. А дальше что б питать предварительные каскады, достаточно и RC фильтров. А здесь стоял дроссель с завода, к тому же с настраиваемым резонансом на 100 гц (фильтр пробка). А умник убрал конденсатор паралельно обмотке стоявший не понимая для чего он там стоит. После кенотрона нежелательно ставить ёмкость величиной 220.0 слишком большой бросок тока проходит при прогреве кенотрона и могут искры посыпатся. 50-60мкф достаточно. А вот после дросселя можем поставить и 220.0 для накопления энергии и отдачи её выходным лампам при пиках музыки. Динамический диапазон повысится. Дальше цепочки две. Резисторы с 47ком меняем на 4,7ком и ставим электролиты по 20.0. В катоде выходных ламп побольше ставим электролит иначе потеряем НЧ составляющие. На входе 6Н9С никогда нельзя ставить антизвонный резистор такого большого номинала. Потому что ёкость Миллера у 6Н9С самая большая из всех ламп наших и составляет 190пф. Представьте цепочку 47ком и на массу 190пф. Как раз фильтр что срезать высокие и потерять прозрачность. Кроме того 150ком регулятор громкости. Если слушаете музыку в среднем положении регулятора, то ещё 75 ком последовательно стоит в цепи сигнала и высоких конечно не будет. Поэтому и ставят регулятор громкости 10-50ком, что б не срезать ВЧ. Многие умники в интернете приводят схемы с запаралеллеными триодами в 6Н9С во входном каскаде. Ёмкость Миллера и входная ёмкость монтажа, да ещё если гнёзда входные в усилителе находятся на задней стенке и от них идёт экранированый провод к регулятору громкости на переднюю панель, получается 500пф уже сидит на землю. Вот и думайте либо звук хороший получить и гнёзда на передней панели рядом с регулятором и первая лампа не 6Н9С, а с меньшей ёмкостью Миллера. Либо удобно на задней панели гнёзда и звук ни какой. Вот схему привожу как нужно сделать правильно.
КЕМ: То есть, в усилителе нигде не употребляем экранированный провод?
Гнат:Конечно. Ведь он всё равно не спасает от электромагнитных полей, а только от электромагнитного излучения. Ведь оплётка не железная. А нам важно в первую очередь от магнитных полей уберечься которые излучают трансформаторы силовые, дроссели сглаживающие, выходные трансы, провода накальные и вообще. Поэтому лампы впереди, регулятор громкости впереди, гнёзда входные рядом с регулятором и первой лампой, питание всё позади и выходные гнёзда на задней стенке. В этом случае уже на этапе конструирования мы избавляемся от головной боли по ФОНУ переменного тока в акустике.
Начальная схема двух каскадного усилителя вот такая.
Либо убираем межкаскадный конденсатор и управляем по экранной сетке.
А уж потом начинают добавлять элементы различные в схему. Исключая местные ООС в катодах и вводя общие ООС с выхода в катод первой лампы.
Стандартная схема БП.
Гнат:Бывают и в основном все усилители хорошие, проще ваших усилителей. Поэтому и звучат они лучше чем ваши будут звучать. Короткий тракт для сигнала - успех хорошего звука. А не 55 конденсаторов и куча сопротивлений и тембра ещё вставлены. Вот схемы усилителей. Как видите проще ваших гораздо. У ДАНа более менее усилок получится…
Гнат:Симфония, нужно переделать как РЕГЕНТ-30 (усилок) и зазвучит Симфония.
РЕГЕНТ это классика усилителестроения. Простота, надёжность, короткий тракт.
Схема Регента и Симфонии одинаковы. Только ООС ввести нужно как в РЕГЕНТЕ в катод и всё. Симфония даже получше. Потому что Ультралинейная схема выходного каскада с отводами в выходном трансе на экранные сетки.
Гнат:Этот RC фильтр обязательная часть любого УНЧ без него фон будет в динамиках. Так как для предварительного каскада, нужно чистое анодное питание с пульсациями не превышающими 2-3мв.
Вот он 8,2ком стоит в БП. Нет, правильно его рисовать в УНЧ, а не в БП. И ставить его правильно возле самой лампы, а не в БП.
Несколько схем от Гнат:
Фонокорректор от Гнат: Нормальное усиление для корректора. Это на 1000гц даётся. Для 30гц будет +20dB ещё. Слишком высоко омный выход. Нагрузка не менее 250ком иначе низа будет резать. Качество деталей в корректоре не влияют на качество воспроизведения. Потому что корректор это устройство в котором 20кгц завалено относительно 30гц на 40dB, то есть в 100раз. Поэтому главное добиться на 30гц усиления.
Лампы 6Н2П и вперёд, паять. Корректор начального уровня.
Всё нормально по шасси и схеме. Считать ничего не надо. Всё посчитано отцами и дедами нашими. Вот номиналы вашей схемы. Я поставил разброс в пределах которого будет нормально звучать усилитель. Потом практически выставим ток выходного и драйверного каскада.
Гнат:Чертить некогда. Все схемы в голове у меня. Вот вам схемы, тех усилителей что делал в 2012 году и отсылал. Прекрасно звучат. Но делаю одну и ту же схему и всё равно приходится настраивать на лучшие параметры опять по другому. Потому что уже другой силовик и анодное немного не то, другой выходник и опять подбор параметров. Невозможно повторить по описанию и схеме усилитель, что б он так же зазвучал хорошо. А вы не хотите учить работу с измерительным комплексом. И хотите супер усилитель построить.
Гнат:Вот вам схемы. Собирайте и слушайте. Я хотел вам удочки дать что б вы сами рыбу ловили, а вы не хотите, а требуете рыбу.
Виктор, а вы знаете о существовании темы УНЧ-2 где не смесь из 100страниц, а одна всего страница с самым важным и со схемами которые нужно делать, а не шарится по интернету и черпать что не попадя. Там и схема с 6Н9С и 6П6С,6П3С,6П13С,6П31С,EL84,EL34,KT66,KT88 и т,д. Схема то одна усилителя для всех перечисленных ламп.
Владимирждон: Юрий Васильевич,1.работу ООС (катод СРПП-выходной транс) можно наверное приборами можно увидеть т.к. на слух разница не значительная? 2.правда что СРПП меньший (по Фрунджнян) КНИ выдает? Непонравилось мне звучан. в триоде ок.каск. а почему так нахваливают звуколюбы?
Гнат: СРПП даёт в 4-5 раз большие искажения чем обычный каскад с резистором в нагрузке. Здесь вообще СРПП не нужен, так как лампа на выходе маленькая с большим входным сопротивлением. Поставьте на 6Н2П одной половинке обычный каскад. Анодный резистор 180ком, катодный 2ком и в катоде электролит 100-470 мкф х10вольт и будет звук. И уберите С1 на входе.
Гнат:Вот ещё раз привожу фото таблицы как я настраивал на днях двух такт на 6П3С мною изготовленным. Спаял, включил, отлично играет, можно отправлять. Нет, ребята слух обманчив! Подключил приборы и прослезился от параметров(первая строчка в таблице ) 4 ом, 5 вольт, 6 ватт. И до какого предела удалось понизить КНИ и особенно на звук влияет ИМД. Более чем в ДЕСЯТЬ раз (вторая строчка снизу). И вот тогда канал настроенный зазвучал. Зазвучал звуком моим, который я и делаю на заказ клиентам, почему и очередь на пол года вперёд, а другие один УНЧ по два года продать не могут. А всего то подобрать пришлось ДВА резистора и раскрылся усилитель.
Как ещё написать? В первом сообщении этой темы написал. Вновь пришедшие, сначала сходите в тему УНЧ-2, сноска есть. Там всего 8 сообщений и всё есть основное и схемы и ТВЗ. Если решили строить усилитель - берите и стройте. Хотите наступать на грабли - шарьтесь в интернете! В котором 90% написано от балды, непроверенные схемы, неверные заключения. Вот сходил по ссылке выше выложенной вами! И что, сплошной БРЕД написан. Создал парень себе сайт и херачит отсебятину или перепечатывает ошибки с других сайтов. Ни когда СРПП не имел усиления больше чем обычный одиночный триодный каскад нагруженный на катодный повторитель. Ни когда СРПП каскад не имел меньше КНИ и ИМД чем одиночный каскад. Ни когда СРПП не имел выходное сопротивление ниже чем одиночный каскад с катодным повторителем. Это всё описано в учебниках и я проверил всё это замерами в схемах макетируя их. СРПП нет места в УНЧ. Эта схема придумана для модуляторов видео передатчиков.
Где допускаются КНИ до 2 %. Нет же суют его везде.
Сергей 1953:А что за дроссель в катоде вых лампы?
Это катодная обмотка в выходном трансформаторе. В моём случае она почти в двое уменьшила искажения. Два резистора по 200 ом на землю, а чего не ставили?
У меня обмотка накала первой лампы со средней точкой на массе.
Гнат:R9 470-510ом поставить, и попробовать подключить не к 440витков, а к 880витков. Уменьшится ли КНИ и ИМД. Потом в выходном вторичкой поиграться витками. Найти точное согласование. Если 8ом нагрузка - то так и соединить последовательно вторички. А если 4 ом. То верх соединить с низом. Что б получить 58вит.+2+2+3+22вит. И вот тут попробовать 58 или 60 или 62 или 65 витков для 4х ом точнее будет согласование.
Сергей 1953: R9 пробовал ставить 500к (ппредельно допустимый параметр для 6П6С - 0,5мегом) без изменений. Пробовал подключать к отводу 882вит - искажения резко растут (ул. отвод для 6П6С по справочнику= 22-23%. Этот отвод я хотел попробовать с 6П14П у неё ул. отвод 42-45%)
Пробовал переключать вторички. (НАГРУЗКА 4 ОМ) Соединил 29 вит. и 29- с отводами и начал с ними играться - полные 58 витков - лучший результат. Потом соединил две по 29 вит и к ним стал подключать 2 вит. еще 2 вит - результат стал ухудшаться. Резюме - больше 58 витков плохо и меньше 58 витков плохо -58 НОРМА. И ещё если наружную обмотку в 29 вит с отводами подключить паралельно к одной из 29 вит обмототок, то результат опять почему-то немного ухудшается.
До этого я слушал разрекламированный Двухтактный УНЧ 6П3С, EL34 по Манакову - кто в теме тот знает. Я его собрал точно по схеме с фиксированным смещением, настройка состояла в том чтобы правильно выставить все напряжения и токи и всё. А теперь я собрал из хлама (единственная покупная деталь - китайский регулятор громкости 50к) вдвое более простой усилитель, который, как оказалось, после настройки ещё и на порядок лучше звучит. Я ВООБЩЕ В ШОКЕ. Как то теперь с этим придется жить.
Гнат:Не жить придётся, а творить теперь. Потому что въехал в тему и понял что к чему. Понял по режимам. По ТВЗ понял по спектролабу и Шмелёву понял. Понял как влияет катодный резистор и без Шмелёва не подобрать его. И теперь у тебя не только слух, а и глаза есть. А два органа чувств гораздо больше информации дают чем только слух, при настройке усилителей.
Манаков собрал за свою жизнь один два усилителя. Остальное 9 лет рисует схемы от балды, многие из которых вообще не работоспособны.
Лучше почитайте здесь, что б не писать долго о Манакове.
http://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=2691.90