Расчет и выбор переходной посадки
Назначение переходной посадки
Переходные посадки предназначены для неподвижных, но разъемных соединений деталей и обеспечивают хорошее центрирование соединяемых деталей. При выборе переходных посадок необходимо учитывать, что для них характерна возможность получения как натягов, так и зазоров. Натяги, получающиеся в переходных посадках, имею относительно малую величину и обычно не требуют проверки деталей на прочность, за исключением отдельных тонкостенных деталей. Эти натяги недостаточны для передачи соединением значительных крутящих моментов или усилий. К тому же получение натяга в каждом из собранных соединений без предварительной сортировки деталей не гарантировано. Поэтому переходные посадки применяют с дополнительным креплением соединяемых деталей шпонками, штифтами, винтами и др.
Зазоры, в отдельных случаях получающиеся в переходных посадках, также относительно малы, что предотвращает значительное смещение соединяемых деталей.
Системой допусков и посадок предусматривается несколько типов переходных посадок, различающихся вероятностью получения натягов или зазоров. Чем больше вероятность получения натяга, тем более прочной является посадка. Более прочные посадка назначают для более точного центрирования деталей, при вибрационных и ударных нагрузках, при необходимости обеспечить неподвижное соединение деталей без дополнительного крепления. Однако сборка соединений с более прочными посадками усложняет и требует значительных усилий, поэтому, если ожидается частая разборка и повторная сборка, если соединение труднодоступно для монтажных работ или необходимо избежать повреждения сопрягаемых поверхностей, применяют менее прочные переходные посадки.
Расчет переходной посадки
Трудоемкость сборки и разборки соединений с переходными посадками, так же как и характер этих посадок, во многом определяется вероятностью получения в них натягов и зазоров.
При расчете вероятности натягов и зазоров обычно исходят из нормального закона распределения размеров деталей при изготовлении. Распределение натягов и зазоров в этом случае также будет подчиняться нормальному закону, а вероятности их получения определяются с помощью интегральной функции вероятности Ф(z). расчет переходной посадки будем вести в следующей последовательности
1) Максимальный и минимальный натяги посадки м определяется по формулам:
2) Средний натяг посадки Nc , м определяется по формуле:
3) Допуск размеров отверстия и вала TD, и Td, м определяется по формуле:
4) Среднее квадратичное отклонение натяга ( зазора) , м определяется по формуле:
5) Предел интегрирования функции плотности вероятностей Z определяется по формуле:
6) По найденному значению Z определяется функция Ф(z):
Т.к. z= -2 то Ф(z) = - 0,4772.
7) Вероятность натягов и зазоров и определяется по формулам:
вероятность натяга :
Т.к. z < 0 то
вероятность натяга :
Т.к. z<0 то =
Следовательно, при сборке примерно 97,72% всех соединний будут с натягами и 2,28% соединений – с зазором.