Кафедра: «Строительные материалы и технологии»

Кафедра: «Строительные материалы и технологии»

Отчет по самостоятельной работе

по курсу «Основы метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества»

для студентов УРБАС направления «Строительство»

Зачётная книжка № 140548

Выполнил студент гр.:Б2-СТЗС41

Сурков Ф.А.

Проверил:ассистенткаф.СМТ

Кочергина М.П.

Саратов – 2017 г.

ВЫЧИСЛЕНИЕАБСОЛЮТНЫХ,ОТНОСИТЕЛЬНЫХИПРИВЕДЁННЫХПОГРЕШНОСТЕЙСРЕДСТВИЗМЕРЕНИЙ

Задача1. (Вариант 8)Уровнемером со шкалой (0…10) м, имеющим приведённую погрешность γH= 4%, измерены значения уровня 0; 5; 6; 7; 8; 9; 10 м. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведённой погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы и графиков.

Решение.

Значенияабсолютнойпогрешности:

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

Выражаем абсолютную погрешность:

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

За нормирующее значение HNпринимаем размах шкалы, т.к шкала амперметра содержит нулевую отметку:

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

Абсолютная погрешность во всех точках шкалы прибора:

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

Значенияотносительнойпогрешностирассчитываетсяпоформуле:

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При H=0м получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При H=5м получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При H=6м получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При H=7м получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При H=8м получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При H=9м получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При H=10м получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

Таблица 1 – Результаты расчета значений погрешностей

H,м ΔH,м δH,% γH,%
0,4
0,4
0,4 6,66
0,4 5,71
0,4
0,4 4,44
0,4

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

Рисунок 1 – Графики зависимостей абсолютной, относительной и приведенной погрешностей от результата измерений

ВЫЧИСЛЕНИЕПОГРЕШНОСТЕЙПРИРАЗЛИЧНЫХСПОСОБАХЗАДАНИЯКЛАССОВТОЧНОСТИСРЕДСТВИЗМЕРЕНИЙ

Задача2. (Вариант 8)Амперметромклассаточности0,5сошкалой(0…5)Аизмеренызначениятока0; 0,5;1,0;1,5;2,0;3,0;4,0;5,0А.Рассчитатьзависимостиабсолютной,относительнойиприведённойосновныхпогрешностейотрезультатаизмерений.Результатыпредставитьввидетаблицыиграфиков.

Решение.

Классточностиамперметразаданчисломбезкружка,следовательно,приведённаяпогрешность,выраженнаявпроцентах,вовсехточкахшкалынедолжна превышатьпомодулю классаточности,т.е.|γI|≤ 0,5%.

Прирешениизадачирассмотримхудшийслучай|γI|=0,5%,когдаприведённаяпогрешностьпринимаетмаксимальноепоабсолютнойвеличинезначение, что соответствуетγI=+0,5%иγI=–0,5%.

Таблица 2 – Результаты расчета значений погрешностей

I,A ΔI,A δI,% γI,%
±0,025 ±∞ ±0,5
0,5 ±0,025 ±5 ±0,5
1,0 ±0,025 ±2,5 ±0,5
1,5 ±0,025 ±1,66 ±0,5
2,0 ±0,025 ±1,25 ±0,5
3,0 ±0,025 ±0,83 ±0,5
4,0 ±0,025 ±0,625 ±0,5
5,0 ±0,025 ±0,5 ±0,5


Значенияабсолютнойпогрешности:

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

Выражаем абсолютную погрешность:

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

За нормирующее значение INпринимается размах шкалы, т.к шкала амперметра содержит нулевую отметку:

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

Абсолютная погрешность равна во всех точках прибора:

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

Значенияотносительнойпогрешностибудемрассчитыватьпоформуле:

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При I=0A получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При I=0,5A получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При I=1,0A получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При I=1,5A получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При I=2,0A получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При I=3,0A получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При I=4,0A получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

При I=5,0A получаем Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

Рисунок 2 – Графики зависимости абсолютной, относительной, приведенной погрешностей от результата измерений для прибора с преобладающими аддитивными погрешностями.

КОРРЕЛЯЦИОННО – РЕГУЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Задание № 9

Цель занятия: на основе эксериментальных данный составить и рассчитать уравнение регрессии 2-ой степени типа и построить график.

Решение

Вариант 0

Исходные данные
А 4,5 3,2 5,1 4,2
B 7,5 11,4 5,7 8,4
 
A 2,7 5,1
B 15,8 25,4

1)Расчёт уравнения 2-й степени: А = а 0 ± а 1 В ± а 2 В 2

Составляем систему из трех уравнений с тремя неизвестными a 0, a 1, a 2

типа: na0+a1ΣВ+a2ΣВ2=ΣА,

a0 ΣВ+a1 ΣВ2 +a2 ΣВ3 =ΣА*В,

a0 ΣВ2 +a1 ΣВ3 +a2 ΣВ4 =ΣА*В2.

Подсчитываем:

Σ В=54; Σ A = 31;

Σ В 2 =478,26;

Σ В3 =4678,3;

Σ В 4 =48201;

Σ A*B 2 =1797,1; Σ А*В=218,7 .

Получаем:

7а0 + 54а1 + 478,3а2 =31;

54а0 + 478,3а1 + 4678,3а2 = 218,7

478,3а0 + 4678,3а1 + 48201а2 =1797,1.

Приводим уравнения в состояние, когда коэффициенты при а 0 = 1:

Делим все коэффициенты 1-ого уравнения на 7; второго уравнения на 54; третьего уравнения на 478,3.

Получаем:

а0 + 8а1 + 68,3а2 =4,43;

а0 + 8,86а1 + 86,2а2 = 4,1

а0 + 9,7а1 + 100,8а2 = 3,76 .

Из 3-го уравнения вычитаем по-членно 1-е и 2-е:

1,7а 1 + 32,5а 2 =-0,67;

0,84 а 1 + 14,6а 2 = -0,34 .

а1 + 19,12а2 =-0,39;

а1 + 17,4а2 =-0,405.

Теперь из 2-го уравнения вычитаем 1-е:

1,72а 2 = 0,015 ; отсюда а 2 =0,02.

Суммируя предыдущие два уравнения, где коэффициенты при а 1 = 1 и деля суммарное уравнение на 2 , получим среднее уравнение:

а 1 = -0,795 + 36,52а 2 . Подставив в него вычисленное значение а 2 , получим

а1 =-0,022.

Суммируя три уравнения, в которых коэффициент при а 0 = 1 и деля суммарное уравнение на 3 , получим следующее среднее уравнение:

а0 =4,1–8,85а1 –85,1а2 . Отсюда а0 =5,8. Таким образом мы получили уравнение регрессии 2-ой степени:

А = 5,8 + 0,022В + 0,02B 2 .

Подставляя в него значения В (исходные данные), получим расчётные значения Ар ; занесём их в таблицу.

No Аэ (исходные данные) Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru Ар (расчетные данные)
Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru 3,184 Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru
5,21
4,5 Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru 10,43 Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru
3,2 4,84
3,46
5,1 5,88
4,2 4,57
r 0,967

Для оценки адекватности модели необходимо знать величину множественного коэффициента корреляции. Рассчитаем дисперсию расчетных данных:

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru = Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

И затем коэффициент корреляции: математические модели адекватно описывают экспериментальные данные, если r=0, то это значит, что отсутствует корреляционная связь между многочленом и точками поверхности отклика. Чем ближе r к единице, тем лучше описывает модель экспериментальные данные.

Рассчитываем экспериментальную дисперсию:

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

Коэффициент корреляции:

r = Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru = Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru = 0,977

Ниже на графике представлены кривые, соответствующие рассчитанным уравнениям регрессии. На графике можно увидеть совпадение экспериментальной кривой (кривая Эспер.) и кривой уравнения регрессии второй степени (кривая Расч.) .

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

Вывод: Судя по коэффициенту корреляции уравнение регрессии адекватно

отражает зависимость между переменными.

2)Расчёт уравнения 2-й степени: А = а 0 ± а 1 В ± а 2 В 2

Составляем систему из трех уравнений с тремя неизвестными a 0, a 1, a 2

типа: na0+a1ΣВ+a2ΣВ2=ΣА,

a0 ΣВ+a1 ΣВ2 +a2 ΣВ3 =ΣА*В,

a0 ΣВ2 +a1 ΣВ3 +a2 ΣВ4 =ΣА*В2.

Подсчитываем:

Σ В=154,2;

Σ A = 29,8;

Σ В 2 =3723,84;

Σ В3 =96428,4;

Σ В 4 =2678316,53;

Σ A*B 2 =13602,35;

Σ А*В=738,2 .

Получаем:

7а0 + 154,2а1 + 3723,84а2 =29,8;

154,2а0 + 3723,84а1 + 96428,4а2 = 738,2

3723,84а0 + 96428,4а1 + 2678316,53а2 =19602,35

Приводим уравнения в состояние, когда коэффициенты при а 0 = 1:

Делим все коэффициенты 1-ого уравнения на 7; второго уравнения на 154,2; третьего уравнения на 3723,84.

Получаем:

а0 + 22,03а1 + 531,98а2 =4,257;

а0 + 24,15а1 + 625,35а2 = 4,787

а0 + 25,89а1 + 719,24а2 = 5,264 .

Из 3-го уравнения вычитаем по-членно 1-е и 2-е:

3,86а 1 + 187,26а 2 = 1,007;

1,74а 1 + 93,89а 2 = 0,477 .

а1 + 48,5а2 =0,261;

а1 + 53,9а2 =0,274.

Теперь из 2-го уравнения вычитаем 1-е:

5,4а 2 = 0,013 ; отсюда а 2 =0,0024.

Суммируя предыдущие два уравнения, где коэффициенты при а 1 = 1 и деля суммарное уравнение на 2 , получим среднее уравнение:

а 1 = 0,267 – 51,2а 2 . Подставив в него вычисленное значение а 2 , получим

а1 =0,144.

Суммируя три уравнения, в которых коэффициент при а 0 = 1 и деля суммарное уравнение на 3 , получим следующее среднее уравнение:

а0 =4,769–24,023а1 –625,523а2 . Отсюда а0 =-0,19. Таким образом мы получили уравнение регрессии 2-ой степени:

А = 0,144В + 0,0024B 2 - 0,19

Подставляя в него значения В (исходные данные), получим расчётные значения Ар ; занесём их в таблицу.

No Аэ (исходные данные) Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru Ар (расчетные данные)
2,1
2,7 2,68
Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru 2,95 Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru
3,89
5,1 5,01
6,02
7,2
r 0,99

Для оценки адекватности модели необходимо знать величину множественного коэффициента корреляции. Рассчитаем дисперсию расчетных данных:

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru = Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

И затем коэффициент корреляции: математические модели адекватно описывают экспериментальные данные, если r=0, то это значит, что отсутствует корреляционная связь между многочленом и точками поверхности отклика. Чем ближе r к единице, тем лучше описывает модель экспериментальные данные.

Рассчитываем экспериментальную дисперсию:

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru = Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru =2.9

Коэффициент корреляции:

r = Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru = Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru = 0,99

Ниже на графике представлены кривые, соответствующие рассчитанным уравнениям регрессии. На графике можно увидеть совпадение экспериментальной кривой (кривая Эспер.) и кривой уравнения регрессии второй степени (кривая Расч.) .

Кафедра: «Строительные материалы и технологии» - student2.ru

Вывод: Судя по коэффициенту корреляции уравнение регрессии адекватно

отражает зависимость между переменными.

Кафедра: «Строительные материалы и технологии»

Отчет по самостоятельной работе

по курсу «Основы метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества»

для студентов УРБАС направления «Строительство»

Зачётная книжка № 140548

Выполнил студент гр.:Б2-СТЗС41

Сурков Ф.А.

Проверил:ассистенткаф.СМТ

Кочергина М.П.

Саратов – 2017 г.

Наши рекомендации