Определение приливов по иностранным пособиям.
Используем ” Admiralty tide tables Europe, Mediterranean sea and Atlantic ocean. Vol 2 2001”. Расчеты проводим на 3 мая (сизигия) на дополнительный порт Bremerhaven, основной порт- Wilhelmshaven.
Основной порт-Wilhelmshaven:
Время Высота, м
02:19 0.2
09:01 3.8
15:01 0.4
21:27 4.1
Для определения времени и высоты на дополнительный порт запишем следующие временные и высотные разности:
Time differences Height differences
High water Low water MHWS MHWN MLWN MLWS
02:00 08:00 02:00 09:00
14:00 20:00 14:00 21:00
Bremerhaven +00 29 +00 46 +00 33 +00 38 -0,2 -0,2 - 0,1 -0,1
Расчет проводим (для сизигии) в следующей форме:
Таблица № 18
Время | Высота | |||
П.В. | М.В. | П.В. | М.В. | |
Основной порт | 09:01 | 15:01 | 3,8 | 0,4 |
Поправка за сез.изм. | ----------- | ----------- | Незнач. | Незнач. |
Расхождение | +00 46 | +00 33 | -0,2 | -0,1 |
Дополнительный порт | 09 47 | 15 34 | 3,6 | 0,3 |
Для решения прямой и обратной задачи используем Рис.2 взятый из таблиц приливов для порта Wilhelmshaven.
Для начала отмечаем значения полной воды=3,6 м. и малой воды=0,3 м. в левой части графика и проводим между этими значениями прямую линию (для дополнительного порта).
Решение прямой задачи:
Определяем высоту прилива в дополнительном порту на 07 час 47 минуты ( за 2 часа до полной воды в Wilhelmshaven), высота прилива составила 3,1 м. при сизигии (построение выполнено зеленым цветом) .
Решение обратной задачи:
Определим время в дополнительном порту для высоты прилива 1,5 метра. Время прилива составило 4 часа 30 минут до полной воды и 3 часа 50 минут после полной воды в основном порту Wilhelmshaven. В эти промежутки можно заходить в порт, т.к. высота воды будет в пределах 1,5м. (построение выполнено красным цветом)
Раздел 3. Вопросы навигационной безопасности.
3.1 Определение ΔК и ΔЛ
В основе метода моментов лежит вычисление азимута по формуле:
Ctg A = tg δ * cos φc * cosec tm – sin φc * ctg tm
Для этого, кроме счислимых координат, необходимо знать tгр и δ наблюденного светила, т.е. точный момент его наблюдения.
Вычисление может производиться либо непосредственно по формуле с использованием табл. 5, 6 МТ-75 или ЭКВМ; или с помощью специальных таблиц, составленных по вышеприведенной формуле: таблицы азимутов светил Ющенко, таблицы истинных пеленгов светил Демина /ТИПС-56/, таблицы истинных пеленгов Солнца и звезд Юрьева и так далее; или по таблице ВАС-58 с использованием только основных таблиц; или с помощью номограммы с бинарным полем /карта № 90199/.
При использовании ВАС-58 рекомендуется выбирать азимут только из основных таблиц, интерполируя его по tгр и δ. Поправкой же за широту можно пренебречь, так как при h≤150 ΔAφ<0,20.
Tc | Tхр.ср | ||
N | Uхр | ||
Tгр | Тгр | ||
δ' | t'гр | ||
Δδ | Δt1 | ||
δ0 | Δt2 | ||
tгр | |||
λc | |||
tm | |||
Из основных таблиц ВАС-58: | |||
A | |||
КПср | |||
ΔК |
По сравнению с другими методами определения поправки компаса, метод моментов отличается от других более точными результатами, однако при этом возрастает трудоемкость вычислений.
Чтобы вести счисление пути судна относительно Земли, кроме направления движения необходимо знать пройденное судном расстояние. Если скорость судна известна и постоянна, то пройденное судном расстояние определится из выражения:
V=S/Δt
Однако из-за наличия ветра, течений, волнений, обрастания корпуса и других факторов даже при одной и той же частоте вращения движителя скорость судна относительно как Земли, так и воды не остается постоянной. Поэтому для определения пройденного судном расстояния и его скорости используются специальные приборы- лаги.
Лаги, как и любые другие приборы, не могут давать абсолютно точные показания, они требуют периодической выверки и регулировки. Та часть ошибки в показаниях лага, которая не может быть скомпенсирована, определяется и затем учитывается как поправка лага.
Поправкой лага называется величина, равная относительной ошибке, выраженной в процентах и взятой с обратным знаком.
ΔЛ=(Sл/рол – 1)*100%
Для определения поправки лага планшерным лагом необходимо по крайней мере 2 человека. Перед началом измерений по чертежу судна точно определяют расстояние между двумя точками, относительно которых будут проходить измерения. Выбирается предмет, обладающий плавучестью и имеющий небольшие размеры, чтобы исключить влияние ветра. Наблюдатели располагаются напротив своих точек, второй должен иметь секундомер. Предмет выбрасывается за борт и в момент прохождения его через первую точку первый наблюдатель дает сигнал по которому второй наблюдатель запускает секундомер. Секундомер останавливается в момент прохождения предметом второй точки.
Скорость судна определенная этим способом определяется как:
[узл.]
Выведем формулу для нахождения СКП полученного значения.
Например:
ms=±0,5 м.; mt=±0,2 c. Предположим что предмет который был брошен за борт прошел S= 100 метров за t= 15 сек. Тогда скорость судна будет равна:
узла
Рассчитаем СКП полученного значения:
узла
Для повышения точности необходимо производить серию измерений.