Методика выполнения разделов курсовой работы
4.1 Описание сборочной единицы (узла)
Разобраться в конструкции узла по чертежу и описать его назначение, условия работы, эксплуатационную характеристику его составных частей. Учитывая основные требования предъявляемые к изделию и его конструктивные особенности назначить допуски на все сопрягаемые поверхности данного узла. Обосновать выбор характера посадок сопрягаемых поверхностей и требования изготовления размеров (раздел 4), применяя метод аналогов. Уточнить правильность выбора посадок расчетным методом (разделы 5,2 – 5,9).
5.2. Определение зазоров и натягов в гладком цилиндрическом соединении.
После выбора посадок и утверждения их преподавателем для гладких цилиндрических соединений в соответствии с вариантом задания определить:
Предельные размеры отверстий и валов; допуски отверстий и валов;
Наибольшие и наименьшие зазоры (натяги);
Допуски посадок;
Выполнить схемы расположения полей допусков с простановкой зазоров или натягов, предельных отклонений;
Выполнить рабочие чертежи деталей (в соответствии с заданием).
Порядок расчета рассмотрим на примере.
1. Из сборочного чертежа выписываем три различные посадки на гладкие цилиндрические соединения: Ø15 ; Ø 15 ; Ø 15
Ø15 - номинальный размер соединения, посадка выполненная в системе отверстия, так как основное отклонение отверстия Н, посадка переходная; поле допуска отверстия Н7, поле допуска вала к6 .
Ø 15 - посадка выполнена в системе отверстия, с натягом; поле допуска отверстия Н6, поле допуска вала 5.
Ø 15 - посадка выполнена в системе вала, так как основное отклонение вала h , посадка с зазором; поле допуска отверстия Д9, поле допуска вала h9.
2. Определяем предельные отклонения валов и отверстий гладких цилиндрических соединений по ГОСТ 25346-89.
Ø ; Ø ; Ø
3. Определяем предельные размеры отверстий и валов, допуски для отверстий и валов по формулам (1,2).
Для переходной посадки Ø 15
Вал Ø15 к6 | Отверстие Ø15 Н7 |
D min= d + еi= 15 + 0,001=15,001мм | D min= D + EI= 15 + 0 = 15 мм |
D max = d + es = 15 + 0,012 =15,0120мм | D max = D + ES = 15 + 0,018 = 15,018 мм |
Тd = d max – d min = es – ei = 0,011 мм | TD = D max – D min = ES – EI = 0,018 мм |
Для посадки с натягом Ø
Вал Ø15 п5 | Отверстие Ø15 Н6 |
d min = 15 + 0,012 = 15,012 мм | D min = 15 + 0 = 15 мм |
D max = 15 + 0,020 = 15,020 мм | D max = 15 + 0,011 =15,011мм |
Т d = 15,020 –15,012 = 0,008 мм | ТD = 15,011 – 15 = 0,011 мм |
Для посадки с зазором Ø
Вал Ø15 h9 | Отверстие Ø15 Д9 |
d min = 15 + (- 0,043) = 14,957 мм | D min = 15 + 0,050 = 15,050 мм |
d max = 15 + 0 = 15 мм | D max = 15 + 0,093 = 15,093 мм |
Тd = 15 – 14,957 = 0,043 мм | ТD = 15, 093 – 15,050 = 0,043 мм |
4. Рассчитываем предельные зазоры (натяги) и допуск посадки по формулам (3-6)
Соединение Ø
Наибольший зазор
Наибольший натяг
Допуск посадки
или
Соединение Ø
Наименьший натяг
Наибольший натяг
Допуск посадки или
Соединение Ø 15
Наименьший зазор
Наибольший зазор
Допуск посадки или
5. Изобразим схему расположения полей допусков (рис.6). Указываем предельные отклонения, предельные зазоры (натяги), допуск вала и отверстия.
Рис. 6. Поля допусков
Выполняем рабочие чертежи деталей. Простановку предельных отклонений на чертежах выполняем в соответствии с ГОСТ 2.307 – 68. ЕСКД (рис.7).