Гносеологическая роль метрологии
(гносеология –учение о познании)
Измерение есть важнейший познавательный процесс. Т.е. метрология, теория измерений и измерительной техники играют огромную гносеологическую роль в развитии человеческого общества.
Измерения становятся важным и самым массовым видом человеческой деятельности на определенном этапе развития торговли, навигации, строительства и земледелия. Этот этап начался в древних царствах: Ассиро-Вавилонском и в Египте задолго до наступления нашей эры..
В это время получен важный теоретический результат, а именно понятия о нескольких наиболее наглядных величинах: длине, длительности интервала времени, площади, объеме, весе, плоском угле. Эти величины были абстрагированы от конкретных объектов настолько, что стало возможным выражать каждую из них в единицах, принадлежащих к определенному набору и находящихся в известных отношениях между собой, несмотря на различное их происхождение. Так, цикл времени года был сопоставлен с циклом лунных фаз; «путевые» единицы длины получили определенное соотношение со «строительными» и «торговыми» единицами и т.д.
Результаты многочисленных археологических исследований свидетельствуют о том, что уже в древних Вавилонии и Египте использовали и надлежащим образом хранили меры длины, объема и массы; вели счет календарного времени. В разных государствах системы мер различались, несмотря на сильное влияние стройной системы древнеегипетских мер, сложившейся примерно в III в. до н.э. Позже все большее значение стали приобретать системы мер древней Греции и Рима, но до их унификации было еще далеко, и при выполнении торговых операций это создавало значительные трудности, которые преодолевались специальными договорами о согласовании мер.
На основе астрономических наблюдений первые в истории народов древние вавилоняне установили единицы времени: год, месяц, час, минута, секунда. Им также принадлежит идея построения кратных и дольных производных однородных единиц измерения, благодаря чему единицы измерений приводятся в стройную совокупность мер.
Наряду с достижениями в научных и практических измерениях (оценка длины окружности Земли, обеспечение проходки на острове Самос километрового тоннеля с двух сторон), в Древней Греции были предприняты важные теоретические шаги в области теории измерений: открыта несоразмерность отрезков (и тем самым показано, что процесс измерения может быть теоретически бесконечным); сформулировано положение, известное под названием аксиомы Архимеда — по сути основной аксиомы измерения (первый научный подход к измерениям). В древнегреческой философии измерение уже рассматривалось в обобщенном плане как способ количественного оценивания объектов любой природы. Еще одним достижением древнегреческой науки является создание теорий отдельных средств измерений. К ним относится, в частности, развитая Архимедом теория весов, послужившая началом учения о равновесии тел и развившаяся впоследствии в науку механику.
Все это дало мощный фундамент для развития математики и физики, вся история которых с тех пор и до наших дней пронизана вопросами измерений.
Средневековые ученые подошли к понятиям скорости и ускорения, которых не знал античный мир. Это можно рассматривать как подготовку общего учения о величинах, характерного для науки эпохи Декарта и Галилея. Следует упомянуть и замечательные успехи в практических измерениях: Улугбек на основе угловых измерений, выполненных в своей гигантской обсерватории близ Самарканда, задолго до создания оптических приборов с линзами построил карту звездного неба с погрешностью, не превышающей одной угловой минуты, т.е. всего 0,005 %!
Галилей (1564-1642): «Измеряй все доступное измерению и делай доступным все недоступное ему».
В XVII в. создается большое число научных приборов, каждый из которых имел собственную теорию (достаточно вспомнить разработанную Гюйгенсом теорию часов).
Новый принципиальный прорыв в области измерений относится уже к эпохе Французской революции. Подготовка, а затем и практические действия по осуществлению перехода на метрическую систему мер (Метрическая система — общее название международной десятичной системы единиц, основанной на использовании метра и килограмма), предпринятые группой виднейших французских ученых (в числе которых Кулон, Лагранж, Лавуазье, Лаплас), изменили статус метрологии, которая лишь незадолго до этого получила свое название (в труде А. Поктона, 1780). Вместо описательной и исторической дисциплины, занятой изучением соотношений между «весами, мерами и монетами» разных стран, человечество получило науку, основанную на учении о величинах и активно занимающуюся совершенствованием образцовых мер.