Определение места судна по небесным светилам.
Общие положения. Обоснование способа
Для определения места судна в море по высотам двух звезд необходимо, чтобы в видимости наблюдателя находились эти две звезды и, чтобы направления на них отличались на величину более 30°, а высоты их, по возможности, находились в пределах 30°÷70°.
После измерения и исправления высот этих звезд и расчета элементов высотных линий положения (ВЛП1 → AC1, n1 = h1 – hC1; ВЛП2 → AC2, n2 = h2 – hC2), обсервованное (фактическое) место принимается в точке пересечения ВЛП1 и ВЛП2 (рис. 9.1).
Рис.9.1. Нахождение φ0 λ0 по измеренным высотам двух светил
В общем случае, для получения обсервованного по высотам двух светил места судна в море, необходимо:
- – измерить высоты светил навигационным секстаном;
- – исправить измеренные высоты светил всеми поправками и получить значения истинных геоцентрических высот этих светил («Ист. h1» и «Ист. h2»);
- – привести высоты светил к одному моменту времени (как правило, ко времени измерения высоты последней звезды) и получить приведенное значение высоты одного из светил («Прив. h1»);
- – вычислить значения счислимых высот (hC1 и hC2) и азимутов (АC1 и АC2) светил для координат счислимого места судна (φc и λc), используя астрономические таблицы или по формулам;
- – рассчитать элементы каждой ВЛП относительно счислимого места судна (ВЛП1 → AC1, n1 = Прив. h1 – hC1; ВЛП2 → AC2, n2 = Ист.h2 – hC2)
- – построить высотные линии положения на путевой навигационной карте (астрономическом бланке ф. Ш-8) и определить обсервованные координаты (φ0 и λ0), как координаты точки пересечения ВЛП1 («I–I») и ВЛП2 («II–II»).
Обсервованное место судна можно принять в точке пересечения двух линий положения только в том случае, когда они соответствуют одному месту наблюдателя, то есть одному моменту времени наблюдений.
При измерении же высот даже двух светил, одним наблюдателем, между первым и вторым измерениями высот пройдет некоторое время, за которое счислимое место судна переместится на определенное расстояние.
В результате этого высоты светил будут измерены из разных точек, а для получения обсервованного места их необходимо приводить к одному месту наблюдений, то есть к одному зениту.
Приведение высот светил к одному зениту
Общие положения
Рис.9.2. Приведение высот светил к одному зениту
Приведение высот светил к одному зениту графически означает (рис. 9.2) вмещение соответствующего отрезка пути (K1C), пройденного за время между замерами высот, расстояния (S) от определяющей точки (K1) по линии пути (линии курса).
Так как время между замерами высот первой и второй звезды незначительно (до 10 мин), то приведение высот к одному зениту производится по формуле:
Δh′Z = S · cos(А - ПУ) | (9.1) |
где | Δh′Z – поправка высоты для приведения измерений к одному зениту, значение которой откладывается от определяющей точки (K1) по направлению АC1 (если величина Δh′Z положительна) или в сторону, противоположную АC1, (если величина Δh′Z отрицательна); |
(А–ПУ) – курсовой угол на светило → угол между линией пути (курса) и направлением на светило. |
На практике поправка Δh′Z рассчитывается по формуле:
ΔhZ = ΔhV · ΔT | (9.2) |
где | ΔhV – изменение высоты светила за 1 минуту; |
ΔT – промежуток времени (до десятых долей минуты) между замерами высот светил. |
Значение величины ΔhV выбирается из специальной таблицы «Приведение высот светил к одному зениту ΔhV»: табл. 7 «ТВА-57» (с. 28) или табл. 16 «МТ-75» (с. 229) или табл. 3.32 «МТ-2000» (с. 365) по значению скорости хода (Vуз) и значению курсового угла на светило (А-ПУ) → см. табл. 9.1. или Приложение 6А.
Таблица 9.1 – Приведение высот светил к одному зениту (ΔhV)
Vуз | Курсовой угол на светило | Vуз | |||||||||
0° ↓ | 10° | 20° | 30° | 40° | 50° | 60° | 70° | 80° | 90° | ||
360° ↓ | 350° | 340° | 330° | 320° | 310° | 300° | 290° | 280° | 270° | ||
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
0,07′ | 0,07′ | 0,06′ | 0,06′ | 0,05′ | 0,04′ | 0,03′ | 0,02′ | 0,01′ | 0,0 | ||
0,1′ | 0,1′ | 0,09′ | 0,09′ | 0,08′ | 0,06′ | 0,05′ | 0,03′ | 0,02′ | 0,0 | ||
0,13′ | 0,13′ | 0,13′ | 0,12′ | 0,10′ | 0,09′ | 0,07′ | 0,05′ | 0,02′ | 0,0 | ||
0,17′ | 0,16′ | 0,16′ | 0,14′ | 0,13′ | 0,11′ | 0,08′ | 0,06′ | 0,03′ | 0,0 | ||
12 → | 0,20′ | 0,20′ | 0,19′ | 0,17′ | 0,15′ | 0,13′ | 0,10′ | 0,07′ | 0,03′ | 0,0 | |
0,23′ | 0,23′ | 0,22′ | 0,20′ | 0,18′ | 0,15′ | 0,12′ | 0,08′ | 0,04′ | 0,0 | ||
16 → | 0,27 | 0,26′ | 0,25′ | 0,23′ | 0,20′ | 0,17′ | 0,13′ | 0,09′ | 0,05′ | 0,0 | |
0,30′ | 0,30′ | 0,28′ | 0,26′ | 0,23′ | 0,19′ | 0,15′ | 0,10′ | 0,05′ | 0,0 | ||
0,33′ | 0,33′ | 0,31′ | 0,29′ | 0,26′ | 0,21′ | 0,17′ | 0,11′ | 0,06′ | 0,0 | ||
0,37′ | 0,36′ | 0,34′ | 0,32′ | 0,28′ | 0,24′ | 0,18′ | 0,13′ | 0,06′ | 0,0 | ||
0,40′ | 0,39′ | 0,38′ | 0,35′ | 0,31′ | 0,26′ | 0,20′ | 0,14′ | 0,07′ | 0,0 | ||
0,43′ | 0,43′ | 0,41′ | 0,38′ | 0,33′ | 0,28′ | 0,22′ | 0,15′ | 0,08′ | 0,0 | ||
0,47′ | 0,46′ | 0,44′ | 0,40′ | 0,36′ | 0,30′ | 0,23′ | 0,16′ | 0,08′ | 0,0 | ||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Vуз | 180° | 190° | 200° | 210° | 220° ↑ | 230° | 240° | 250° | 260° | 270° | Vуз |
180° | 170° | 160° | 150° | 140° ↑ | 130° | 120° | 110° | 100° | 90° | ||
Курсовой угол на светило |
Пример:
1. | V = 12 уз. | 1 20.20 | АC1 = 20,0° SW (200,0°); | ИК = 200,0°. |
ΔhZ = ? | 2 20.25 | |||
– А–ПУ = 200,0° – 200,0° = 0,0°; | ΔhV = +0,20′ | |||
ΔТ = 20.25 – 20.20 = 5 мин., | ΔhZ = ΔhV · ΔТ = +0,2′ · 5′ = +1,0′ |
Ответ: ΔhZ = +1,0′.
2. | V = 16 уз. | 1 19.55 | АC1 = 10,0° NW (350,0°); | ИК = 210,0°. |
ΔhZ = ? | 2 20.02 | |||
– А–ПУ = 350,0° – 210,0° = 140,0°; | ΔhV = −0,20′ | |||
ΔТ = 20.02 – 19.55 = 7 мин., | ΔhZ = ΔhV · ΔТ = −0,2′ · 7′ = −1,4′ |
Ответ: ΔhZ = −1,4′.
Истинная геоцентрическая высота светила, исправленная поправкой ΔhZ называется приведенной высотой светила («Прив. h»).
Прив. h1 = Ист. h1 + ΔhZ | (9.3) |
В результате приведения первой высоты ко второй, перенос ВЛП1 определяется по формуле:
n1 = Прив. h1 − hC1 | (9.4) |
а перенос ВЛП2 – по формуле:
n2 = Ист. h2 − hC2 | (9.5) |