Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы

В амплитудно-фазовом пеленгаторе информация об угле рассогласования заключена в амплитуде принимаемого сигнала, а информация о знаке угла – в его фазе. Примером амплитудно-фазового пеленгатора может служить автоматический радиокомпас (АРК).

В амплитудно-фазовом пеленгаторе используются направленные свойства рамочной антенны. Диаграмма направленности этой антенны в горизонтальной плоскости показана на рис. 18, а, где Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru – угол между направлением на радиостанцию и перпендикуляром к плоскости витков рамочной антенны (осью рамочной антенны Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru ).

Допустим, что поле пеленгуемой радиостанции в месте установки антенной системы вертикально поляризованное, т. е. присутствует только вертикальная составляющая электрического поля. Тогда можно представить рамку как антенну, состоящую из двух, разнесённых на расстояние Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru , вертикальных вибраторов ( Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru , Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru ) с противофазным подключением к нагрузке (рис. 20, где Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru – центральный вибратор).

Результирующая ЭДС такой антенны равна разности ЭДС, наводимых в вибраторах (например, в направлении север-юг) равна

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru . (46)

где Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru – ЭДС наводимые в вибраторах Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru и Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru

Рисунок 20 Упрощенная схема рамочной антенны

Допустим, что фронт волны сигнала пеленгуемой радиостанции при­ходит под углом Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru относительно северного направления (рис. 21, а)

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru а) Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru   б)

Рисунок 21 Векторная диаграмма ЭДС, наводимых в рамочной антенне

Если расстояние между вибратором Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru и центральной антенной Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru равно Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru , то фронт волны достигает центрального вибратора спустя время

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru .   (47)

К этому моменту фаза поля у вибратора Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru уже будет отличаться от начальной на величину

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru . (48)

Если напряжённость поля у центральной антенны Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru принять равной

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru . (49)

то в момент Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru , когда фронт волны достигает центральной антенны, напряжённость поля в месте расположения вибратора Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru равна

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru .   (50)

Напряжённость поля в месте вибратора Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru в тот же момент

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru .   (51)

Электродвижущие силы, которые наводятся в вибраторах, равны

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru ,   (52)
Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru ,   (53)
Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru , (54)

где Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru ;

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru – действующая высота вибратора.

Векторная диаграмма ЭДС в элементах антенной системы радиопеленгатора показана на рис.21, б. Вектор Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru результирующей ЭДС рамочной антенны опережает вектор Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru ЭДС центральной антенны на 90°.

Считая сигнал радиостанции смодулированным, получим для результирующего напряжения рамочной антенны Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru выражение



Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru ,   (55)

где Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru ;

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru ;

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru – коэффициент, зависящий от параметров схемы;

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru – амплитуда напряженности поля в месте расположения рамки;

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru – число витков рамки.

При выводе уравнения (3.55) учитывалось, что для средневолнового диапазона (рабочего диапазона АРК) всегда справедливы соотношения

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru .   (56)

Амплитуда результирующего напряжения рамки зависит от угла рассогласования Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru . Вектор результирующего напряжения рамки сдвинут по фазе на Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru относительно вектора напряжённости электрического поля. Для определения фазы результирующего напряжения рамочной антенны используется напряжение Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru , наводимое в центральной антенне

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru , (57)

которое совпадает по фазе с напряжённостью поля в точке установки антенны. На самолёте не удаётся расположить центральную (ненаправленную) антенну в центре рамочной антенны. Поэтому будет дополнительный фазовый сдвиг между напряжённостями поля, наводящими ЭДС, в рамочной и ненаправленной антеннах. Этот фазовый сдвиг Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru равен

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru ,   (58)

где Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru – расстояние между центром рамки и ненаправленной антенной.

Расстояние Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru на самолёте невелико, поэтому можно считать, что дополнительный фазовый сдвиг близок к нулю. Напряжение от ненаправленной антенны используют в качестве опорного для определения фазы результирующего напряжения рамочной антенны. С этой целью модулируют выходное напряжение рамочной антенны с помощью сигнала от местного генератора, а затем производят сложение полученных после модуляции колебаний с колебаниями от ненаправленной антенны.

Наиболее эффективным сложение будет при разности фаз, равной Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru или Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru , когда геометрическое сложение векторов может быть заменено алгебраическим. Поэтому необходимо компенсировать фазовый сдвиг между Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru и Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru . Это осуществляется в канале рамки (или в канале ненаправленной антенны) специальными фазосдвигающими устройствами.

Упрощённая функциональная схема амплитудно-фазового радиопеленгатора приведена на рис. 22. Графики напряжений в соответствующих точках пеленгатора показаны на рис. 23.

Сигнал, пропорциональный углу Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru , снимается с рамочной антенны РА и поступает на усилитель У. Фазовый сдвиг Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru и Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru ликвидируется в усилителе У. Усиленный сигнал рамки модулируется по амплитуде в балансном модуляторе БМ. Модулирующее низкочастотное напряжение Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru подаётся с генератора опорного напряжения ГОН. Фаза напряжения Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru меняется на 180° при переходе модулирующего напряжения через ноль. На входной контур приёмника, называемый контуром сложения КС, поступают напряжения с балансного модулятора Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru и ненаправленной антенны (НА) Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru . Амплитуда напряжения Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru устанавливается, например, равной амплитуде Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru при приёме в направлении максимума диаграммы рамочной антенны.

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru

Рисунок 22 Функциональная схема амплитудно-фазового радиопеленгатора

Напряжение на выходе контура сложения икс равно

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru , (59)

где Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru – коэффициент модуляции;

Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru – частота генератора опорного напряжения.

Напряжение на выходе контура сложения оказывается модулированным по амплитуде. Частота модуляции определяется генератором ГОН. Глубина модуляции зависит от амплитуды напряжения рамочной антенны Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru т. е. от угла рассогласования Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru . С уменьшением угла рассогласования глубина модуляции уменьшается, т. к. уменьшается напряжение Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru . При Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru глубина модуляции равна нулю. Поэтому этот метод носит назва­ние метода минимума глубины амплитудной модуляции.

Фаза огибающей Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru может принимать два значения Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru и Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru в зависимости от знака угла рассогласования, т. к. фаза высокочастотного сигнала Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru изменяется на Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru при смене знака угла рассогласования.

Продетектированный в приёмнике сигнал фильтруется фильтром Ф, не пропускающим колебания с частотами, отличающимися от частоты модуляции Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru , и подаётся на фазовый детектор ФД. В качестве опорного сигнала ФД использует напряжение ГОН.

Постоянное напряжение с фазового детектора (амплитуда Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru пропорциональна значению угла рассогласования Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru , полярность – знаку угла Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru ) преобразуется в усилителе-преобразователе УП в напряжение частоты 400 Гц. Амплитуда преобразованного напряжения определяется значением, а фаза – знаком Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru .

Преобразованное напряжение приводит во вращение электродвигатель ЭД привода рамки. Рамка вращается с угловой скоростью Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru до тех пор, пока действует напряжение Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru , т. е. до тех пор, пока существует угол рассогласования Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru . В результате этого ось рамочной антенны ОА совмещается с направлением на радиостанцию.

Двум минимумам напряжения рамочной антенны соответствуют два положения равновесия следящей системы. Одно из них неустойчивое. С помощью электрической системы передачи данных СПД угол поворота рамки передаётся на индикатор курсового угла радиостанции (КУР).

При рассмотрении принципа действия амплитудно-фазового пеленгатора считалось, что принимаемый сигнал не модулирован. Если принимаемый сигнал имеет амплитудную модуляцию, то на выходе приёмника, кроме составляющей с частотой Амплитудно-фазовые радиопеленгаторы - student2.ru , действуют составляющие с частотами модуляции.

Эти составляющие должны подавляться фильтром Ф и фазовым детектором ФД. Поэтому, в целях предупреждения нарушения работы пеленгатора, следует так выбирать частоту генератора ГОН, чтобы она была ниже возможных частот модуляции сигнала.

Точность пеленгатора в существенной степени зависит от структуры поля в месте расположения рамочной антенны. Любое искажение поля вызывает появление ошибки.

Наиболее типичными причинами искажения структуры поля следует считать ненормальную поляризацию принимаемого сигнала и интерференцию поля пеленгуемой радиостанции, а также полей, создаваемых различного рода переизлучателями летательного аппарата. Приём ненормально поляризованного сигнала сопровождается появлением поляризационной ошибки.

Ошибка радиодевиации является результатом искажения поля вследствие интерференции. Погрешность измерения курсового угла такими пеленгаторами составляет ± 2°.

Наши рекомендации