Указания к задачам 11, 12, 13, 14, 15
• Задачи 11—15 посвящены вопросам измерения параметров электрических цепей (сопротивления, индуктивности, взаимной индуктивности и емкости).
Теоретический материал по указанным измерениям изложен в учебнике Попова на стр. 181—197, 204—207, 215—219, а также частично в учебнике Бартновского на стр. 87—91, 96—102, 104—105, 254, 256—258.
При измерении сопротивления методом амперметра и вольтметра (задача 11) применяется одна из двух возможных схем. (Попов, стр. 190, рис. 6—13, Бартновский, стр. 88, рис. 55)..
Пример 3.
В схеме для измерения сопротивления применяются амперметр и вольтметр, имеющие следующие 'внутренние сопротивления:
R=0,04 Ом; Rv^9OO Ом.
Амперметр показал I=2 А, вольтметр показал (U=9 В). Выбрать схему измерения. Определить точное значение измеряемого сопротивления. Вычислить абсолютную 'и относительную погрешности измерения при приближенном расчете величины сопротивления.
I' | Решение
1) Приближенное значение измеряемого сопротивления
2) Выбираем схему измерения, сравнивая соотношения сопротивлений
Принимаем схему измерения, с включением амперметра перед вольтметром, Попов, (рис. 6, 13, б), так как
3) Точное значение измеряемого сопротивления:
4) Абсолютная погрешность измерения, которая получилась бы при приближенном расчете сопротивления
5) Относительная погрешность измерения, которая получилась бы при приближенном расчете величины сопротивления.
В задачах12 и 13 измерение емкости и индуктивности проводятся дважды: сначала с помощью амперметра и вольтметра (без учета активного сопротивления) Ci и L\, a затем точнее, учитывая активное сопротивление с помощью амперметра, вольтметра v\ ваттметра Су. и Lg. Схемы измерения и расчетные формулы для вычислений значений емкости и индуктивности приведены в учебнике Попова (стр 216 и 218—219).
Принимая более точные значения Су, и Lg за действительные значения измеряемых емкости и индуктивности, можно вычислить относительную погрешность измерения у (ом. пример 3).
В задаче 14 определяется взаимная индуктивность двух катушек. Для этого используется метод последовательного соединения катушек.
Измерительные схемы собираются дважды: сначала катушки включаются последовательно при согласованном их соединении, когда векторы магнитной индукции катушек совпадают по направлению, это 'будет соответствовать максимальному значению общей индуктивности катушек Lc.
Затем изменяется направление тока в одной из последовательно соединенных катушек, что соответствует встречному
включению катушек, когда векторы магнитной индукции направлены в противоположные стороны. При этом будет минимальное значение общей индуктивности катушек Lв.
Величина взаимной индуктивности катушек определяется
из выражения .
С выводами указанной формулы и схемами измерения следует ознакомиться по учебникам Попова,стр. 217—218 или Бартновского, стр 257—258.
Надо иметь в виду, что в учебнике Попова приведены схемы измерения с использованием лишь амперметра и вольтметра.
Для составления требующихся заданием схем измерения с применением еще дополнительно ваттметра воспользуйтесь схемой рис 7—2 из учебника Попова.
Задача 15 посвящена двум видам измерения сопротивления
А) Измерение большого сопротивления (изоляции) с помощью одного вольтметра
где
/?v—сопротивление вольтметра, U—напряжение источника питания;
Uv—показание вольтметра при его последовательном соединении с искомым сопротивлением (в задаче это сопротивление изоляции линии гари разомкнутых проводах).
Схему измерения применительно к требующемуся заданием измерению сопротивления изоляции двухпроводной линии можно составить, изучив раздел учебника Попова «Измерение средних и больших сопротивлений методом вольтметра», стр 192.
Там же нужно разобрать вывод приведенной выше формулы
Б) Измерение сопротивления изоляции между каждым vq проводов и землей двухпроводной линии, находящейся под напряжением, можно выполнить так же с помощью вольтметра.
Со схемами измерения и необходимыми расчетными выражениями можно ознакомиться по разделу учебника Попова «Измерение сопротивления изоляции установки, находящейся под рабочим напряжением», стр. 204—205.