Понятие и методы нивелирования. Способы геометрического нивелирования. Понятие связующей, промежуточной, иксовой точки.
При решении многих задач требуется знать превышения между точками и отметки этих точек. Существуют следующие методы определения превышений.
1. Геометрическое нивелирование, при котором превышение между точками получают как разность отсчетов по рейкам при горизонтальном положении визирной оси нивелира. Этот метод является наиболее простым и точным, но позволяет с одной постановки прибора получить превышение не более длины рейки, поэтому при больших превышениях (в горной и особенно высокогорной местности) его эффективность и точность падают, так как, например, для определения превышения в 1км требуется около 500 станций.
2. Тригонометрическое нивелирование, когда превышение между точками определяют по измеренным вертикальным углам и расстояниям между точками (горизонтальное проложе-ние между точками с известными координатами). Тригонометрическое нивелирование позволяет с одной станции определить практически любое превышение между точками, имеющими взаимную видимость, но его точность ограничена из-за недостаточно точного учета влияния на величины вертикальных углов оптической рефракции и уклонений отвесных линий, особенно в горной местности.
3. Барометрическое нивелирование, основанное на использовании зависимости между атмосферным давлением и высотой точек на местности. В этом методе не требуется взаимная видимость между точками, но точность барометрического нивелирования сравнительно невысока из-за недостаточно точного учета влияния многих факторов, связанных с физикой атмосферы и другими причинами.
4. Гидростатическое нивелирование, основанное на свойстве жидкости в сообщающихся сосудах находиться на одном уровне. Этот метод имеет высокую точность, позволяет определять превышения между точками при отсутствии взаимной видимости, но определяемые превышения не должны быть более размера трубок, соединенных шлангами.
5. Автоматическое нивелирование. Выполняется нивелирами-автоматами, установленными на автомашинах, велосипедах и т.п., которые обычно вычерчивают профиль нивелируемой линии местности. Отметки точек можно определить быстро, но с невысокой точностью.
6. Стереофотограмметрический метод позволяет определить превышения путем обработки пары снимков, полученных в двух точках на расстоянии базиса фотографирования так, чтобы на части каждого из снимков была изображена одна и та же местность. Этот метод позволяет бесконтактным способом определять превышения между точками и другие характеристики местности, точность метода зависит от масштаба снимков, способа их обработки, точности приборов и других причин.
7. Аэрорадионивелирование связано с определением превышений путем измерения высоты полета (обычно высоты фотографирования) летательного аппарата радиовысотомером и измерение разности высот точек трассы полета (точек, в которых выполняют фотографирование) статоскопом - по разностям давлений.
8. Определение превышений по результатам спутниковых измерений. Спутниковые системы ГЛОНАСС - ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система (Россия) и GPS (США) позволяют определять пространственные координаты точек местности в автономном режиме (с точностью около 1м) и в дифференциальном, т.е. относительно точек с известными координатами, с точностью до сантиметров и точнее.
Имеются два вида геометрического нивелирования: из середины и вперед. При геометрическом нивелировании из середины нивелир ставят в середине между передней Р1 и задней Р2 рейками, при горизонтальном положении визирной оси берут отсчеты 3 по задней и П по передней рейкам. Превышение
h=З-П.
При нивелировании вперёд нивелир устанавливают вблизи точки А, а рейку на точке В. Измеряют высоту прибора и делают отсчёт П по рейке. Превышение
h=i-П.
Полученные превышения позволяют определить отметки точки B, если известна отметка точки А, т.е.
HB=HA+h
Связующими называют точки, на которых рейка сначала была задней, а потом, на следующей станции, передней.
Иксовыми называются точки не предусмотренные при разбивке пикетажа. Они не нужны для выражения рельефа, а служат лишь для передачи высот, поэтому могут быть расположены в любом месте притрассовой полосы. За иксовую точку принимают любую постоянную точку местности или для неё забивают отдельный колышек.