Маркшейдерское обеспечение при рекультивации карьеров
При разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом возникают следующие четыре группы вопросов, связанных с рекультивацией земной поверхности в период разработки и после ее прекращения:
при разработке пластовых месторождений с пологим залеганием пластов и образованием внутренних отвалов — регулярная планировка верхнего яруса отвалов и восстановленйе растительного слоя на их поверхности;
при разработке наклонных и крутых пластов, залежей и рудных тел, когда выработанное пространство не заполняется внутренним отвалом, — обеспечение длительной устойчивости бортов отработанных карьеров и сохранности прилегающих к карьерам территорий;
рекультивация территорий, занятых внешними отвалами; - , сохранение гидрогеологического режима или его поддержание в таком состоянии, при котором существенно не нарушается экономический режим района.
Вопросы гидрогеологического режима вокруг действующего и погашенного" карьера решаются гидрогеологической службой-предприятий и проектных организаций и в данном разделе не рассматриваются.
Маркшейдерские работы по" рекультивации внутренних и внешних отвалов включают: топографическое обоснование территории, топографическую съемку поверхности отвалов, определение объема планированных работ, наблюдения за уплотнением отвалов и связанной с этим осадкой их поверхности. При выполнении этих работ необходимо учитывать понижение отметок геодезических пунктов, заложенных на отвалах. Величина осадка поверхности отвалов зависит от прочности пород, отсыпанных в отвал, и высоты отвалов. От этих же факторов зависит и продолжительность осадки.
Регулярное нивелирование реперов (в течение первого года 3—4 раза, а в последующие годы 1—3 раза), заложенных на отвалах, и построение графиков уменьшения скорости осадки позволяют дать прогноз о величине полной осадки отвалов и времени ее полного затухания. После прекращения осадки отвалов территория, 'занятая ими, может быть использована для строительства жилья и промышленных сооружений.
Маркшейдерские работы по обеспечению устойчивости бортов отработанных карьеров и сохранности прилегающих к ним территорий включают: оценку длительной устойчивости бортов, наблюдения за деформацией прилегающей к карьерам полосы земной поверхности, разработку мер предотвращения опасных деформаций прибортовой полосы земной поверхности.
Оценка длительной устойчивости бортов погашенных карьеров производится на основе детального изучения геологического строения бортов в предельном контуре карьера и всех инженерно-геологических факторов, оказывающих влияние на устойчивость откосов. Особое внимание при этой оценке уделяется вопросам длительной прочности пород, их выветриванию с течением времени, изменению гидрогеологических условий в бортах карьеров.
При затоплении карьеров после их отработки наименьший коэффициент запаса устойчивости бортов получается при их подтоплении примерно на 0,3 их высоты. Поэтому расчет устойчивости производится как неподтопленного борта — при наиболее неблагоприятном положении депрессионной поверхности в борту, так и подтопленного — при наиболее неблагоприятном уровне воды в карьере. Ухудшение устойчивости борта при его частичном подтоплении связано с уменьшением сил трения в зоне призмы упора вследствие ее гидростатического взвешивания. Устойчивость улучшается при полном подтоплении борта, когда гидростатическому взвешиванию подвергается также и призма активного давления. В связи с этим, если принято решение о сохранении карьера в затопленном состоянии, то. необходимо форсировать полное затопление карьера.
Наиболее ответственной частью маркшейдерских работ при погашении карьеров является обеспечение безопасной сохранности прилегающих к карьерам территорий.
В зависимости от геологического строения отдельных участков бортов и верхних уступов земная поверхность вокруг погашенного карьера будет претерпевать различного рода деформации.
Опыт открытых разработок показывает, что при общем коэффициенте запаса устойчивости 1,2—1,25 в пределах призмы, ограниченной наиболее слабой поверхностью, возникают смещения до 50—70 мм. При коэффициенте 1,1—1,15 они достигают величин 0,5—2 м с образованием открытых трещин, при коэффициенте запаса менее 1,1 с течением времени возможно образование оползания борта.
При составлении проекта на доработку карьера и его погашение должно быть проведено районирование бортов по степени их общей устойчивости и степени устойчивости верхних уступов при их сохранении в сухом состоянии и после затопления карьера.
Если территория вокруг карьера застроена, то необходимо составить прогноз ожидаемых деформаций земной поверхности вокруг карьера, связанных как с общей деформацией борта в зависимости от коэффициента запаса устойчивости, так и с возможным развитием оползней верхних уступов.
Прогнозная оценка ожидаемых деформаций уточняется путем инструментальных наблюдений за деформациями прибортовой полосы земной поверхности по методике, аналогичной методике наблюдений за сдвижением земной поверхности при подземной разработке месторождений.
Если ожидаемые деформации земной поверхности вокруг карьера превышают допустимые для имеющихся на этой территории сооружений, то должны быть приняты меры по уменьшению деформаций, если из экономических соображений это оправдывается.
В качестве мер, повышающих коэффициент запаса устойчивости и, следовательно, уменьшающих деформаций бортов, применяются:
подпор нижней части борта отвалами пород; выполаживание верхней части борта; оставление предохранительных целиков; сохранение дренажа бортов.
Все эти мероприятия могут быть выражены в количественной форме путем расчета на устойчивость при необходимой заданной величине повышения коэффициента запаса устойчивости.
Для предотвращения оползней и обрушений отдельных участков верхних уступов могут быть применены следующие мероприятия:
заоткоска уступов;
пригрузка откосов дренирующим материалом;
планировка прибортовой полосы земной поверхности с целью предотвращения скопления воды;
искусственное укрепление тех участков откосов, где Их выполаживание и заоткоска невозможны из-за близкого к откосу расположения сооружения.
Билет № 19