Контроль правильности положения скользящей опалубки.

В процессе возведения башни копра правильность положения скользящей опалубки проверяют контрольными измерениями не реже чем через 4 метра ее подъема. Положение опалубки в горизонтальной плоскости определяют с помощью приборов вертикального визирования, отвесов или теодолита.

При составлении программы наблюдений предусматривают схему расположения и способ обозначения фиксирующих точек опалубки; необходимые проемы в перекрытиях копра, подвесных лесах и рабочем полу; освещение фиксируемых точек внутри копра; приборы, оборудование и способы их закрепления (установки); методику измерений и порядок записи наблюдений, связь между исполнителями, находящимися на разных горизонтах; меры безопасности при выполнении измерений.

Число и место расположение фиксируемых точек (рисунок 25) опалубки определяются в зависимости от размеров, формы опалубки и высоты копра. При возведении копров высотой не более 50 м фиксируемые точки обычно располагают по углам стволового отделения (3-4 точки) и в лифтовом отделении (1 точка).

Контроль правильности положения скользящей опалубки. - student2.ru

Рисунок 25 - Способы крепления визирных марок

а) к прогонам рабочего пола; б) к козырьку опалубки;

в) к кружалам опалубки:

1 – рабочий пол; 2 – прогоны; 3 – крепежные доски; 4 – короб;

5 – марка; 6 – крышка; 7 – кронштейн; 8 – кружало;

9 – щит опалубки; 10 - подмостки

Если башенные копры имеют высоту более 70 м, то следует определять положение периферийных щитов опалубки, для чего визирные марки размещают в углах наружных стен копра.

При определении смещений опалубки от проектного положения с помощью прибора вертикального визирования (например, зенит-прибора PZL) выполняют наблюдения за визирными марками. Визирные марки крепятся к низу рабочего пола, козырьку или к кружалам опалубки. Для обеспечения видимости марок в наружных и внутренних подвесных подмостях вырезают закрываемые проемы, а стволовом отделении башни обеспечивают освещение марок. Визирные марки при закреплении ориентируют таким образом, чтобы их шкалы были параллельны осям ствола, а возрастание оцифровки - противоположно направлениям осей X и Y.

Точки стояния зенит-прибора выбираются под марками так, чтобы при приведении визирной оси зрительной трубы в отвесное положение центр соответственной марки находился в середине поля зрения трубы.

Рекомендуется закладывать в стенах и фундаменте башни пункты консольного типа. Для обеспечения безопасности во время измерений над точками установки зенит-прибора необходимо устраивать сеточные ограждения.

Во время наблюдений за опалубкой зенит-прибор последовательно устанавливают на стенные пункты и берут отсчеты по шкалам марок при двух положениях горизонтальног круга, отличающихся на 180°. На время наблюдений за марками в том же порядке открываются проемы в подмостьях и обеспечивают освещение марок. Смещения скользящей опалубки в горизонтальной плоскости и их направления находят по разности начального и последующих отсчетов. На схеме размещения марок ось Б Контроль правильности положения скользящей опалубки. - student2.ru возрастание оцифровки «большой» Б и М «малой» шкал X,Y – оси координат.

При проверке положения опалубки утяжеленными отвесамиточки схода последних фиксируются отверстиями центрировочных пластин или роликами направляющих блоков. Ручные лебедки с проволокой закрепляют на рабочем полу (рисунок 26) или устанавливают на нулевой площадке.

Проволоки с лебедок пропускают через отверстия центрировочных пластин или направляющие блоки и присоединяют к грузам массой 10-15 кг.

Обычно располагают четыре отвеса по углам столбового отделения и в лифтовом отделении.

а)

Контроль правильности положения скользящей опалубки. - student2.ru

Рисунок 26, а - Схема расположения оборудования и отвесов

при проверке расположения опалубки

Смещение опалубки в плане определяют по положению острия отвеса относительно осей пластин, забетонированной на уровне нулевой площадки или измерениями от отвеса до ближайших стен башни или координатометра.

Расстояния от нити отвеса измеряют линейкой до одних и тех же точек, отмеченных на стене краской или до граней координатометра.

б)

Контроль правильности положения скользящей опалубки. - student2.ru

Рисунок 26, б - Схема расположения оборудования и отвесов

при проверке расположения опалубки

1 – щиты опалубки; 2 – рабочий пол; 3 – лебедка на рабочем полу;

4 – центрировочная пластина; 5 – координатометр; 6 – груз отвеса;

7 – лебедка на нулевой раме; 8 – блок; 9 – отвес в лифтовом отделении

Контроль положения опалубки с помощью теодолита целесообразно осуществлять при возведении башни копра без внутренних стен. В этом случае на крайних брусьях рабочего пола опалубки с наружной стороны наносят краской шкалы, нулевые деления которых при начальном положении опалубки должны лежать в осевых плоскостях копра.

При контрольных измерениях теодолит последовательно устанавливают над осевыми пунктами каждой из полуосей копра. Визируя на осевые скобы в основании башни, проектируют это направление на опалубку и берут отсчеты по шкалам.

По делениям шкалы определяют величину и направление смещения осей опалубки от соответствующей осевой плоскости копра.

Для определения в процессе движения опалубки высоты рабочего пола и закладных деталей к арматуре по углам как шахтной, так и наружной части башенного копра прикрепляют деревянные контрольные рейки с дециметровыми делениями. По мере подъема опалубки рейки систематически наращиваются. Кроме того, через каждые 10-20 м подвигания опалубки маркшейдер определяет с помощью рулетки высоту рабочего пола от репера, забетонированного в нижней части копра. Сравнивая эти данные с показаниями контрольных реек, корректируют отсчеты на рейках, если расхождения показаний будет более 20 мм.

Горизонтальность рабочего пола определяется нивелированием угловых точек секции опалубки. В случае недопустимых отклонений величина смещения обозначается на угловых домкратных стержнях отсеков в виде меток цветным карандашом.

Результаты наблюдений за положением опалубки оформляют в виде схемы совмещенных горизонтальных сечений копра, построенных через 2 – 4 метра и приведенных на рисунке 27.

Чертеж строят по начальным координатам марок или отвесов в масштабе 1:50. Все последующие положения марок или отвесов показывают в масштабе 1:1 относительно начального положения. Для каждого сечения указывается соответствующая высотная отметка.

Контроль правильности положения скользящей опалубки. - student2.ru

Рисунок 27 -Схемы совмещенных горизонтальных сечений копра

Схема позволяет своевременно установит отклонения стен копра от вертикали, растяжение, сжатие и угол поворота опалубки и тем самым своевременно разработать мероприятия по устранению и предотвращению дальнейших деформаций и отклонений.

Угол кручения Контроль правильности положения скользящей опалубки. - student2.ru опалубки на горизонте « Контроль правильности положения скользящей опалубки. - student2.ru » может быть найден по формуле

Контроль правильности положения скользящей опалубки. - student2.ru ,

где Контроль правильности положения скользящей опалубки. - student2.ru - длина перпендикуляра, опущенного из угловой точки копра на горизонте « Контроль правильности положения скользящей опалубки. - student2.ru » на направление, проходящее через центр копра и начальное положение угловой точки (снимается с чертежа),

Контроль правильности положения скользящей опалубки. - student2.ru - расстояние от центра «О» до угловой точки в начальном положении.

Профильные линии стен башенного копра строятся по отклонениям марок или отвесов в двух взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях.

Отклонения стен башенного копра от вертикали не должно превышать:

- при отсутствии промежуточных перекрытий – 0,002 высоты сооружения, но не более 100 мм;

- при наличии перекрытий – 0,001 высоты, но не более 50 мм.

После возведения стен башни копра до горизонтов отклоняющих шкивов и машинного зала на каждый из этих горизонтов переносят монтажные оси и закрепляют их насечками на металлических скобах. Расхождения между насечками, полученными дважды, не должно превышать 30 мм, а допустимое отклонение от прямого угла между основными осями машинного вала - 2′. На монтажных горизонтах закладывают репера. Расхождение высотных отметок одного и того же репера из двух независимых определений не должно превышать 20 мм.

Осадку фундаментов башенных копров определяют геометрическим нивелированием: допускаемые погрешности определения осадок не должны превышать: 2 мм для копров, возводимых на песчаниках и глинистых грунтах; 5 мм – для копров, возводимых на насыпных, просадочных и других сильно сжимаемых грунтах. Репера нивелируют не реже одного раза в месяц.

Билет № 13

Наши рекомендации