Маркшейдерские работы при проведении выездных и разрезных траншей
Маркшейдерские работы, связанные с проведением въездных и разрезных траншей и съездов тем или иным способом, заключаются в следующем:
перенесении в натуру проектной оси выработки, ее поперечных сечений и высотных отметок (профиля почвы выработки); контроле правильности проведения выработок по заданному направлению, сечению и высотным отметкам;
определении подлежащих выемке и фактически вынутых объемов пород.
Основанием для проведения капитальных вскрывающих месторождение выработок является утвержденный проект:
генеральный план карьера; планы въездных и разрезной траншей, в которых должны быть указаны числовые значения координат х, у,устья траншеи, дирекционные углы осей и поворотные углы, радиусы кривых, высотные отметки почвы траншеи или начальная отметка и руководящий уклон; поперечные сечения траншей.
После разбивки продольной оси траншеи производят нивелировку по пикетам через 20 или 50 м, а также детальную тахеометрическую съемку всей полосы, захватываемой траншеей, или поперечную нивелировку. По данным нивелировки и съемки составляют рабочий проект — план и поперечные сечения траншеи .
План-проект траншей
Трассирование и разбивка траншей, проводимых экскаваторами, оборудованными механической лопатой или драглайном, без применения или с частичным применением буровзрывных работ имеет место в случаях проведения:
въездов в карьер по склону горы с отвалом породы под откос или погрузкой породы на транспорт; въездных и разрезных траншей сплошным забоем;
глубоких въездных траншей на нижние горизонты карьера, проводимых ступенчатыми забоями.
При проведении въездов в карьер по склону примерно по оси трассы через 20 — 50 м разбивают временные пикеты А, В, Си т, д. После определения положения нулевых точек почвы трассы производят спрямление ее при наличии заметных углов поворота разбивают кривые.
Спрямленную ось трассы закрепляют кольями с постановкой на них вех, которые указывают направление для машиниста экскаватора.
При проведении въездных траншей, кроме того, кольями или короткими вехами 4 — 4', 5—5', 6—6' и т. д. отмечают верхние бровки. Одновременно с этим разбивают ось пути, располагаемого на бровке траншеи, а при работе драглайна — ось породного отвала, что в значительной степени облегчает работу машиниста экскаватора, а также гарантирует от перебора и недобора грунта.
Высотные отметки почвы траншеи задают на расстояниях также 20 — 30 м грунтовыми реперами (пикетами). В целях удобства пользования реперами их следует располагать с некоторым смещением относительно оси траншеи по линии хода одной из гусениц экскаватора, причем торцы забитых реперов (колышков) должны соответствовать проектным отметкам траншеи.
При значительной площади поперечного сечения траншеи проводят ступенчатыми забоями (заходками). Необходимые направления при этом задают как по траншее в целом, так и по каждой заходке в отдельности.
При отсутствии проекта, предусматривающего деление траншеи на заходки, составляют рабочий проект с учетом основных параметров машин (радиуса и высоты черпания и разгрузки). В состав проекта входят:
общий план траншеи с поперечными сечениями, на которых наносят отдельные заходки; профиль откаточного пути по бровке первой заходки, который может быть составлен по топографическому плану; профили почв отдельных заходок с учетом допустимых уклонов.
Трассирование и разбивку в натуре траншей, проводимых ступенчатыми забоями, следует осуществлять в приведенной последовательности:
1)разбивают и закрепляют основную ось траншеи и ее бровки, знаки (колья, металлические стержни) устанавливают на расстоянии 20—30 м по оси, поворотные точки трассы выносят за пределы траншеи;
2)разбивают и закрепляют в натуре ось первой заходки и ось пути, если порода от первой заходки поступает на транспорт, или ось отвала, если первая заходка проводится с отвалом породы на борт;
3)отмечают в натуре нулевую точку начала заходки 1 и задают первые два-три репера вертикального направления с последующим перенесением заданного направления по мере подвигания забоя заходки,
4)для последующих заходок 2, 3 и т. д. разбивают их оси или оси путей, укладываемых по почве заходки, с таким расчетом, чтобы ось пути была параллельна оси заходки. На рис. 7.12, а видно, что заходка 1 была пройдена с отвалом породы на полосу заходки 2, а заходка 2 проводится вместе с погрузкой породы заходки 2 и навала породы от заходки 1 и т. д.
При проведении въездных траншей как сплошным, так и ступенчатыми забоями в песчано-глинистых породах, склонных к оползанию и размыву, особое внимание следует уделять величине угла и формированию откосов, а также дренажу и балластировке транспортных путей.
Определение объемов вынутой породы при проведении траншей осуществляется, как правило, способом вертикальных сечений по поперечным профилям, составленным через 10—20 м, используя данные детальной маркшейдерской съемки.
Трассирование и разбивка траншей, проводимых сериями взрывов. При проведении траншей в скальных породах скважины располагают в блоке сериями по четыре-пять рядов и более.
Проведение траншеи ступенчатыми забоями
Разбивочные работы при проведении разрезных траншей и съездов. Выбор способа вскрытия определяется надежностью транспортной связи рабочих горизонтов карьера с поверхностью, удобством подготовки и сроками ввода в эксплуатацию рабочих горизонтов, а также эффективностью и безопасностью проведения горных работ.
Способ массового взрыва на выброс заключается в том, что большие заряды ВВ помещают в специально проведенные минные камеры (относительно неглубокие штольни, шурфы, колодцы и пр.). Расположенные на глубине по определенному направлению сосредоточенные заряды ВВ после взрывания не только разрушают породу вскрыши, но при применении специальных транспортных зарядов выбрасывают значительную часть ее в нужном направлении за пределы поля карьера, если эти площади не являются сельскохозяйственными угодьями.
Исходными данными для заложения минных выработок является графическая часть проекта массового взрыва:
детальный топографический план в масштабе 1:500 с нанесением на нем оси траншеи, устьев минных выработок, планового положения и высотных отметок минных камер (зарядов); продольный (геологический) разрез траншеи с нанесением минных камер и выработок, соединяющих последние с поверхностью.
После проведения выработок, заряжания минных камер и взрыва от тех же опорных пунктов, от которых производилась первоначальная тахеометрическая пли фототеодолитная съемка, производят повторную детальную съемку всего участка, затронутого массовым взрывом.
Определение результатов массового взрыва осуществляется способом вертикальных сечений или, что проще и удобнее, объемной палеткой с предварительным составлением плана изомощностей удаленной или наваленной породы.
Для полной оценки эффективности массового взрыва учету подлежат:
общий объем взорванной и выброшенной горной массы из котлована;
объем взорванной породы, оставшейся на дне котлована;
объем навала взорванной породы, оставшейся в пределах карьерного поля;
объем взорванной породы, выброшенной за пределы границ карьерного поля.
После проведения массового взрыва на одном или обоих откосах котлована производят высотную разбивку горизонтов (уступов), после которой осуществляют переход на обычные поуступные буровзрывные работы с отгрузкой горной массы экскаваторами.
При проведении разрезных траншей экскаваторами почву первой пионерной траншеи делают горизонтальной. В дальнейшем она служит рабочей площадкой первого вскрышного уступа. Поэтому последующие экскаваторные заходки первого уступа проводят параллельно оси разрезной траншеи (железнодорожным путям) в одну или обе стороны.
Более глубокие горизонты карьера при рельсовом и автомобильном транспорте горной массы вскрывают тупиковыми и спиральными траншеями (съездами) или комбинированным способом. Наиболее распространенным является способ вскрытия тупиковыми траншеями, который в транспортном отношении характеризуется системой стационарных тупиковых рельсовых съездов, укладываемых в капитальных въездных траншеях или по нерабочему борту карьера. Разновидностью этого способа вскрытия являются скользящие съезды, устраиваемые на рабочем борту, основанием которых часто является взорванная горная масса.
При проведении тупиковых съездов маркшейдерские работы выполняются в следующем порядке:
1) производят нивелирование трассы существующего горизонта по пикетам через 10 или 20 м и составляют профиль;
2) по известной проектной высоте уступа , заданному уклону и радиусам вертикальных кривых , сопрягающих профиль выработок с различными уклонами , определяют
приближенную длину съезда
3) от ближайшего опорного пункта и репера переносят в натуру начальную точку трассы съезда;
4) при проведении начальной и конечной частей съезда особое внимание следует уделять контролю верхнего и нижнего вертикальных сопряжений, т. е. участкам вертикальных кривых;
5) после балластировки и укладки путей производят нивелирование съезда по головке рельсов, отклонение от проектных отметок по отдельным пикетам не должно превышать ±10 мм.
Прямые участки выработок откладывают рулеткой, углы поворота строят теодолитом при двух положениях зрительной трубы.
Проведение выработок с заданным подъемом или уклоном осуществляют с помощью профилемеров, светоуказателей или по заданным реперам. Если выработку проводят по пласту или по проводнику пласта, то профилируют ее в тех случаях, когда встречают геологическое нарушение.
По всем дренажным выработкам в процессе их проведения ежемесячно производят дополнительную теодолитную съемку и геометрическое нивелирование с контрольными замерами поперечных сечений
Одновременно с проведением дренажных горных выработок производят разбивку точек и задание направлений для бурения дренажных скважин-фильтров.
На весь комплекс дренажных выработок карьера составляют план (в масштабе 1: 1000—1: 2000), который в дальнейшем (при эксплуатации и проведении дополнительных дренажных выработок) систематически пополняется.
Билет № 12