Знакомство с лабораторным стендом
Генератор ПСП находится слева в середине стенда. Для его включения необходимо включить питание стенда к сетевой розетке, нажать широкую красную кнопку слева от генератора ПСП и нажать кнопку «ВКЛ» генератора. В правом верхнем углу генератора загорается сигнал. На гнездо 1 «ТИ» подаются выходные импульсы генератора Г5-54 амплитудой 2-4 В положительной полярности, а на гнездо 2 «СИ» – синхроимпульсы этого же генератора. На выходе 3 «τСП» получаем поток псевдослучайных интервалов, а на выходе 4 «fСП» – поток псевдослучайных импульсов. Псевдослучайными они называются потому, что их длительность и частота случайным образом кратны частоте генератора Г5-54.
Настройка генератора ПСП и частотомера
1. Включить частотомер и генератор и после небольшого прогрева, установив на выходе Г5-54 амплитуду тактовых импульсов 2-4 В, подать их на гнездо 1 генератора ПСП. Длительность импульсов установить 1-5 мкс.
2. Подключить вход «А» Ч3-54 к разветвителю (слева от С1-65А)
Ручки Ч3-54 установить в следующих положениях:
Ø Уровень Авт – отжата;
Ø 150 мГц, 5 МГц – нажата;
Ø ~, – нажата;
Ø 1-10 В – отжата;
Ø Уровень (серая) – до упора;
Ø Род работы – частота А.
3. Подать на разветвитель входной сигнал с гнезда 3 генератора ПСП и проконтролировать с помощью С1-65 А наличие импульсов на выходе генератора ПСП.
4. Подбором частоты генератора Г5-54 и положений переключателя "Время счета ms – множитель" частотомера Ч3-54 добейтесь того, чтобы на индикаторе 43-54 появлялись двухзначные числа, в среднем равные 10-15.
Определение средней частоты и среднего квадратического отклонения псевдослучайного нормального потока
1. Наблюдая показания частотомера, фиксируйте их отметками на числовой оси рис.1:
Рис. 1. Гистограмма при высокой частоте (пример).
Объем выборки n должен быть не менее 150-200.
2. По формулам 1, 2, 3 подсчитайте – коэффициент Мк в 2 и 3 равен 1 (По таблицам Мк берут обычно при n ≤ 6).
3. Задавшись односторонними доверительными вероятностями P1 и P2, определите доверительные границы и по (4)
Значения и даны в табл.2.
Таблица 2
n | при односторонней вероятности Р | |||||||
0,8 | 0,95 | 0,99 | 0,999 | 0,8 | 0,95 | 0,99 | 0,999 | |
0,788 | 0,578 | 0,466 | 0,38 | 2,12 | 4,42 | 9,97 | 31,6 | |
0,828 | 0,672 | 0,576 | 0,494 | 1,46 | 2,09 | 3,00 | 4,88 | |
0,894 | 0,798 | 0,730 | 0,664 | 1,17 | 1,36 | 1,56 | 1,34 | |
0,927 | 0,861 | 0,819 | 0,760 | 1,10 | 1,20 | 1,30 | 1,42 | |
0,946 | 0,897 | 0,858 | 0,818 | 1,07 | 1,13 | 1,19 | 1,27 |
4. Используя первую форму, запишите результаты измерения средней частоты и СКО.
Измерение средней частоты и с.к.о. пуассоновского потока.
Определение сходимости потока к Пуассоновскому
с использованием критерия æq2
1. Подбором частоты генератора Г5-54 и положений переключателя "Время счета ms – множитель" частотомера Ч3-54 добейтесь того, чтобы на индикаторе частотомера загорались однозначные числа, в среднем равные 2-6.
2. Наблюдая показания частотомера, фиксируйте их отметками на числовой оси рис.2.
Рис.2. Гистограмма при низкой средней частоте.
Объем выборки должен быть не менее 150-200.
3. Используя гистограмму, заполнить lй и 2й столбцы табл.3.
Таблица 3
0,027 | ||||||
0,098 | ||||||
0,177 | ||||||
0,212 | ||||||
0,191 | ||||||
0,137 | ||||||
0,083 | ||||||
0,042 | ||||||
0,019 | ||||||
0,070 | ||||||
æ |
4. Обработайте результаты наблюдения.
СОДЕРЖАНИЕ. ОТЧЁТА
1. Гистограмма опыта 5.3.
2. Значения и , вычисленные для опыта 5.3.
3. Доверительные границы для опыта 5.3.
4. Результаты измерения средней частоты и с.к.о. опыта 5.4.
5. Гистограмма опыта 5.4.
6. Таблица 3.
7. Значения параметров и потока в опыте 5.4.
8. Выводы о сходимости потока к Пуассоновскому.
РАСЧЕТЫ И ПОСТРОЕНИЯ
Расчеты и построения по пп.2,3 в разд. 5.3. не требуют особых пояснений. Их особенности состоят в следующем:
1. Заполнение табл.3 по гистограмме рис.2 иллюстрируется на примере, изображенном на рис.2 . Как видно из этой гистограммы.
· «0» во время экспериментов встретился 9 раз;
· «1» – 27 риз и т.д.
Всего n = 9 + 27 + 34 + ... + 4 = 200.
2. По формуле 1, которая в нашем случае примет вид:
,
находим параметр предполагаемого Пуассоновского потока. В этом примере Мх = 3,6. .
3. Учитывая формулу (3), находим
Примерное равенство указывает на то, что поток может быть Пуассоновским. Окончательный вывод можно сделать, используя критерий æ ,для вычисления которого заполняется табл.3.
4. Значения pj столбца 3 таблицы вычисляются по (6), например, вероятность того, что при щ число событий в Пуассоновском потоке примет значение xj,
В лаборатории имеются таблицы, в которых для параметров lt от 0,1 до 15 с шагом 0,1 даны вероятности pj. Для нашего случая (lt = 3,6) эти вероятности вписаны в Зй столбец табл.3.
Используя эти приложения (или вычисляя по(6)), находим pj, и далее, заполняя всю табл.3, находим æ как сумму строк столбца табл.3.
5.Определение числа степеней свободы
для случая, изображенного на рис.2, имеем l = 10, r = 1 (т.к. определяется только один параметр) отсюда k = 10 – 1 – 1 = 8.
6.Используя вычисленные значения k и æ , находим вероятность αq того, что величина æl превзойдет значение æ . Уровень значимости α обычно берется равным 0,05. Если αй>α, то можно считать, что гипотеза о согласии наблюдаемых данных с законом распределения Пуассона не отвергается и поток действительно Пуассоновский.
Примечание. По заданию преподавателя расчеты и обработка результатов производится с помощью микро-ЭВМ.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое единство измерений? Зачем оно необходимо? Для чего в результат измерений необходимо включать оценку его точности?
2. Какие показатели точности установлены ГОСТ / 8.011-72 «Показатели точности измерений и формы представления результатов измерений»?
3. Поясните 4е формы представления результата измерений.
4. Расскажите о правилах записи результатов наблюдений. Понятия «наблюдение и результат измерения» Их соотношение.
5. Правила обработки результатов прямых измерений с многократными наблюдениями.
6. Проверка согласия экспериментального распределения с теоретическим. Особенности Пуассоновского распределения.
7. Критерий согласия Пирсона
8. Пояснение порядок проведения и результат эксперимента (По заданию преподавателя).