Муфта кулачковая предохранительная самодействующая
В отличие от управляемой кулачковой предохранительной муфты данная муфта (рис. 68) срабатывает самостоятельно под действием пружины при превышении расчетного момента, здесь также как и для предыдущих муфт, расчет сводится к выбору пружины, обеспечивающей замыкание кулачков. Ход пружины при срабатывании при перегрузках должен быть равен l2=b+1…2, мм;
b – длина кулачка, мм.
Рис. 68. Муфта кулачковая предохранительная самодействующая
Расчетный крутящий момент на муфте
Tp=1,25T , Нм,
где T – крутящий момент на валу.
Усилие пружины в начале срабатывания муфты
, Н,
где α = 30°…45° – угол профиля кулачков;
j= … – угол трения на кулачках;
f = 0,12…0,15 – коэффициент трения между подвижной полумуфтой и шлицевым валом;
f= 0,25…0,3 – коэффициент трения между подвижной полумуфтой и валом со шпонкой;
Dср – средний диаметр кулачков;
d – диаметр вала.
Усилие пружины в конце срабатывания муфты
= 1,1…1,2 Fa, Н.
Напряжение смятия на гранях кулачков
£[s]см, МПа,
где z – число кулачков;
b=(0,6…0,1)D1– ширина кулачка;
h – высотакулачка.
Напряжение изгиба кулачка
£[s]и, МПа.
Допускаемое напряжение на смятие и изгиб кулачков по табл. 38.
Таблица 38
Допускаемые напряжения
Допускаемые напряжения, МПа | Материал и термическая обработка | ||
Сталь 45 ГОСТ 1050-88 (200…230) HB | Сталь 40Х ГОСТ 4543-71 (40…45) HRC | Сталь 20Х ГОСТ 4543-71 (58…62)HRC | |
Смятия [s]см | |||
Изгиба [s]и |
Пружину при монтаже устанавливают с предварительным сжатием
на величину
l= , мм ,
где Fа– сила сжатия пружины;
с – индекс пружины;
m – число рабочих витков пружины;
G – модуль упругости материала пружины;
dпр – диаметр проволоки.
Центробежная муфта (колодочная)
Центробежные муфты (рис. 69) автоматически соединяют и разъединяют валы при достижении заданной скорости . Рабочие поверхности колодок муфты покрывают фрикционным материалом. При возрастании угловой скорости ведущего вала под действием центробежных сил колодки отжимаются от центра и прижимаются к внутренней поверхности ведомой полумуфты, замыкая муфту.
Вес колодок подбирается , чтобы при работе сила трения передавала окружное усилие и не допускала проскальзывания ведомой полумуфты.
Центробежная сила, прижимающая колодку определяется,
Fц=mw2 , Н,
где m= – масса колодки; G – вес колодки, кг;
q =9,8 м/с2– ускорение свободного падения;
w= – угловая скорость ведущего вала, рад/с; n – частота вращения вала, мин–1;
– радиус центра тяжести колодки, мм.
Момент, передаваемый муфтой,
Tp= Fцzf ,Нмм,
где z – число колодок;
f – коэффициент трения;
D – диаметр рабочей поверхности ведомой полумуфты, мм.
Рис. 69. Муфта центробежная (колодочная)
Обгонная муфта
Обгонные муфты (рис. 70) называют муфтами свободного хода, так как они автоматически замыкаются при направлении вращения в одну сторону и размыкаются при противоположном вращении, эти муфты допускают обгон ведущего вала ведомым.
Количество роликов выбирают n=3…8; диаметр роликов d» ,D – диаметр рабочей поверхности обоймы; длина ролика l=(1,5…2)d, угол j=7° – угол расположение центра ролика относительно центра обоймы муфты; α=15°…17° – угол наклона толкателя к ролику (рис. 70).
Рис. 70. Муфта обгонная
Высота внутренней полумуфты до линии контакта с роликом h.
h= , мм.
Плечо силы, действующей на ролик а
а = , мм.
Применяются чаще всего фрикционные роликовые обгонные муфты.
Рис. 71. Элемент построения обгонной муфты
Сила, действующая на ролик
Q= ,Н.
Контактное напряжение между роликом и звездочкой
sН=0,85 [sН], МПа,
где [sН] =1500 Н/мм2 – допускаемое контактное напряжение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анурьев, В. И. Справочник конструктора-машиностроителя / в 3 т.: Т. 2. – 8-е изд., испр. и доп.: /под ред. И.Н. Жестковой. – М.: Машиностроение, 2004. – 912 с.
2. Дунаев, П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин: учебное пособие для машиностроительных специальностей вузов/ П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. – М.: Академия, 2006. – 496 с.
3. О.П. Леликов. Основы расчета и проектирования деталей и узлов машин.Конспект лекций по курсу «Детали машин». 2-е изд. испр. М.: Машиностроение, 2008, – 440с.
4. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: учебное пособие/ А.Е. Шейнблит. – Калининград: Высшая школа, 2002. – 455 с.
5. Готовцев А.А. Проектирование цепных передач: справочник /А.А. Готовцев, Н.П. Котенок.– М.: Машиностроение, 1982. – 336 с.
6. Устиновский, Е.П. Проектирование передач зацеплением с применением ЭВМ: компьютеризированное учебное пособие с программами расчета передач/ Е.П. Устиновский , Ю.А. Шевцов , Е.В. Вайчулис ; под ред.Е.П. Устиновского. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 193с.
7. Ахлюстина В.В. Методика расчета на прочность деталей машин: учебное пособие / В.В.Ахлюстина, Э.Р.Логунова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 159 с.
8. Ахлюстина В.В. Деталей машин, расчет механических передач: учебное пособие / В.В.Ахлюстина, Э.Р.Логунова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 135 с.
9. Ахлюстина В.В. Детали машин: учебное пособие для курсового и дипломного проектирования / В.В.Ахлюстина, Э.Р. Логунова– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2015. – 150 с.
Приложение 3
Эскизы двигателей (к приложению 1, 2)
Приложение 14
Размеры сечения призматических шпонок и пазов ГОСТ 23360-78
Диаметр вала, d,мм | Размеры сечений шпонок | Глубина паза | |||
b, мм | h, мм | вала, t1мм | втулки, t2мм | ||
От 6 до 8 | 1,2 | 1,0 | |||
Св. 8 до 10 | 1,8 | 1,4 | |||
Св. 10 до 12 | 2,5 | 1,8 | |||
Св. 12 до 17 | 2,3 | ||||
Св. 17 до 22 | 3,5 | 2,8 | |||
Св. 22 до 30 | 3,3 | ||||
Св. 30 до 38 | 3,3 | ||||
Св. 38 до 44 | 3,3 | ||||
Св. 44 до 50 | 5,5 | 3,8 | |||
Св. 50 до 58 | 4,3 | ||||
Св. 58 до 65 | 4,4 | ||||
Св. 65 до 75 | 7,5 | 4,9 | |||
Св. 75 до 85 | 5,4 | ||||
Св. 85 до 95 | 5,4 | ||||
Св. 95 до 110 | 6,4 | ||||
Св. 110 до 130 | 7,4 | ||||
Примечание: длину шпонки выбирать из ряда: 6,8,10,12,14,16,18,20,22,25,28,32,36,40,45,50,56,63,70,80,90,100,110,125,140,160,180.
Применение для шпоночных соединений посадок колеса на вал с зазором не допустимо, а переходных посадок не желательно. Рекомендуется применять следующие посадки.
Для колес:
а) цилиндрических прямозубых H7¤p6,(H7¤r6);
б) цилиндрических косозубых и червячных колес H7¤r6, (H7¤s6);
в) конических H7¤r6, (H7¤t6)
г) в коробках передач и скоростей H7¤k6, (H7¤m6)
Для муфт: H7¤k6 (H7¤is6)
Посадки, приведенные в скобках для реверсивных передач.
Посадки призматических, сегментных и направляющих шпонок
Характер соединения | Поле допуска | Назначение посадок | ||
шпонки | паза | |||
вала | ступицы | |||
Плотное | h 9 | P9 | P9, Is9 | Для неподвижных соединений при ударном нагружении |
Нормальное | N9 | Is9 | Для неподвижных соединений при нормальном спокойном нагружении | |
Свободное | H9 | D10 | Для направляющих шпонок (подвижные соединения) | |
D10 | H9 | Для скользящих шпонок |
Приложение 15 Пример выполнения чертежа цилиндрического колеса |
Приложение 16 Пример выполнения чертежа вал шестерни конической |
Приложение 17 Пример выполнения чертежа колеса червячного |
Приложение 18 Пример выполнения сборочного чертежа муфты, встроенной в звездочку |
Приложение 19 Сборочный чертеж редуктора |
Приложение 20
Сборочный чертеж привода
Приложение 21
Пример заполнения спецификации привод цепного конвейера
Окончание приложения 21
Приложение 22
Титульный лист пояснительной записки курсового проекта
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждениевысшего профессионального образования
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. КЫШТЫМЕ