Основные этапы курсового проектирования

Ахлюстина В.В.

А953 Детали машин. Расчет механических передач: учебное пособие / В.В. Ахлюстина, Э.Р. Логунова. – Озерск: Изд-во ОТИ НИЯУ МИФИ, 2017. – 149 с.
В учебном пособии рассмотрены вопросы расчета и проектирования механических передач, валов, подшипников качения, муфт.
Учебное пособие предназначено для бакалавров очной, очно-заочной и заочной форм, обучающихся по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительного производства»151900, может быть использовано студентами немашиностроительных специальностей, изучающих дисциплину «Детали машин и основы конструирования»

УДК621.81.001.2 (076.5)

© Издательство ОТИ МИФИ, 2017

 

ВВЕДЕНИЕ

Курсовое проектирование является одним из важных этапов в подготовке бакалавра. Любое усовершенствование методов расчета и конструкции деталей машин, позволяющее уменьшить затраты материала, понизить стоимость производства, повысить долговечность, приносит большой экономический эффект, это основные требования к конструкции деталей машин.

Совершенство конструкции детали оценивают по ее надежности и экономичности. Под надежностью понимают свойство изделия сохранять во времени свою работоспособность. Экономичность определяют стоимостью материала, затратами на производство и эксплуатацию. Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин: прочность, жесткость, износостойкость, теплостойкость, виброустойчивость.

При конструировании деталей их работоспособность обеспечивают в основном выбором соот­ветствующего материала, рациональной конструктивной формой и расчетом размеров по одному или нескольким критериям. Прочность является главным критерием работоспособности большинства деталей. В курсе деталей машин общие методы расчетов на проч­ность рассматривают в приложении к конкретным деталям.

Погрешности приближенных расчетов существенно снижаются при использовании опыта проектирования и эксплуатации аналогичных конструкций. В результате обобщения предшествующего опыта выра­батывают нормы и рекомендации, например нормы допускаемых напряжений или коэффициентов запасов прочности, рекомендации по выбору материалов, расчетной нагрузки.

Курсовой проект по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» – это первая самостоятельная творческая работа, в которой студент получает опыт инженерных расчетов, проектирования конструкций и оформление документаций. Важной задачей курсового проектирования является приобретение студентами опыта работы со справочной и учебной литературой. Опыт, приобретенный при выполнении проекта по дисциплине «Детали машин и основы конструирования», поможет студентам при выполнении проектов по специальным дисциплинам, а также в процессе дипломного проектирования.

РАСЧЕТ ПРИВОДА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА

РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ

Ременные передачи (рис. 4) работают на принципе использования трения и применения гибкой связи между ведущим и ведомым шкивом.

основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Рис. 4. Схема ременной передачи

По форме сечения ремня передачи различают: плоскоременные, клиноременные, круглоременные и с поликлиновым ремнем, приложение 9.

Достоинства ременных передач: простота и дешевизна конструкций. Недостаток – вытягивание ремня и необходимость применения натяжных устройств [3,6].

Расчет ременных передач

Диаметр ведущего шкива ориентировочно определяют по формуле

d1=3…4 основные этапы курсового проектирования - student2.ru , мм.

где T1 – момент на ведущем шкиве.

Диаметр ведомого шкива

d2=d1i(1–x), мм,

где i – передаточное число,

x =0,015…0,02 – коэффициент проскальзывания ремня.

Диаметры шкивов выбирают по ГОСТ 17383-72 из ряда 45, 50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180, 200, 224, 250, 280, 315, 355, 400.

Скорость ремня

основные этапы курсового проектирования - student2.ru , м/с,

где n1 – частота вращения ведущего шкива

Предельные значения межцентрового расстояния:

amin = 0,55(d1+d2)+h , мм;amax=2(d1+d2), мм.

Рекомендуемое межосевое расстояние выбирают по табл. 3.

Предварительное межцентровое расстояние aо=1,5(d1+d2), мм.

Расчетная длина ремня основные этапы курсового проектирования - student2.ru , мм.

Таблица 4

Рекомендуемое межцентровое расстояние

Передаточное числоi ³6
L/d1 1,5 1,2 0,95 0,9 0,85

После расчета L0выбирают длину ремня из рядаL= 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000, 1120, 1250, 1400, 1600, 1800, 2000, 2240, 2500, 2800, 3150, 3550, 4000, 4500, 5000, 5600, 6300, 7100, 8000, 9000,

10000 мм.

После принятия длины ремня L, мм уточняют межцентровое расстояние по формуле

основные этапы курсового проектирования - student2.ru , мм.

Таблица 5

Значения поправочных коэффициентов

Коэффициент динамичности нагрузки и длительности работы СР
спокойное с умеренными толчками со значительными колебаниями ударная
0,9 0,8 0,7
Коэффициент угла обхвата a1 на меньшем шкиве Ca
Угол обхвата
Для плоских ремней 0,97 0,94 0,91
Для клиновых ремней 0,98 0,95 0,92 0,89 0,86 0,83
Коэффициент влияния натяжения от центробежной силы Сn
Скорость ремня n, м/с
Для плоских ремней 1,04 1,03 0,95 0,88 0,79 0,68
Для клиновых ремней 1,05 1,04 0,94 0,85 0,74 0,6
Коэффициент угла наклона линии центров шкивов по горизонту Сq
Угол наклона q, º 0...60 60...80 80...90
0,9 0,8
Коэффициент учитывающий длину ремня CL в зависимости от отношения расчетной длины ремня Lр к базовой L0
Отношение Lр/L0 0,4 0,6 0,8 1,2 1,4
Для клиновых ремней 0,82 0,89 0,95 1,04 1,07
                           

Угол обхвата меньшего шкива (рекомендуется a1³120°)

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Ориентировочное число ремней в комплекте

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

где основные этапы курсового проектирования - student2.ru –мощность, передаваемая одним ремнем, в зависимости от сечения ремня;

Ca – коэффициент, зависящий от угла обхвата;

СР – коэффициент, учитывающий характер нагрузки и режим работы;

CL – коэффициент, учитывающий длину ремня.

Поправочные коэффициенты выбираются по табл.6.

Расчетное число ремней

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

где Сz – коэффициент, учитывающий число ремней в комплекте (табл. 6).

После определения zp принимают целое число ремней z.

Таблица 6

Коэффициент Сz,учитывающий число ремней в комплекте

Число ремней в комплекте Сz
2...3 0,95
4...6 0,90
более 6 0,85

Число пробегов ремня в секунду

основные этапы курсового проектирования - student2.ru £15.

Расчет сил ременных передач

В ременных передачах нагрузки на валы определяются натяжением ветвей ремня (рис. 5). Для обеспечения тяговой способности шкивы устанавливают с предварительным натяжением ремня.

Окружное усилие в ременной передаче

основные этапы курсового проектирования - student2.ru =F1 – F2, Н,

где T1 – момент на ведущем валу в Нм;d1 – диаметр ведущего вала.

основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Рис. 5. Силы в ременной передаче:

Ft – окружное усилие; F1 – натяжение

ведущей ветви; F2– натяжение ведомой ветви

Силы натяжения в ветвях ременной передачи:

в ведущей – основные этапы курсового проектирования - student2.ru , Н;

в ведомой – основные этапы курсового проектирования - student2.ru , Н.

F0– усилие, вызванное начальным напряжением s0 в передаче,

основные этапы курсового проектирования - student2.ru , Н,

где A =bd,мм2 – площадь поперечного сечения плоского ремня, b – ширина ремня, мм, d – толщина ремня, мм.

Для клиноременных передач А выбирается по табл. 6 в зависимости от сечения ремня.

Предварительное напряжение в ременных передачах:

– s0 = 1,8 МПа, для плоских прорезиненных ремней;

– s0 = 7,5 МПа, для плоских ремней из синтетических материалов;

– s0 = 1,6 МПа, для клиновых ремней.

Параметры плоских ремней:

1) резинотканевых ГОСТ 2381-79.

– b – ширина, мм: 20, 25, 32, 40, 50, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180, 200, 224, 250, 280, 315, 335, 400, 450, 500, 560, 700, 750, 800, 900, 1000, 1100, 1200;

– d – толщина, мм: 3,9; 4,2; 4,5; 5,6; 6; 6,5; 7; 7,5; 7,8; 9;

2) кожаных ГОСТ 18697-73.

– b – ширина, мм: 10, 16, 20, 25, 32, 40, 50, 63, 71, 80, 90, 100, 112, ..

– d – толщина, мм: 3; 3,5; 4,5; 5; 5,5;

3) хлопчатобумажных ГОСТ 6982-75.

– b – ширина, мм: 30, 40, 50, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180, 200, 224, 250;

– d – толщина, мм: 4,5; 6,5; 8,5.

Сила давления на вал:

1) в ременных передачах с параллельными ветвями

основные этапы курсового проектирования - student2.ru =2 основные этапы курсового проектирования - student2.ru , Н.

2) в передачах с непараллельными ветвями

основные этапы курсового проектирования - student2.ru , Н,

где g– угол между ветвями ременной передачи.

Таблица 7

Основные размеры клиновых ремней

основные этапы курсового проектирования - student2.ru
Тип Обозначение сечения Размеры сечения A, мм2 L, м d1min, мм T1, Н×м
b bпр h yo
Нормального сечения О 8,5 2,1 0,4...2,5 £30
A 2,8 0,56...4,0 15...60
Б 10,5 0,8...6,3 50...150
В 13,5 4,8 1,8...10 120...600
Г 6,9 3,15...15 450...2400
Д 23,5 8,3 4,5...18 1600...6000
Е 6,3...18 ³4000
Узкие УО 8,5 2,0 0,63…3,55 £150
УА 2,8 0,8…4,5 90…140
УБ 3,5 1,25…8,0 300…2000
УВ 4,8 2,0…8,0 ³1500

3) в клиноременных передачах

основные этапы курсового проектирования - student2.ru , Н,

где F1 – сила натяжения ведущей ветви;

z – число ремней;

a1– угол обхвата ремнем ведущего шкива.

ЦЕПНЫЕ ПЕРЕДАЧИ

Цепные передачи (рис. 7) относятся к механическим передачам зацеплением с гибкой связью[3, 4, 6].

основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Рис. 7. Схема цепной передачи

Достоинством цепных передач по сравнению с ременными, является отсутствие проскальзывания, и передача крутящего момента на значительные расстояния. Основной недостаток цепных передач – удлинение цепи из-за износа ее шарниров и применение натяжных устройств.

Расчет цепной передачи

Для расчета цепной передачи должны быть заданы: момент на валу ведущей звездочки и частота вращения этого вала основные этапы курсового проектирования - student2.ru , Н∙м, основные этапы курсового проектирования - student2.ru , об/мин.

Определение шага цепи по формуле:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

где Т3– вращающий момент на ведущей звездочке, равной вращающемуся моменту на тихоходном валу, Н м;

КЭ – коэффициент эксплуатации, который представляет собой произведение пяти поправочных коэффициентов, учитывающих различные условия работы передачи (табл. 9):

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Шаг цепи принимают равным ближайшему наименьшему значению шага по табл.7.

Определение количества зубьев звездочек. Число зубьев ведущей звездочки Z1 желательно должно быть нечетное число

основные этапы курсового проектирования - student2.ru основные этапы курсового проектирования - student2.ru ;

где основные этапы курсового проектирования - student2.ru – передаточное число цепной передачи.

Таблица 8

Допускаемое давление в шарнирах цепи основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Шаг цепи p, мм Частота вращения ведущей звездочки n1, мин–1
12,7; 15,875 31,5 28,5 22,5 18,5
19,05; 25,4 23,5 17,5
31,75; 38,1 18,5 16,5
44,45; 50,8 17,5

Таблица 9

Значение коэффициентов в зависимости от условий работы

Условия работы передачи Коэффициент
обозначение значение
Динаминость нагрузки Равномерная Переменная или толчкообразная основные этапы курсового проектирования - student2.ru 1,2…1,5
Регулировка межосевого расстояния Передвигающимися опорами Нажимными звездочками Нерегулируемые передачи основные этапы курсового проектирования - student2.ru 0,8 1,25
Положение передачи Наклон линии центров звездочек к горизонту, град основные этапы курсового проектирования - student2.ru основные этапы курсового проектирования - student2.ru основные этапы курсового проектирования - student2.ru 1,15 1,05
основные этапы курсового проектирования - student2.ru основные этапы курсового проектирования - student2.ru основные этапы курсового проектирования - student2.ru 1,25
Способ смазывания Непрерывный Капельный Периодический основные этапы курсового проектирования - student2.ru 0,8 1,5
Режим работы Односменный Двухсменный основные этапы курсового проектирования - student2.ru 1,25

Число зубьев ведомой звездочки

основные этапы курсового проектирования - student2.ru основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Допускаемое давление основные этапы курсового проектирования - student2.ru выбирается в зависимости от скорости

цепи или от частоты вращения ведущей звездочки, приложение 10.

n м/с, 0,1 0,4 1,0 2,0 4,0 6,0 8,0 10,0

основные этапы курсового проектирования - student2.ru , Н/мм2 32 28 25 21 17 14 12 10

Межосевое расстояние рекомендуется выбирать в пределах 30 – 50

шагов:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru

ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ

Расчет конической передачи

По кинематической схеме привода определить параметры коническо-цилиндрического редуктора (рис. 9).

Материал зубчатых колес Сталь 40ХН, термообработка – улучшение и закалка ТВЧ до твердости HRC 48....53 [2].

Время работы передачи при коэффициенте суточного использования Ксут = 0,7 и годового использования Кгод =0,8.

Время работы передачи:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

где k – срок службы привода.

Число циклов перемены напряжений для колеса:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

для шестерни: основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Число циклов напряжений при расчете по контактным напряжениям:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Коэффициенты долговечности по контактным напряжениям.

N1>NHO,тоKHL1=1; N2>NHO,тоKHL2=1

основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Рис. 9. Кинематическая схема привода

с коническо-цилиндрическим редуктором:1 – электродвигатель;

2 – ременная передача;3 – коническо-цилиндрический редуктор;

4 – муфта фрикционная

Базовое контактное напряжение:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru – для шестерни;

основные этапы курсового проектирования - student2.ru – для колеса.

Допускаемое контактное напряжение:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Базовое число циклов перемены напряжений при изгибе:

NFO=4´106.

Коэффициенты долговечности при расчете по изгибу:

N1>NFO,тоKFL1=1,

N2>NFO, тоKFL2=1.

Допускаемые напряжения при изгибе:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

7.1.1 Расчет геометрических параметров колес

Геометрические параметры передачи показаны на рис.11.

Пример вал шестерни конической приведен в приложении 16.

основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Рис.10. Геометрические параметры передачи

Диаметр внешней делительной окружности колеса:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

где vH= 1 – для прямозубых колес;

vH=1,85 – для колес с круговым зубом;

KHv=1,2 – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагрузки для прямозубых колес с твердостью больше 350HB;

K=1+2ybd/S – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий, а основные этапы курсового проектирования - student2.ru – коэффициент ширины, S=2 – индекс схемы (см. рис. 12).

Углы делительные конусов:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Конусное расстояние:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Ширина колес:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Модуль передачи:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

где K= 1 – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий при изгибе для прямозубых колес;

K=1,08 – для колес с круговым зубом;

vF=0,85 – для прямозубых колес;

vF= 1 – для колес с круговым зубом.

Число зубьев:

колеса основные этапы курсового проектирования - student2.ru ;шестерни основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Фактическое передаточное число

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Отклонение от заданного числа не должно быть больше 4 %

Окончательные значения размеров колес.

Углы делительных конусов колеса и шестерни:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Делительные диаметры колес:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Внешние диаметры колес:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

По расчетным значениям выполнить эскизы конической шестерни и колес (рис.11).

Толщина обода основные этапы курсового проектирования - student2.ru ;

фаска f=(0,5....0,6)mte;

ширина овода d0 =2,5mte+2;

толщина диска С=(0,35)b;

длина ступицы lcт=(1....1,2)dк;

диаметр ступицы dст=1,55dк;

литейные уклоны g³7°; радиусы R=6 мм

основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Рис. 11. Эскиз конического колеса

7.1.2Расчет сил в зацеплении (рис. 12).

Силы в зацеплении для колес с прямым зубом:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Рис.12. Силы в зацеплении

Окружная сила на среднем диаметре колеса

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

где dm2= 0,857de2 – средний диаметр колеса.

Осевая сила на шестерни

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

где a=20° –угол зацепления, tg 20°=0,364.

Радиальная сила на шестерне

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Осевая сила на колесе

Fa2=Fr1.

Силы в зацеплении для колес с круговым зубом:

Окружная сила на среднем диаметре колеса

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

где dm2= 0,857de2 – средний диаметр колеса.

Осевая сила на колесе

Fa2=Fr1=Ft2(0,44 cos основные этапы курсового проектирования - student2.ru – 0,7sin основные этапы курсового проектирования - student2.ru ).

Радиальная сила на колесе

Fr2=Fa1=Ft2(0,44 sin основные этапы курсового проектирования - student2.ru + 0,7 cos основные этапы курсового проектирования - student2.ru ).

7.1.3Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба.

Напряжения изгиба в зубьях колеса

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Напряжение изгиба в зубьях шестерни

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Значения коэффициентов YFS1и YFS2, учитывающих форму зуба и концентрацию напряжений.

Для колес изготовленных без смещения

Z17 20 25 30 40 50 60 80 100 180

YF4,27 4,07 3,9 3,8 3,7 3,65 3,63 3,61 3,6 3,62

Проверка зубьев колес по контактным напряжениям

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

где основные этапы курсового проектирования - student2.ru – выбирается по табл. 14.

Расчетное контактное напряжение лежит в интервале:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru

РАСЧЕТ ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ

Для расчета червячных передачисходные данные: Т2 – вращающий

момент на колесе, Н×м;n2– частота вращения колеса, мин–1;и–переда-точноечисло; Lh– время работы передачи (ресурс), ч.

РАСЧЕТ ВАЛОВ

Зубчатые колеса,шкивы, звездочки и другие вращающиеся детали машин устанавливают на валах и осях.

Вал предназначен для передачи вращающего момента вдоль своей оси, а также для поддержания расположенных на нем деталей и восприятия действующих на них сил.

Ось только поддерживает установленные на ней детали и воспринимаетдействующие на эти детали силы, в отличие от вала ось не передает полезного вращающего момента и не испытывает кручения.

Для большинства валов применяют термически обрабатываемые стали марок 45 и 40Х, для высоконагруженных 40ХН, 30ХГСА.

Валы из этих марок подвергают улучшению, закалке с высоким отпуском или поверхностной закалке с нагревом ТВЧ и низким отпуском.

Валы редуктора испытывают два вида деформации – деформацию кручения и деформацию изгиба. На данном этапе работы над курсовым проектом оценить деформацию изгиба не представляется возможным, поэтому валы рассчитывают только на деформацию кручения, но по пониженным допускаемым напряжениям[4, 8].

При расчете валов учитывают изгибающие и крутящие моменты,влияние сжимающих и растягивающих сил мало, обычно не учитывают.

Расчет валов производятся по следующим этапам:

1) Ориентировочный расчет валов по крутящим моментам

2)Предварительный проектный расчет и конструирование вала.

В результате выполнения этого этапа устанавливается диаметр опасного сечения или диаметры нескольких характерных сечений вала, и разрабатывают его конструкцию. При конструировании учитывается возможность свободного продвижении деталей вдоль вала до места их посадки и возможность осевой фиксации этих деталей на валу.

3) Уточненный проверочный расчет.

Этот этап проводится после окончательной разработки конструкции и служит для определения коэффициента запаса прочности для опасного сечения вала илидля нескольких опасных сечений.

Для определения реакций опор и для построения эпюр моментов следует знать расстояния между опорами по эскизной компановке.

Расчет промежуточного вала

Дано: силы, действующие на вал основные этапы курсового проектирования - student2.ru , основные этапы курсового проектирования - student2.ru , основные этапы курсового проектирования - student2.ru , основные этапы курсового проектирования - student2.ru , основные этапы курсового проектирования - student2.ru , основные этапы курсового проектирования - student2.ru средний делительный диаметр колеса основные этапы курсового проектирования - student2.ru , и червяка основные этапы курсового проектирования - student2.ru (рис. 31).

Размеры l, k, а определяют по эскизной компоновке редуктора.

основные этапы курсового проектирования - student2.ru Рис. 31. Эпюры моментов промежуточного вала зубчато-червячного редуктора 1. Определить реакции в опорах С и Д в вертикальной плоскости Y из суммы моментов относительно опоры С: основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru .   2. Построить эпюру моментов в горизонтальной плоскостиY. 3. Определить реакции в опорах С и Д в горизонтальной плоскости X из суммы моментов относительно опоры С: основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

4. Построить эпюру моментов в горизонтальной плоскостиX.

5. Построить эпюру вращающего момента Т2.

6. Определить изгибающий момент в опоре Д и сечении Е:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

7. Определить эквивалентный момент в опоре Д и сечении Е под червяком:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ;

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

8. Определить диаметр вала в опоре Д и под червяком в сечении Е:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru < основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

9. Конструирование промежуточного вала зубчато-червячного редуктора (рис. 32).

основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Рис. 32. Промежуточный вал зубчато-червячного редуктора

Расчет валов на прочность

Коэффициент запаса прочности:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Допускаемый коэффициент запаса прочности основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Расчет ведется по опасному сечению:

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ;

где основные этапы курсового проектирования - student2.ru – коэффициент запаса прочности при изгибе;

основные этапы курсового проектирования - student2.ru – коэффициент запаса прочности при кручении

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

где основные этапы курсового проектирования - student2.ru и основные этапы курсового проектирования - student2.ru – амплитуды напряжений цикла;

основные этапы курсового проектирования - student2.ru и основные этапы курсового проектирования - student2.ru – среднее напряжение цикла.

В расчетах валов принимают, что нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу основные этапы курсового проектирования - student2.ru и основные этапы курсового проектирования - student2.ru = 0, а касательные напряжения изменяется по отнулевому циклу: основные этапы курсового проектирования - student2.ru , тогда основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru при основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Напряжения в опасных сечениях: основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

где основные этапы курсового проектирования - student2.ru – результирующий изгибающий момент в рассчитываемом сечении;

основные этапы курсового проектирования - student2.ru – крутящий момент на валу;

основные этапы курсового проектирования - student2.ru – момент сопротивления изгибу (осевой момент);

основные этапы курсового проектирования - student2.ru – момент сопротивления кручению (полярный момент);

основные этапы курсового проектирования - student2.ru для круглого сечения основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Момент сопротивления сечения вала со шпоночным пазом (рис. 35)

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Рис. 35. Сечение вала

основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru – предел выносливости в рассматриваемом сечении основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru (табл. 24).

основные этапы курсового проектирования - student2.ru , основные этапы курсового проектирования - student2.ru – коэффициенты концентрации напряжений основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru ,

где основные этапы курсового проектирования - student2.ru и основные этапы курсового проектирования - student2.ru –коэффициенты концентрации напряжений (табл. 25);

основные этапы курсового проектирования - student2.ru – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения;

основные этапы курсового проектирования - student2.ru – коэффициент влияния шероховатости(табл. 26);

основные этапы курсового проектирования - student2.ru – коэффициент влияния поверхностного упрочнения (табл. 27).

Размеры шпоночного паза выбирать по приложению 14

Таблица 24

Предел напряжений

Марка стали Диаметр Заготовки, мм Твердость HB (не ниже) Механические характеристики, МПа Коэф.
основные этапы курсового проектирования - student2.ru основные этапы курсового проектирования - student2.ru основные этапы курсового проектирования - student2.ru основные этапы курсового проектирования - student2.ru основные этапы курсового проектирования - student2.ru основные этапы курсового проектирования - student2.ru
Любой основные этапы курсового проектирования - student2.ru 0,05
40Х Любой основные этапы курсового проектирования - student2.ru 0,05 0,05
40ХН Любой основные этапы курсового проектирования - student2.ru 0,05 0,05
20Х основные этапы курсового проектирования - student2.ru
основные этапы курсового проектирования - student2.ru 0,05

Таблица 25

Значения отношений основные этапы курсового проектирования - student2.ru ; основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Диаметр вала, мм основные этапы курсового проектирования - student2.ru при основные этапы курсового проектирования - student2.ru , МПа основные этапы курсового проектирования - student2.ru при основные этапы курсового проектирования - student2.ru , МПа
2,5 3,0 3,5 4,25 1,9 2,2 2,5 2,95
3,05 3,65 4,3 5,2 2,25 2,6 3,0 3,5
100 и более 3,3 3,95 4,6 5,6 2,4 2,8 3,2 3,8

Таблица 26

Значения коэффициента основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Среднее арифметическое отклонение профиля основные этапы курсового проектирования - student2.ru мкм основные этапы курсового проектирования - student2.ru при основные этапы курсового проектирования - student2.ru , МПа
0,1….0,4 1,0 1,0 1,0 1,0
0,8….3,2 1,05 1,1 1,15 1,25

Коэффициент влияния асимметрии цикла

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Таблица 27

Значение коэффициента основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Вид упрочнения поверхности основные этапы курсового проектирования - student2.ru сердцевины, МПа основные этапы курсового проектирования - student2.ru
Для гладких валов основные этапы курсового проектирования - student2.ru основные этапы курсового проектирования - student2.ru
Закалка с нагревом ТВЧ 600…800 1,5…1,7 1,6…1,7 2,4…2,8
800…1000 1,3…1,5 _ _
Дробеструйный наклеп 600…1500 1,1…1,25 1,5…1,6 1,7…2,1
Накатка роликом 1,1…1,3 1,3…1,5 1,6…2,0

РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Для передачи вращающего момента с вала на деталь или наоборот чаще всего применяют призматические шпонки по ГОСТ 23360-79 со скругленными концами. Стандарт предусматривает для каждого диаметра вала определенные размеры поперечного сечения шпонки [3]. На концевых конических участках валов поперечные размеры шпонок известны. Допускаемые напряжения на смятие при стальной ступице основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Шпоночное соединение показано на рис. 45.

основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Рис. 47. Параметры вала с шпонкой

призматической

Расчет шпонок производится по крутящему моменту вала, на котором она устанавливается. Длинна шпонки определяется

основные этапы курсового проектирования - student2.ru .

Полная длина шпонки l = lр + b.

где b, h, t1,t2–поперечные размеры шпонок выбираются по таблице 33

Таблица 33

Размеры шпонок в зависимости от диаметра вала

Диаметр вала d Сечение шпонки Глубина паза Длина l
b h вала t1 ступицы t2
Свыше 12 до 17 2,3 10...56
Свыше 17 до 22 3,5 2,8 14...70
Свыше 22 до 30 3,3 18...90
Свыше 30 до 38 3,3 22...110
Свыше 38 до 44 3,3 28...140
Свыше 44 до 50 5,5 3,8 36...160
Свыше 50 до 58 4,3 45...180
Свыше 58 до 65 4,4 50...20
Свыше 65 до 75

Наши рекомендации