Способы защиты от коррозии автомобильных деталей
Коррозия— это разрушение металлов и сплавов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с внешней (коррозионной) средой. При этом участки металла, подвергшиеся коррозионному разрушению, полностью теряют свои механические свойства.
Коррозия может служить причиной преждевременного выхода из строя деталей, агрегатов, оборудования, а также аварий металлических конструкций. В результате коррозии ежегодно теряется от 1 до 1,5 % всего используемого металла. Принято считать, что в индустриально развитых странах убытки от коррозии составляют 2...4% национального дохода.
Большой ущерб коррозия наносит автомобильным конструкциям. Она, например, является основной причиной преждевременного выхода из строя кузовов легковых автомобилей и автобусов. В процессе коррозии восстанавливаются те химические соединения, в которых металл находится в естественных природных условиях, например в виде Fе2О3, Fе3О4, FеСО3, А12О3, СиFеS2, Си2S и т.д. Различают два вида коррозии: химическую и электрохимическую.
Химическая коррозия возникает в результате воздействия на металл сухих газов при повышенной температуре (газовая коррозия) и агрессивных жидкостей неэлектролитов (бензин, масло, расплавы солей, сернистая нефть). При химической коррозии происходит прямое гетерогенное взаимодействие металла с окислителем окружающей среды. Примером химической коррозии может служить окисление клапанов двигателя внутреннего сгорания, топливных баков, трубопроводов деталей системы питания автомобильных двигателей.
В процессе газовой коррозии на поверхности металла образуется пленка оксида. При этом если у алюминия, хрома, никеля, свинца, олова эта пленка очень прочна и предохраняет металл от коррозии, то пленка оксидов железа непрочна и является причиной проникновения коррозии в глубь металла. Образование окалины на деталях выпускной системы автомобильного двигателя является наглядным подтверждением распространения химической коррозии в толще металла этих деталей. В неэлектролитах коррозия происходит вследствие наличия в них агрессивных соединений, разрушающих металл.
Электрохимическая коррозия является результатом воздействия на металлы различных электролитов — водных растворов кислот, щелочей, различных солей, проводящих электрический ток. К электролитической коррозии относится и атмосферная коррозия, при которой влага из воздуха, содержащая СО2, СО и другие примеси, конденсируется на поверхности металла. Пыль и другие загрязнения на поверхности металла усиливают адсорбцию влаги и газов, образуется влажная пленка, являющаяся электролитом.
В условиях электролита металлы и сплавы, имеющие разную напряженность, образуют гальванические пары. Поскольку практически металлы и сплавы всегда физически и химически неоднородны (разные структурные составляющие сплава, оксидные пленки), при наличии на их поверхности электролита образуется множество микроскопических гальванических пар, в которых металл с более высоким потенциалом становится катодом, а с менее высоким — анодом. Это приводит к тому, что участки металла, представляющие собой аноды гальванических пар, начинают разрушаться, их атомы переходят в электролит в форме ионов, оставляя эквивалентное количество электронов в аноде.
При структуре стали, состоящей из феррита и цементита, в процессе электрохимической коррозии цементит остается неизменным, а феррит, растворяясь, образует с веществом электролита ржавчину. Чем выше разность потенциалов металлов, образующих гальванические пары, и больше степень неоднородности структур, температура и величина внутренних напряжений, тем интенсивнее коррозия.
В зависимости от характера разрушения коррозия может быть сплошной, местной и межкристаллитной (по границам зерен) (рис. 20.1.). Если первые два вида обусловливаются химическим взаимодействием, то межкристаллитная коррозия имеет электрохимическую природу, и она наиболее опасна, так как сопровождается заметным снижением прочности сплава. Обнаружить межкристаллитную коррозию по внешнему виду очень трудно.
Рис. 20.1. Основные типы коррозионного разрушения:
а – равномерная коррозия; б – неравномерная коррозия; в – избирательная коррозия; г – коррозия пятнами; д – язвенная коррозия; е – точечная коррозия; ж – сквозная коррозия; з – ножевая коррозия; и – коррозия трещинами; к – межкристаллитная коррозия; л – подповерхностная коррозия; м – послойная коррозия
Многие детали на автомобиле подвержены также так называемому коррозионному износу, который возникает под действием знакопеременной нагрузки и коррозионного влияния окружающей среды.
Способы защиты от коррозии автомобильных деталей могут быть разделены на следующие группы:
• покрытия неметаллическими веществами;
• создание металлического покрытия;
• диффузионное насыщение поверхностного слоя;
• использование покрытий в виде пленок оксидов (химические покрытия);
• создание коррозионно-стойких сплавов;
• применение ингибиторов коррозии;
• использование органосиликатов.
Покрытие неметаллическими веществами —нанесение на поверхность металла красок, лаков, противокоррозионных паст, защитных смазок, пластмасс.
Создание металлических покрытий — это нанесение металла на поверхность стального изделия горячим и гальваническим способами. Горячий способ заключается в том, что изделие погружают в ванну с расплавленным металлом (цинкование, лужение оловом, свинцевание). На автомобилях оцинковывают кузовные и крепежные детали, покрывают оловом ленту для трубок радиатора, освинцовывают наконечники зажимов проводов электрооборудования, топливные баки и т. д. Гальванический способ заключается в осаждении на изделие тонкого слоя металла из его соли под действием электрического тока. Например, для автомобилей применяют хромирование декоративных деталей (бамперы, ободки фар и др.).
Диффузионный способ состоит в насыщении поверхностных слоев стальной детали различными элементами, вступающими в химическое соединение. Примерами могут служить цементация, цианирование, алитирование - которые широко применяются для изготовления ответственных деталей автомобиля.
Покрытие пленками оксидов возможно в процессе оксидирования или фосфатирования. Оксидирование (воронение) применяется для защиты черных металлов путем создания на поверхности оксидной пленки погружением деталей в кипящий водный раствор, содержащий едкий натр, селитру и пероксид марганца (MnO2). Полученная пленка достаточно стойка в сухом воздухе и менее стойка во влажной атмосфере и особенно в воде.
Создание коррозионно-стойких сплавов осуществляется посредством введения в сталь легирующих добавок хрома, никеля, алюминия, кремния, вольфрама и других элементов, повышающих сопротивление коррозии и улучшающих другие служебные характеристики металла для ответственных деталей автомобиля (клапанов, шестерен и валов коробки передач, полуосей, распределительных валов, шаровых пальцев и др.).
Ингибиторы коррозии — это вещества, введение которых в агрессивную среду приводит к торможению коррозии. Этим методом можно защищать практически любые металлы и почти в любых средах, включая охлаждающие жидкости, масла для двигателей, жидкое топливо. Добавляются ингибиторы в небольших количествах, например 10. ..50 г/м3 бензина.
Органосиликаты в исходном состоянии напоминают суспензии и наносятся на предохраняющие поверхности кистью, валиком, пульверизатором и т. п. При нагреве они превращаются в керамику с повышенными защитными свойствами, становясь термо- и даже жаростойкими. С их помощью удобно обеспечивать наружную защиту деталей системы выхлопа двигателя, так как после нанесения они затвердевают при температуре самих нагретых деталей. Они быстро затвердевают и при нормальных температурах, легко обрабатываются, что позволяет в случае необходимости оперативно восстанавливать поврежденные покрытия на месте. Для получения органосиликатов используют кремнийорганические полимеры (лаки), пигменты, оксиды, слюду, тальк, асбест.
Вопросы для повторения и закрепления:
1. Что такое коррозия?
2. Какие известны виды и характер коррозии?
3. Какие существуют способы защиты от коррозии?
Задание:
Составить план ответа на вопросы по разделу «Коррозия металлов»
ЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Общие сведения
Сущность литейного производства заключается в получении отливок, т.е. изделий и заготовок деталей машин, методом заливки выплавленного металла в литейные формы. Формы изготовляются из специальных формовочных смесей, служат для производства лишь одной отливки и при освобождении от нее разрушаются (разовые или временные формы). В современном литейном производстве, кроме земляных форм, применяют также полупостоянные формы из огнеупорных масс и постоянные металлические формы для кокильного, центробежного литья и литья под давлением.
Литье в металлические формы представляет собой наиболее прогрессивный метод; оно позволяет повышать как качество, так и точность отливок.
На рис. 21.1. приведены основные элементы литейной формы на примере отливки втулки. Форма состоит из двух половинок — нижней 4 и верхней 3 опок, в которые набивается формовочная земля.
Полость формы, представляющая собой отпечаток будущей отливки, получается с помощью разъемной деревянной модели 2. Внутренняя полость втулки 1 образуется при помощи стержня б, устанавливаемого в форму. Стержни изготовляются из стержневой массы в специальных стержневых ящиках. Места для установки стержней — знаки 7 — оформляются по модели. Жидкий металл, полученный в плавильном агрегате, заполняет полость формы по каналам литниковой системы 5 (литникам) и, затвердев в ней, образует отливку. После выбивки отливки из формы и стержня из отливки литники отрезают (обрубают) от отливки и подвергают её очистки.
Рис. 21.1 Основные элементы литейной формы