Лекция №15. Техника безопасности при выполнении ремонтных работ
Средства обеспечения безопасной работы оборудования
Движущиеся части машин, агрегатов и других устройств должны быть ограждены надежными кожухами, исключающими возможность доступа рабочего к опасной зоне во время работы.
Техника безопасности при ремонте.
Перед ремонтом оборудование должно быть выключено: электродвигатель отключен от сети, приводные ремни сняты, на пусковых устройствах должен быть вывешен плакат «Не включать — работают люди».
Отключает электрооборудование от сети и подключает его после ремонта электромонтер с разрешения администрации.
Пуск оборудования должен производиться после осмотра механической части и установки на места всех оградительных устройств.
При пользовании ручными переносными лампами должно применяться напряжение не выше 36 В, а при работе в особо опасных условиях (в сырых местах, замкнутых сосудах и т.п.) — не выше 12 В.
При отсутствии переносных ламп, рассчитанных на безопасное напряжение, должны применяться аккумуляторные фонари.
На рабочих местах слесарей-ремонтников должны быть установлены шкафы и стеллажи для деталей, а для разборки крупных узлов — специальные столики и грузоподъемные устройства.
Для монтажа и демонтажа оборудования большой высоты на месте работ должны находиться устойчивые леса или подмости.
Требования безопасности при перемещении тяжестей.
Ремонтные работы связаны с подъемом и перемещением тяжестей вручную и применением различного рода подъемно-транспортных механизмов.
Согласно действующим правилам к работе по перемещению грузов допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста и прошедшие медицинский осмотр.
К управлению кранами и подъемными механизмами с машинным приводом, а также к работам по подвязке грузов к крюку могут быть допущены только лица, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение. Перед началом работы необходимо проверить исправность подъемных механизмов, надежность действия тормозных устройств и органов управления, а при наличии неисправности сообщить об этом администрации.
Для обеспечения безопасности при ручном перемещении тяжелых заготовок рабочие должны иметь необходимую квалификацию, опыт и знания требований техники безопасности.
Несчастные случаи при выполнении такелажных и транспортных работ могут иметь место в тех случаях, когда эти работы проводятся вручную, без применения подъемно-транспортных устройств. При использовании подъемно-транспортных устройств, бригадир и все рабочие такелажной бригады должны хорошо знать сигнализацию, применяемую при перемещении грузов мостовым краном, уметь надежно крепить канаты к оборудованию, а также соединять их между собой.
Можно применять только исправные механизмы, прошедшие соответствующие испытания.
При осмотре электрических подъемных механизмов проверяют наличие и исправность защитных устройств, заземления, ограждения неизолированных токоведущих частей.
Съемные вспомогательные механизмы (чалочные цепи, канаты) должны быть снабжены биркой с указанием допустимой нагрузки.
Средства индивидуальной защиты.
Под средствами индивидуальной защиты подразумевается спецодежда (в том числе спец.обувь, рукавицы, спец.белье и специальные головные уборы), очки, промышленные противогазы, противошумы, защитные мази, пасты. Для защиты кожного покрова от вредного воздействия красок и растворителей применяют специальную мазь. Перед работой на руки наносят тонкий слой этой мази, которая через 3...5 мин образует «перчатку», защищающую кожу от действия растворителей. Мазь легко смывается теплой водой.
Для работы с минеральными маслами рекомендуется использовать пасту ИЭР-1. Перед работой пасту наносят на кожу рук и втирают до образования пленки. Спустя 3... 5 мин пленка подсыхает. После окончания работы пасту смывают теплой водой.
Паста ИЭР-2 защищает от воды. Перед работой пасту втирают в кожу рук до получения пленки. После работы пасту смывают теплой водой с мылом.
Спецодежда должна защищать работающего от механических, химических и термических воздействий внешней среды. Обувь монтажников и такелажников должна быть легкой, эластичной и водоупорной. Очки должны надежно защищать глаза, быть легкими, не нагреваться и не запотевать. Для защиты головы используют специальные каски.
Для устранения вредного влияния шума применяют индивидуальные приспособления — противошумы или заглушки.
При выполнении монтажных, электросварочных и газосварочных работ надевают брезентовые рукавицы.
Литература 1доп. [230-238]
Контрольные вопросы
1. Какие меры безопасности должны быть предприняты перед ремонтом оборудования?
2. Каким должно быть напряжение при пользовании переносными лампами?
3. Лица какого возраста допускаются к работам по перемещению грузов?
4. Что подразумевается под средствами индивидуальной защиты?
5. Какими свойствами должна обладать спецодежда и обувь рабочих?
Планы лабораторных работ
Лабораторная работа №1 “ Технологический процесс разборки машин”
Цель работы: освоить технологический процесс разборки оборудования на примере приводной станции ленточного конвейера (по указанию тьютора), составить дефектную ведомость, разработать последовательность и схему процесса разборки, а также приобрести практические навыки разборки оборудования и разработки технологических карт.
Продолжительность работы – 2 ч.
Оборудование и материалы:
¾ приводная станция ленточного конвейера;
¾ набор гаечных ключей;
¾ слесарный молоток;
¾ зубило;
¾ монтажный ломик;
¾ плоскогубцы;
¾ универсальный съемник;
¾ ванна, керосин, ветошь хлопчатобумажная.
Порядок выполнения работы:
1. Изучите конструкцию приводной станции.
2. Установите назначение и взаимодействие отдельных узлов и деталей.
3. Определитесь с последовательностью разборки машины.
4. Построить укрупненную схему технологического процесса разборки машины и развернутую схему разборки узла, например, выходного вала (по указанию преподавателя).
5. Разберите машину в соответствии с технологической схемой и уточнить правильность составленной схемы.
6. Разработайте технологическую карту разборки.
7. Обработайте результаты работы и составьте отчет.
Содержание отчета
1.Наименование и цель работы.
2.Оборудование, приборы, инструменты и их краткие характеристики.
3.Общие сведения по изучаемому разделу. Эскизы приспособлений, установок.
4.Краткое описание проведенной работы.
5.Результаты работы, опытные зависимости, обсуждение и сравнение опытных и расчетных данных.
Литература
1 осн.[177-178]
Контрольные вопросы
1. Чем определяется последовательность разборки оборудования?
2. Принцип построения схемы разборки оборудования.
3. Последовательность разработки технологических карт разборки.
4. Для каких целей и как определяют коэффициенты годности, ремонта и сменности деталей?