Составление конспекта лекций
Следующим в работе преподавателя является этап оформления лекции. Оформление лекции: каждый преподаватель должен индивидуально составлять для себя такие записки, которые ему нужны, исходя из степени владения материалом, памяти и других особенностей своей психики. Но на самом деле лекция должна оформляться по строго определенной форме, с таким расчетом, чтобы в случае замены лектора, что иногда бывает, преподавателю, его заменяющему, легко было бы разобраться в обстановке. Есть немало и других причин, требующих унификации оформления лекции, однако единой и утвержденной для всех вузов формы пока не существует.
Содержательная часть лекции разрабатывается и выполняется с различной степенью полноты и детализации. Объем двухчасовой лекции по техническим дисциплинам обычно составляет 2…3 страницы машинописного текста (из расчета на 90 минут). Это может быть полный текст, план-конспект или краткий план.
Полный текст — наиболее совершенная форма представления лекции. Изложение ведется дословно, со всеми примерами, графическими изображениями, формулами и выводами.
План-конспект лекции используют преподаватели, как говорят, уже «вставшие на ноги», прочитавшие данный курс уже не раз. В отличие от полного текста в содержательной части плана-конспекта сообщаются целевые установки, краткое содержание излагаемых вопросов, определения, цифровые данные, сложные формулы и другие пометки, необходимые при чтении лекции.
Краткий план лекции, в отличие от плана-конспекта, содержит только обязательные входные данные и перечень излагаемых вопросов с распределением времени. Кратким планом, как правило, пользуются опытные педагоги, читающие лекции курса несколько лет.
Этап подготовки преподавателя к чтению лекции.
При подготовке лекции методически правильно сначала записать полный текст и основательно его проштудировать, затем на его основе создать рабочий конспект, в который можно заглядывать для того, чтобы не сбиться и всегда иметь перед глазами необходимую опору.
В лекции, как и в любом публичном выступлении, самое трудное— начало. Первые слова, обращенные к слушателям, должны привлечь их внимание, создать определенный настрой. Поэтому «с чего начать?» и «как начать?» — вопросы, которые волнуют любого лектора. Как известно, в широком плане учебная лекция начинается с объявления темы, которое формирует первое представление о содержании лекции. Лучше, если название будет кратким и выражать суть темы, сразу будет привлекать внимание слушателей и повышать их познавательную активность. Темп изложения, как правило, выше темпа передачи основного содержания, что заставляет обучающихся психологически собраться и сосредоточиться.
Учитывая все рекомендации, принят следующий порядок подготовки лекционного занятия:
- изучение требований программы дисциплины;
- определение целей и задач лекции;
- разработка плана проведения лекции;
- подбор литературы (ознакомление с методической литературой, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия);
- отбор необходимого и достаточного по содержанию учебного материала;
- определение методов, приемов и средств поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого мышления студентов;
- написание конспекта лекции;
- моделирование лекционного занятия, осмысление материалов лекции, уточнение того, как можно поднять ее эффективность.
6 Подготовка к проведению лабораторных и практических занятий
Практические занятия – одна из форм учебных занятий, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практическое занятие предполагает выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателей одной или нескольких практических работ.
Порядок подготовки практического занятия:
- изучение требований программы дисциплины;
- формулировка цели и задач практического занятия;
- разработка плана проведения практического занятия;
- отбор содержания практического занятия (подбор типовых и
нетиповых задач, заданий, вопросов);
- обеспечение практического занятия методическими материалами, техническими средствами обучения;
- определение методов, приемов и средств поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого мышления студентов;
- моделирование практического занятия.
Порядок проведения практического занятия
1. Вводная часть:
– сообщение темы и цели занятия;
– актуализация теоретических знаний, необходимых для работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности.
2. Основная часть:
– разработка алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности;
– проведение инструктажа;
– ознакомление со способами фиксации полученных результатов;
– проведение экспериментов или практических работ.
3. Заключительная часть:
– обобщение и систематизация полученных результатов;
– подведение итогов практического занятия и оценка работы студентов.
Лабораторные занятия - это одна из разновидностей практического занятия, являющаяся эффективной формой учебных занятий в вузе. Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной дисциплины, углубляют и закрепляют теоретические знания. На этих занятиях студенты осваивают конкретные методы изучения дисциплины, обучаются экспериментальным способам анализа данных, умению работать с программами и современным оборудованием. Именно лабораторные занятия дают наглядное представление об изучаемых явлениях и процессах; на них студенты осваивают постановку и ведение эксперимента, учатся умению наблюдать, оценивать полученные результаты, делать выводы и обобщения. Следовательно, ведущей целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опыта. Для всех лабораторных работ, которые выполняют студенты, на ведущей кафедре составляются методические указания, содержащие описание работы, порядок ее выполнения и форму отчета. Лабораторное занятие проводится в составе академической группы с разделением на подгруппы.
Порядок подготовки лабораторного занятия:
- изучение требований программы дисциплины;
- формулировка цели и задач лабораторного занятия;
- разработка плана проведения лабораторного занятия;
- подбор содержания лабораторного занятия;
- разработка необходимых для лабораторного занятия инструкций;
- моделирование лабораторного занятия;
- проверка специализированной лаборатории на соответствие
требованиям по безопасности;
- проверка количества лабораторных мест, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей обучения;
- проверка материально-технического обеспечения лабораторных
занятий на соответствие требованиям программы дисциплины;
Порядок проведения лабораторного занятия
1. Вводная часть:
– входной контроль подготовки студента;
– вводный инструктаж – знакомство студентов с содержанием предстоящей работы, технологической документацией и оборудованием, показ способов выполнения отдельных операций, напоминание отдельных положений по технике безопасности, предупреждение о возможных ошибках.
2. Основная часть:
– проведение студентом лабораторной работы;
– текущий инструктаж – повторный показ или разъяснения (в случае необходимости) преподавателем исполнительских действий, являющихся предметом инструктирования.
3. Заключительная часть:
– оформление отчета о выполнении задания;
– заключительный инструктаж – подведение итогов выполнения.
учебных задач, разбор допущенных ошибок и выявление их причин, сообщение результатов работы каждого, объявление о том, что необходимо повторить к следующему занятию.
7 Разработка плана – графика читаемой дисциплины
Рабочие планы магистратуры разработаны на основе типовых учебных планов, образовательных стандартов нового поколения.
По всем читаемым на факультете курсам имеются учебные программы.
Графики учебного процесса по специальностям составляются в соответствии с рабочими планами и утверждаются Советом института. На их основе готовятся комплексные планы-графики прохождения дисциплин, составляется расписание занятий, утверждаемое деканом, и расписание зачетно-экзаменационных сессий, утверждаемое проректором по учебной работе.
Для контроля качества обучения в институте проводятся следующие мероприятия:
-на Совете института рассматриваются вопросы успеваемости студентов;
-на заседаниях методической комиссии и Совете института обсуждаются учебные программы дисциплин;
-старосты групп ведут журналы учета учебных занятий и посещений занятий студентами;
-дирекция систематически контролирует посещаемость занятий студентами;
-проводится 2 раза в семестр проверка выполнения графика учебного процесса;
-по всем дисциплинам, имеющим экзамен, используется накопительно-рейтинговая система оценки знаний;
-дирекция и кураторы проводят беседы со студентами по вопросам выполнения графика учебного процесса, посещения занятий и др.
Руководителями магистрантов назначаются высококвалифицированные преподаватели института, имеющие кандидатскую или докторскую степень.