Тема 6.1. Виды защитных материалов
Защитные материалы: назначение, виды, свойства. Способы нанесения защитных материалов. Применение защитных материалов на подвижном составе железных дорог.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 14 часов;
самостоятельной работы обучающегося 130 часов.
Тематический план
№ Раз дела | Наименование раздела | Обзор ные лек ции | Лабо ра тор ные заня тия | Само стоя тель ная рабо та сту ден тов |
Технология металлов | ||||
Лабораторное занятие№1 Определение твердости материала методом Бринелля | ||||
Лабораторное занятие№2 Исследование микроструктуры углеродистых сталей | ||||
Лабораторное занятие№3 Измерение углов заточки резцов | ||||
Электротехнические материалы | ||||
Экипировочные материалы | ||||
Полимерные материалы | ||||
Композиционные материалы | ||||
Защитные материалы | ||||
Итого: | ||||
Всего: 144 часа |
Общие методические указания по изучению дисциплины
Спецификой заочного обучения является то, что значительная часть работы по изучению курса приходится на самостоятельное освоение материала студентами по представленной литературе.
Практические рекомендации по методике самостоятельной работы предполагают: изучение соответствующего раздела в учебном пособии по интересующему Вас вопросу. С этой целью необходимо предварительно внимательно прочитать материал, стремясь понять его структуру и внутреннюю логику развертывания мысли.
При повторном чтении рекомендуется:
- прочитать диаграмму состояния железоуглеродистых сплавов;
- найти на диаграмме стали и чугуны;
- выяснить, что такое доэвтектоидные, эвтектоидные, заэвтектоидные стали;
- выяснить, что такое доэвтектические, эвтектические, заэвтектические чугуны;
- выписать структурные составляющие железоуглеродистых сплавов;
- по диаграмме выяснить, как определяется температурный режим различных видов термообработки (закалки, отпуска, отжига, нормализации);
- составить план, в котором отразить все принципиально важные вопросы изучаемого материала (пункты плана могут выражаться кратким текстом в собственном переложении);
объединить на завершающем этапе подготовленный материал в содержательный и логичный ответ, отражающий основные положения, аргументы и выводы.
Предлагаемая организация изучения учебного материала является подготовительным этапом при выполнении домашней контрольной работы. К выполнению письменной контрольной работы следует приступать только после обстоятельного изучения общих методических указаний.
Рекомендации по выполнению контрольной работы
Контрольная работа – важнейший показатель качества самостоятельной подготовки студента. В соответствии с учебным планом по данной дисциплине студенты выполняют одну домашнюю контрольную работу в сроки, установленные учебным планом и графиком.
Задания для контрольной работы составлены в 25 вариантах. Вариант контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра студента по таблице 1.
Контрольная работа по дисциплине «Материаловедение» составлена в 25 вариантах, каждый вариант включает пять вопросов. Вариант контрольной работы студент выбирает по последней цифре шифра.
Общим требованием к выполнению домашней контрольной работы является умение:
- правильно подобрать техническую и справочную литературу; самостоятельно проработать по нескольким источникам материал, выделяя главные положения в нем;
- дать полный и четкий ответ на поставленные в задачах вопросы;
- если необходимо – выполнить рисунки;
- расшифровывать марки сплавов согласно указанного ГОСТа.
Выполняя поставленное требование, студент должен:
- прочитать соответствующие разделы в учебниках и учебных пособиях, используя рекомендации по методике самостоятельной работы. Как правило, учебная литература по своему содержанию частично отвечает теме вопроса, поэтому необходимо извлекать из каждого источника лишь то, что непосредственно относится к рассматриваемой проблеме;
- составить развернутый план ответа по предложенным вопросам контрольной работы. При составлении плана следует обратиться к рабочей программе, в которой отражены все принципиально важные положения курса;
- отразить структуру работы, которая должны состоять из содержания, основной части, заключения и списка литературы.
В содержаниинеобходимо указать номер своего варианта (по последним двум цифрам зачетки). Указать номера задач, согласно своему варианту; указать нумерацию страниц.
В основной части в логической последовательности дать ответы на поставленные вопросы. Каждый вопрос оформляется на новом листе (либо компьютерный вариант на формате А4, либо в ученической тетради в клетку). В каждой задаче прописать:
- номер задачи;
- записать условие задачи (из данного пособия);
- ответы на поставленные вопросы должны быть в полном объеме, пояснены необходимыми рисунками или иллюстрациями.
- необходимо раскрыть главное содержание выбранной темы: выделить основные положения, идеи, мысли, раскрывающие суть вопроса; ответы должны быть полными по существу и краткими по форме, без переписывания материала учебника или учебного пособия. Не следует перегружать работу изложением второстепенных вопросов, не имеющих прямого отношения к теме.
В заключении даются обобщающие выводы.
В конце помещается список литературы (примером правильного оформления может служить список литературы в данном пособии).
Работа должна свидетельствовать о том, что студент достаточно глубоко усвоил проблематику темы, сделал осознанные выводы. Не самостоятельно выполненное контрольное задание не может быть оценено положительно.
На контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценку «зачтено» или «не зачтено». При получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с замечаниями рецензента, провести работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал. В тех случаях, когда выполненная контрольная работа не соответствует требованиям, она получает отрицательную оценку «не зачтено» и студент обязан выполнить ее повторно.
В процессе самостоятельного изучения дисциплины, а также при выполнении контрольной работы студенты-заочники могут пользоваться консультациями преподавателя.
Требования по оформлению контрольной работы
Правила оформления содержания соблюдать, согласно требованиям нормоконтроля ВТЖТ
1. Контрольная работа выполняется в обычной ученической тетради в рукописном варианте (в объеме 18-20 страниц); если тетрадь в клетку, то писать следует через одну клетку) или на листе форматом А4 в печатном варианте (в объеме 10 листов, шрифт 14, интервал – одинарный).
2. На титульном листе указывается наименование учебного заведения, специальность, группа, шифр, вариант, фамилия, имя, отчество автора работы, на следующей странице – содержание с указанием номера варианта и номеров задач по своему варианту.
3. Работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, сокращения в тексте не допускаются. Небрежно оформленные, написанные неразборчивым почерком работы не принимаются.
4. В конце работы приводится перечень использованной литературы, ставятся дата выполнения работы и подпись студента. Записывая литературу, вначале пишется основная, а затем дополнительная литература, указываются фамилия, инициалы автора, место издания, издательство, год издания.
5. Данные для своего варианта необходимо взять из таблицы 1
Таблица 1 – Варианты заданий на контрольную работу
Две последние цифры шифра | Номер вари анта | Номера вопросов и задач | Две последние цифры шифра | Номер вари анта | Номера вопросов и задач | |||
1, 50, 61, 100, 121 | 25, 26, 54, 98, 110 | |||||||
2, 49, 63, 88, 123 | 23, 28, 53, 100, 108 | |||||||
3, 48, 65, 86, 125 | 21, 30, 52, 77, 106 | |||||||
4, 47, 67, 84, 122 | 19, 32, 74, 79, 104 | |||||||
5, 46, 69, 82, 124 | 17, 34, 75, 81, 102 | |||||||
6, 45, 52, 80, 101 | 15, 36, 51, 83, 125 | |||||||
7, 44, 54, 98, 103 | 13, 38, 73, 85, 123 | |||||||
8, 43, 56, 96, 105 | 11, 40, 72, 87, 121 | |||||||
Продолжение таблицы 1 | ||||||||
9, 42, 58, 94, 107 | 9, 42, 71, 89, 119 | |||||||
10, 41, 71, 92, 109 | 7, 44, 70, 91, 117 | |||||||
11, 40, 73, 90, 111 | 5, 46, 69, 93, 115 | |||||||
12, 39, 75, 78, 113 | 3, 48, 68, 95,113 | |||||||
13, 38, 62, 76, 115 | 1, 50, 67, 97, 111 | |||||||
14, 37, 64, 99, 117 | 24, 27, 66, 99, 109 | |||||||
15, 36, 66, 97, 119 | 22, 29, 65, 76, 107 | |||||||
16, 35, 68, 95, 102 | 20, 31, 64, 78, 105 | |||||||
17, 34, 51, 93, 104 | 18, 33, 63, 80, 103 | |||||||
18, 33, 53, 91, 106 | 16, 35, 62, 82, 101 | |||||||
19, 32, 55, 89, 108 | 14, 37, 61, 84, 124 | |||||||
20, 31, 57, 87, 110 | 12, 39, 60, 86, 122 | |||||||
21, 30, 59, 85, 102 | 10, 41, 59, 88, 120 | |||||||
22, 29, 70, 83, 104 | 8, 43, 58, 90, 118 | |||||||
23, 28, 60, 81, 116 | 6, 45, 57, 92, 116 | |||||||
24, 27, 72, 77, 118 | 4, 47, 56, 94, 114 | |||||||
25, 26, 74, 79, 120 | 2, 49, 55, 96, 112 | |||||||
Задачи № 1 – 25
Начертите диаграмму состояния железо-углерод, укажите параметры основных точек, структуру сплава в каждой области. Кратко опишите, что собой представляет феррит, аустенит, цементит, перлит, ледебурит. Опишите, какие процессы произойдут со сплавом с заданным процентом содержания углерода при медленном охлаждении его от 1000° С до 200 С. Какие структуры имеет сплав в точках 1 и 2? Объясните, какое практическое значение имеет диаграмма состояния железо - углерод. Исходные данные взять в таблице 2 согласно Вашему варианту.
Таблица 2 - Исходные данные для выполнения задач № 1 - 25
Показатели | Задачи | ||||||||
Содержание углерода, % | 0,3 | 2,7 | 0,5 | 2,5 | 0,7 | 2,3 | 0,9 | 1,5 | 1,1 |
Температура в точке 1 | |||||||||
Температура В точке 2 |
Продолжение таблицы 2
Показатели | Задачи | |||||||
Содержание углерода, % | 2,1 | 1,7 | 1,9 | 1,3 | 0,4 | 2,8 | 0,6 | 2,6 |
Температура в точке 1 | ||||||||
Температура в точке 2 |
Показатели | Задачи | |||||||
Содержание углерода, % | 1,0 | 1,8 | 1,2 | 2,2 | 1,4 | 2,0 | 1,6 | 2,4 |
Температура в точке 1 | ||||||||
Температура в точке 2 |
Задачи № 26 – 50
26. Опишите кратко общую классификацию сталей по способу производства, химическому составу и назначению. Расшифруйте марки сплавов: БСт1кп; 30Г; 20ХГР; БрАЖМц7-3-1.
27. Опишите влияние углерода и примесей на свойства углеродистых сталей. Укажите область применения углеродистой стали от процента содержания углерода. Расшифруйте марки сплавов: У8; СЧ35; Б16; 60С2ХФА.
28. Опишите и покажите графически зависимость свойств углеродистых сталей от процента содержания углерода. Укажите область применения углеродистой стали в зависимости от содержания в ней углерода. Расшифруйте марки сплавов: СЧ20; В Ст5; 08пс;38Хн3БА.
29. Опишите влияние углерода, фосфора и серы на свойства углеродистых сталей. Какие элементы присутствуют в составе любой стали? Расшифруйте марки сплавов: КЧ 34 – 12; 05кп; 12Х18Н10Т; ШХ15.
30. Чугуны. Классификация, маркировка и применение на железнодорожном транспорте. Расшифруйте марки сплавов: СЧ15; 10 кп; Б16; 50ХСА.
31. Объясните, как маркируются по ГОСТу углеродистые конструкционные стали. Расшифруйте марки сплавов: 20Х2Н4А; Р6М5; Б Ст 4; 08кп.
32. Объясните, как маркируются по ГОСТу инструментальные углеродистые стали. Расшифруйте марки сплавов: В Ст 3; Р14Ф4; 60С2ХФА; БрОЦС-5-7-5.
33. Опишите структуру серого чугуна, зависимость его структуры от скорости охлаждения. Какая структура металлической основы серого чугуна обеспечивает оптимальные механические свойства отливок? Расшифруйте марки сплавов: СЧ15; 10кп; Б16; 50ХСА.
34. Опишите структуру и свойства ковкого чугуна. Опишите способ получения ковкого чугуна. Расшифруйте марки сплавов: 15пс; СЧ18; Р14Ф4; ЛМцС58 – 2 – 2.
35. Кратко опишите классификацию легированных сталей по химическому составу, назначению и качеству. Приведите примеры. Влияние легирующих элементов на свойства сталей. Расшифруйте марки сплавов: Р12; ВЧ42-12; 60С2; БрОЦС-6-6-3.
36. Перечислите основные легирующие элементы. Укажите их влияние на свойства сталей. Расшифруйте марки сплавов: ВСт3; 65Г; У8Г; Р18.
37. Укажите назначение инструментальных легированных сталей. Расшифруйте марки сплавов: 60С2ХФА; Ст1; Р9К5;
БрОФ 10 – 1 – 1.
38. Опишите износоустойчивые стали, их область применения на железнодорожном транспорте. Расшифруйте марки сплавов: 08Х18Н10; У12; 50; БрОЦС-6-6-3.
39. Опишите рессорно-пружинные стали, требования к ним, марки. Расшифруйте марки сплавов: СЧ18; Б83; 70С2ХА; БрАЖ9-4.
40. Опишите свойства и применение металлокерамических твердых сплавов и минералокерамических материалов (алмаз, эльбор).
Расшифруйте марки сплавов: Л62; 08пс; 30X13; Ст3.
41. Опишите свойства и применение нержавеющих сталей. Маркировка по ГОСТу. Расшифруйте марки сплавов: 20Х2Н4А; У10; Р14Ф4;Б83.
42. Опишите физико – химические и механические свойства меди, ее маркировку и применение. Расшифруйте марки сплавов: ЛМцС 58 – 2 – 2; 30ХГСА; ВСт3; 20.
43. Медь и сплавы на основе меди: латунь. Состав, свойства, маркировка по ГОСТу и применение на транспорте. Расшифруйте марки сплавов: 5ХНМ; 60С2ХФА; БрС30; У7А.
44. Объясните, какие сплавы называются бронзами, их маркировку, область применения на железнодорожном транспорте. Расшифруйте марки сплавов: Л63; У11А; КЧ 70 – 2; 30ХН2МА.
45. Алюминий и его сплавы, а также свойства литейных и деформируемых алюминиевых сплавов. Расшифруйте марки сплавов: Р9Ф5; 10Г2С1Л; ВЧ42-12; 20пс.
46. Опишите состав, свойства, применение и маркировку антифрикционных (подшипниковых) сплавов. Расшифруйте марки сплавов: Б83; Д16АТ; 60С2; 08.
47. Перечислите способы испытания механических свойств металлов, приведите формулы и опишите, как производится испытание на твердость. Расшифруйте марки сплавов: БрОЦС5-7-5; Ст3; ВЧ45-6; 14Г2АФ.
48. Объясните, что такое коррозия металлов. Виды коррозии и способы защиты от нее. Расшифруйте марки сплавов: 5ХНМ; Р6МЗ; М75;У8А.
49. Кратко опишите химическую и электрохимическую коррозию. Расшифруйте марки сплавов: 38ХН3ВА; Р18; 20кп; ЛАЖ 60 – 1 – 1.
50. Опишите сущность электрохимической защиты от коррозии. Расшифруйте марки сплавов: БрАЖМц 10 – 3 – 1,5; 40Х10С2М; ВЧ35 – 6.
Задачи № 51 - 75
Перечислите виды термической и химико-термической обработки сталей. Дайте определение структурам, получаемым при распаде переохлажденного аустенита (пластинчатый перлит, сорбит, троостит, бейнит, мартенсит). Опишите заданный Вам процесс термической обработки углеродистой стали (до какой температуры необходимо производить нагрев, как и в какой среде, производить охлаждение, какая структура будет после обработки).
Вид термической обработки и процент содержания углерода для конкретной стали взять по таблице 3.
Таблица 3- Вид термической обработки и процент содержания углерода в стали
Задачи | Содержание углерода, % | Вид термической обработки | Задачи | Содержание углерода, % | Вид термической обработки |
0,2 | Отжиг первого рода | 1,3 | Отжиг первого рода | ||
1,8 | Отжиг второго рода | 0,7 | Отжиг второго рода | ||
0,3 | Закалка полная | 0,4 | Закалка полная | ||
1,7 | Средний отпуск | 1,4 | Высокий отпуск | ||
0,4 | Рекристалли зационный отжиг | 0,6 | Рекристалли зационный отжиг | ||
1,6 | Неполная закалка | 1,3 | Неполная закалка | ||
0,5 | Диффузион ный отжиг | 1,4 | Диффузион ный отжиг | ||
1,5 | Отжиг на зернистый перлит | 0,6 | Отжиг на зернистый перлит | ||
0,7 | Изотермичес кая закалка на сорбит | 1,2 | Изотермическая закалка на сорбит | ||
1,3 | Неполная закалка | 1,4 | Неполная закалка | ||
0,3 | Отжиг первого рода | 0,7 | Отжиг первого рода | ||
1,4 | Низкий отпуск | 0,5 | Средний отпуск | ||
0,4 | Полная закалка |
Вопросы № 76 - 100
76. Кратко изложите сущность теории пластической деформации. Основные виды обработки металлов давлением.
77.Опишите влияние термообработки давлением на структуру и механические свойства металлов.
78. Объясните, как определяется температурный интервал горячей обработки сталей давлением. Перечислите оборудование, используемое для нагрева металла при обработке давлением.
79. Опишите в чем сущность ковки, какие основные операции выполняются при ковке, какое при этом используется оборудование и инструмент. Определите температуру начала и конца ковки для стали, содержащей 0,6% С.
80. Опишите назначение прокатки металлов. Объясните, как классифицируются прокатные станы, нарисуйте схемы.
81. Опишите сущность процесса волочения и применяемое оборудование. Приведите схемы.
82. Объясните, в чем заключается сущность горячей штамповки и ее преимущества. Кратко опишите конструкцию штампов.
83. Объясните, что понимается под сваркой металлов. Опишите классификацию способов сварки и применение сварки на железнодорожном транспорте.
84. Опишите процесс электрической сварки дуговой сварки плавящимся электродом. Перечислите необходимое оборудование. Приведите пример.
85. Укажите область применения и достоинства процессов автоматической сварки под слоем флюса и сварки в атмосфере защитного газа.
86. Объясните, в чем заключается сущность контактной сварки и вычертите схему каждого вида. Приведите примеры применения контактной сварки на железнодорожном транспорте.
87. Опишите кратко виды сварки: электронным лучом, лазерную, ультразвуковую и трением
88. Объясните, в чем заключается сущность газовой сварки, и опишите область ее применения. Приведите схему ацетилено - кислородного пламени, укажите состав и температуру нормального пламени в разных зонах.
89. Опишите сущность процесса пайки и лужения, применяемые флюсы и припой.
90. Опишите сущность процесса резания, его элементы; зависимость формы стружки от твердости и хрупкости металла.
91. Перечислите способы обработки металлов резанием, укажите, какие движения при этом задаются инструменту и заготовке.
92. Перечислите и кратко опишите главные узлы токарно – винторезного станка, укажите его назначение и перечислите работы, выполняемые на токарных станках.
93. Перечислите работы, выполняемые на станках сверлильной группы. Опишите инструмент, применяемый для обработки отверстий.
94. Опишите сущность процессов зенкерования и развертывания, какой для этого используется инструмент и на каких станках выполняется.
95. Кратко опишите виды фрезерных станков и работы, выполняемые на них. Сущность процесса фрезерования.
96. Кратко опишите виды строгальных станков и работы, выполняемые на них. Строгальные резцы.
97. Кратко опишите процесс электроискровой обработки металлов (вычертите схему установки). Укажите область применения.
98. Укажите сущность анодно – механической обработки металлов, используемое оборудование.
99. Опишите ультразвуковую обработку металлов (вычертите схему установки). Укажите область применения.
100. Дайте понятия о станках с числовым программным управлением. Укажите область применения станков с ЧПУ.
Вопросы № 101 – 125
101. Опишите классификацию электротехнических материалов, перечислите и дайте определение основным электрическим характеристикам, приведите формулы для их определения.
102. Объясните назначение диэлектриков, опишите классификацию диэлектриков.
103. Перечислите электрические и тепловые характеристики диэлектриков, определяющие их основные изоляционные свойства.
104. Опишите основные группы твердых диэлектриков. Укажите назначение и область применения для двух – трех конкретных материалов из каждой группы.
105. Опишите твердые и полимеризационные диэлектрики, область их применения, характеристики.
106. Опишите твердые поликонденсационные диэлектрики, область применения, характеристики
107. Опишите нагревостойкие высокополимерные диэлектрики, область их применения, характеристики.
108. Приведите основные характеристики и область применения газообразных диэлектриков (воздух, элегаз, водород).
109. Опишите свойства и применение природных электроизоляционных смол (шеллак, канифоль).
110. Опишите свойства и область применения жидких диэлектриков (трансформаторное, конденсаторное и кабельное масло).
111. Опишите классификацию электротехнических лаков и эмалей, их маркировку, область применения.
112. Перечислите виды электротехнической бумаги, кратко опишите свойства и применение конденсаторной и кабельной бумаги.
113. Опишите назначение. Классификацию компаундов, их характеристику, область применения при ремонте подвижного состава.
114. Опишите свойства слюды. Для каких электротехнических материалов она используется.
115. Опишите свойства, применение и принцип маркировки коллекторного, прокладочного и формовочного миканита.
116. Опишите свойства и применение изоляционных лент.
117. Опишите электрокерамические изоляционные материалы, их характеристики; применение на тяговом подвижном составе.
118. Опишите проводниковые материалы высокой проводимости, их характеристики, требования к ним, особенности требований к материалу коллекторов электрических машин.
119. Опишите проводниковые материалы высокого сопротивления, область их применения на тяговом подвижном составе.
120. Опишите механические и электрические свойства меди как проводникового материала.
121. Опишите маркировку и форму поперечного сечения проводов для воздушных линий электрической передачи и контактной сети.
122. Приведите общие сведения о полупроводниках, кратко опишите классификацию, свойства и область применения.
123. Опишите магнитные материалы: их классификацию, характеристики, область применения. Начертите петли гистерезиса для магнитно – мягких и магнитно – твердых материалов и поясните их различия.
124. Опишите, какие неметаллические конструкционные материалы (пластмассы, деревопластики, звуко- и теплоизоляционные материалы) применяются на тяговом подвижном составе.
125. Синтетические клеи. Их свойства, маркировка, применение при ремонте подвижного состава.
Вопросы для дифференцированного зачета
1 Дать полную классификацию металлов. Дать пояснение понятию кристаллической решетки. Привести примеры типов кристаллических решеток. Дефекты кристаллического строения металлов.
2 Назвать свойства металлов: физические, химические, механические технологические.
3 Назвать способы определения механических свойств металлов. Явления аллотропии и анизотропии.
4 Испытание металлов на твердость по методу Бринелля. Суть метода, формула для определения твердости, единица измерения твердости и прочности, схема определения твердости, применение метода на железнодорожном транспорте.
5 Испытание металлов на твердость по методу Роквелла. Суть метода, формулы для определения твердости, единица определения твердости, схемы определения твердости, применение метода на железнодорожном транспорте.
6 Определение ударной вязкости. Суть метода, формулы для определения работы и ударной вязкости, единицы измерения работы и ударной вязкости, применение метода на железнодорожном транспорте.
7 Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Практическое значение диаграммы. Основные точки и линии диаграммы. Критические точки сталей (точки Чернова). Дать определения понятиям сталь и чугун.
8 Дать определения понятиям: система сплавов, компонент системы, фазы сплавов, структурные составляющие железоуглеродистых сплавов.
9 Пояснить влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей.
10 Сталь: определение. Привести полную классификацию сталей по различным признакам: по составу, по назначению, по качеству, по степени раскисления, привести примеры.
11 Углеродистые конструкционные качественные стали: виды, свойства, маркировка по ГОСТ 1050 - 88, применение на железнодорожном транспорте.
12 Углеродистые конструкционные стали обыкновенного качества: виды, свойства, маркировка по ГОСТ 380 - 94, применение на железнодорожном транспорте.
13 Углеродистые инструментальные стали: виды, свойства, маркировка по ГОСТ, применение на подвижном составе железных дорог.
14Чугун: дать определение. Назвать основные признаки классификации чугунов: по форме включений графита, по характеру металлической основы, по химическому составу.
15 Свойства, маркировка по ГОСТу и применение различных видов серых чугунов на железнодорожном транспорте.
16 Термическая обработка сталей: определение, основные параметры, виды термообработки
17 Вид термообработки: закалка, виды, режимы, влияние закалки на свойства сталей.
18 Вид термообработки: отпуск, виды, режимы, влияние отпуска на свойства сталей.
19 Вид термообработки: отпуск, виды, режимы, влияние отпуска на свойства сталей.
20 Общие сведения о химико - термической обработке: определение, назначение, виды.
21 Цементация: определение, виды, режимы, применение на железнодорожном транспорте.
22 Азотирование: определение, виды, режимы, применение на железнодорожном транспорте.
23 Легированные стали, их классификация. Влияние легирующих элементов на свойства сталей. Структурные классы легированных сталей.
24 Маркировка легированных сталей по ГОСТу. Применение легированных сталей на железнодорожном транспорте.
25 Легированные специализированные стали (с особыми свойствами): классификация, маркировка, применение на железнодорожном транспорте.
26 Алюминий и сплавы на его основе: маркировка, применение на железнодорожном транспорте.
27 Медь и сплавы на ее основе: маркировка, применение на железнодорожном транспорте.
28 Антифрикционные сплавы на оловянной и свинцовой основах (подшипниковые сплавы). Классификация, состав, свойства, применение на железнодорожном транспорте.
29 Литейное производство, Стержневые и формовочные материалы. Методы получения отливок.
30 Специальные способы литья. Литейные сплавы, их применение на железнодорожном транспорте.
31 Обработка металлов давлением: виды, изделия, получаемые при обработке металлов давлением, применяемые на железнодорожном транспорте.
32 Виды обработки давлением: прокатка, прессование, волочение, свободная ковка, штамповка. Определение, назначение, схемы, достоинства и недостатки каждого вида.
33 Сварка: определение, классификация по виду используемой энергии, применение при ремонте подвижного состава железных дорог.
34 Типы сварных соединений: угловое, стыковое, тавровое, нахлесточное. Обозначение на чертежах. Дополнительная подготовка кромок: классификация, основные параметры
35 Материалы для дуговой сварки: сварочная (наплавочная проволока), электроды, флюсы и защитные газы.
36 Пайка и резка металлов. Применение основных видов пайки и резки при ремонте подвижного состава.
37 Металлорежущие станки: классификация, маркировка токарных, фрезерных, сверлильных станков и работы, выполняемые на них.
38 Схемы резания, режим резания, главное движение, вспомогательное движение при: точении, фрезеровании, сверлении.
39 Проводниковые материалы: виды, свойства и применение на подвижном составе железных дорог.
40 Полупроводниковые материалы: виды, свойства и применение на подвижном составе железных дорог.
41 Диэлектрические материалы: виды, свойства и применение на подвижном составе железных дорог.
42 Магнитные материалы: виды, свойства и применение на подвижном составе железных дорог.
43 Твердое, жидкое и газообразное топливо. Применение различных видов топлива на подвижном составе железных дорог.
44 Смазочные материалы: определение, назначение, виды, свойства и применение на железнодорожном транспорте.
45 Состав, строение и основные свойства полимеров. Способы получения полимеров.
46 Материалы на основе полимеров. Применение полимерных материалов на подвижном составе железных дорог.
47 Композиционные материалы: назначение, виды, свойства. Способы получения композиционных материалов. Применение композиционных материалов на подвижном составе железных дорог.
48 Защитные материалы: назначение, виды, свойства. Способы нанесения защитных материалов. Применение защитных материалов на подвижном составе железных дорог.
Список рекомендуемой литературы
Основные источники
1. Воронин Н.Н., Евсеев Д.Г., Засыпкин В.В.Материаловедение и технология конструкционных материалов для железнодорожной техники. М.: Маршрут, 2004.
2. Журавлева Л.В. Электроматериаловедение. М.: Академия, 2006.
3. Маслов В.И. Сварочные работы – М.: Академия, 2009.
4. Фетисов Г.П., Кариман М.Г., Матюнин В.М. и др. Материаловедение и технология металлов.- М., Высшая школа 2001.
Дополнительные источники
1. Никифоров В. М. Технология металлов и конструкционные материалы, 8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2000.
2. Мурзин Л. Г., Гончаров В. М. Топливо, смазка, вода, 4-е изд., переработ. И доп. – М.: Транспорт,1981.
3. Цуркан И.Г., Казарновский С.Н., КолотухинИ.Н. Смазочные и защитные материалы, 2 -е изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 2000.
Электронный ресурс «Все о материалах и материаловедении». Форма доступа: http://materiall.ru