Ликвидация и утилизация промышленных отходов ГМК

При сложившейся преимущественно ресурсно-сырьевой системе природопользования экстремально высоки техногенные нагрузки добывающих и перерабатывающих предприятий, промышленных зон на экологически уязвимые природные системы и проживающее в них население. В период реформирования экономики в результате ненадлежащего учета экологической ответственности на некоторых ликвидируемых предприятиях остались отходы без надлежащего контроля.

Срок службы горнодобывающих предприятий тесно связан с запасами полезных ископаемых в недрах, и после их истощения предприятие ликвидируется, и весь груз проблем с отвалами, хвостохранилищами и брошенными горными выработками возлагается на плечи государства в виде исторических загрязнений, в том числе «бесхозных». Наибольшие накопления «бесхозных» промышленных отходов сосредоточено в Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Актюбинской и Костанайской областях.

Примерами таких загрязнений являются радиоактивные отвалы на бывших урановых рудниках и заброшенные шахты Миргалимсайского месторождения, для ликвидации которых правительство Республики Казахстана утвердило специальную программу и бюджетное финансирование ликвидационных работ на рудниках АО «Ачполиметалл». В шламонакопителях бывшего Алгинского химзавода им. Кирова накоплено около 7 млн. тонн шлама борного производства. В настоящее время ареал загрязнения бором подземных вод бассейна реки Илек достиг 32 кв. км, что вызывает серьезную обеспокоенность населения Оренбургской области РФ, Западно-Казахстанской и Актюбинской областей Казахстана. Для завершения сооружения природоохранных объектов необходимо выделение соответствующих средств.

На территории ликвидированного в 1999 году Кемпирсайского рудоуправления на площади 880 га. накоплено 210 млн. тонн вскрышных пород, содержащих до 0,7% никеля, 52% двуокиси железа. Возможна вторичная переработка отвалов с целью выделения никельсодержащих руд. В отвалах Чилисайского фосфоритового рудника хранится около 6 млн. тонн вскрышных пород с повышенным радиационным фоном до 60 мкр/час. Территория полигона требует проведения рекультивации.

В Карагандинской области требуют рекультивации 80 гектар нарушенных земель, находящихся под хвостами обогащения свинцово-баритовых руд (Шетский р-н), а также земель, оставшихся после ликвидации угольных предприятий бесхозными и не вошедших в земельный отвод Угольного департамента АО «Испат-Кармет». Требуют захоронения и консервации радиоактивных отходов бывшего Иртышского химико-металлургического завода, металлургических шлаков с изотопом цезий-137 в Семипалатинске, ампульных источников (кобальт-60) с экспериментального гамма-облучателя ЭГО 20-М.

В Атырауской области увеличение накопления промышленных и твердых бытовых отходов связано со строительными работами нового поселка для завода второго поколения ТОО «Тенгизшевройл», но главная проблема нефтепромыслов - это накопление больших объемов серы (несколько миллионов тонн).

Промышленные отходы, заскладированные до июня 1992 года, являются государственной собственностью и учитываются Кадастром техногенных минеральных образований (ТМО), который ведется Комитетом геологии и охраны недр Министерства энергетики и минеральных ресурсов. В то же время на сегодняшний день на действующих полигонах и хвостохранилищах сложно четко разделить ТМО, принадлежащие государству и частным недропользователям.

К историческим источникам загрязнения относятся отходы прежней деятельности предприятий нефтегазового комплекса, теплоэнергетики, горнорудной и перерабатывающей промышленности, а также бесхозные в настоящее время объекты: нефтегазовые скважины, шахты, рудники, хвостохранилища и накопители сточных вод, военно-испытательные полигоны. Система управления и контроля таких объектов в государстве отсутствует. В целях недопущения появления новых загрязнений необходимо разработать и внедрить правовые, экономические и иные механизмы, исключающие их появление, и экономическое использование природных ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный оборот. Отходы производства независимо от ответственных лиц и принадлежности продолжают оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В основе возникновения проблем отходов в Республике Казахстан лежат как причины, унаследованные от недавнего прошлого страны, так и обязанные существующей экономической ситуации. В их числе: отсутствие в государственном масштабе стратегии решения проблемы отходов; нерациональные меры хозяйствования с экологической точки зрения, ставшие нормой деятельности предприятий и т.д. Недостаточная нормативная база и, как следствие, недейственный контроль со стороны природоохранных и здравоохранительных органов, отсутствие экономических стимулов для ликвидации текущих и заброшенных отходов также очевидны.

Указанные отходы, включая токсичные, складируются и хранятся в основном без соблюдения экологических норм и требований. В результате чего подземные и поверхностные воды, земельные ресурсы многих регионов подвержены интенсивному загрязнению. Для снижения техногенной нагрузки «исторических» отходов и вновь образованных промышленных отходов необходимо увеличить использование отходов с технико-экономической оценкой возможности утилизации ценных компонентов и ликвидацию техногенных образований за счет рекультивации территорий.

Для решения выше названных проблем требуется проведение научно-исследовательских и проектных работ, а также усовершенствование существующей системы управления отходами, с определением новых экономических подходов к технологиям утилизации, ликвидации техногенных отвалов и рекультивации территорий.

Наши рекомендации