Основные тенденции и прогнозные параметры развития металлургической промышленности
Введение. Общие положения
Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2020 года подготовлена Минпромторгом России и другими заинтересованными ведомствами исполнительной власти на базе утвержденной приказом Минпромэнерго России от 29 мая 2007 г. №177 «Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года» во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Председателя Правительства В.В. Путина от 24.07.2008 № ВП-П9-13пр «О мерах по развитию черной металлургии и обеспечению металлопродукцией внутреннего рынка») в соответствии с методическими указаниями и прогнозными макроэкономическими показателями Минэкономразвития России.
Металлургическая промышленность, являясь базовой отраслью, вносит существенный вклад в экономику России. Успехи в развитии отрасли в период 2000-2007 гг. были обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами, с другой – исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой вплоть до 2008 г. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили в последние годы значительный вклад металлургической промышленности в прирост ВВП и других макроэкономических показателей.
В составе металлургической промышленности комплекс предприятий по добыче и обогащению руд черных и цветных металлов, нерудных материалов, по производству чугуна, стали, проката, труб стальных, метизов, ферросплавов, огнеупоров, кокса, алюминия, меди, никеля, кобальта, свинца, цинка, олова, сурьмы, ртути, вольфрама, молибдена, ниобия, тантала, редкоземельных металлов, обработке цветных металлов (алюминия, титана, магния, тяжелых цветных металлов), по производству твердосплавной, углеродной, полупроводниковой продукции, по переработке ломов и отходов, производству ряда видов химической продукции, большой комплекс предприятий вспомогательного назначения, а также научно-исследовательские и проектные организации.
Доля металлургической промышленности в ВВП страны составляет около 5 %, промышленном производстве порядка 18%, экспорте – 14 %. Доля металлургической промышленности в налоговых платежах во все уровни бюджетов составляет более 5%. Как потребитель продукции и услуг субъектов естественных монополий металлургия использует от общепромышленного уровня 28,0 % электроэнергии, 5,4 % природного газа от общего потребления, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках – 23 % .
Металлургическая промышленность является одной из отраслей специализации России в современном международном разделении труда. На сегодняшний день по производству стали Россия занимает 4-е место в мире (уступая Китаю, Японии и США), по производству стальных труб- 3 место в мире, по экспорту металлопродукции – 3 место в мире (экспорт стального проката в 2007 году составил около 27,6 млн. т; из Китая - 52,1 млн. т, из Японии – 35,6 млн. т). По производству алюминия Россия занимает 2-ое место в мире (после Китая), его экспорту – 1-ое место; по производству и экспорту никеля – первое место в мире; по производству (отгрузкам) титанового проката – второе место.
Однако, несмотря на адаптацию металлургической промышленности к рыночным условиям, его технико-технологический уровень и конкурентоспособность ряда видов металлопродукции нельзя считать удовлетворительными.
Анализ возможных направлений решения имеющихся проблем обуславливает необходимость разработки единой государственной стратегии развития металлургической промышленности, направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого из стратегических направлений и предусматривающей развитие сотрудничества между государственными структурами всех уровней, бизнес-сообществом и общественными организациями.
Стратегия разработана по трем вариантам: инерционному ( вариант 1), энерго-сырьевому (вариант 2) и инновационному (вариант 3) с выделением трех периодов 2009-2011 гг., 2012-2015 гг. и 2016-2020 гг., соответственно Прогнозу социально-экономического развития экономики России на период до 2020 года.
Стратегия развития горно-металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (далее – «Стратегия....») представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам отдельных программ, проектов и непрограммных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем, а также создание платформы для дальнейшего качественного роста отрасли и является для металлургической промышленности России последним (по времени) программным документом.
«Стратегия…» разработана, исходя из основных макроэкономических показателей экономики страны на перспективу, в том числе Концепции долгосрочного развития прогноза основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года, оценки производственного потенциала отрасли и основных тенденций в инвестиционной и инновационной деятельности, перспектив развития российских и мировых рынков металлопродукции с учетом принятых планов развития федеральными и региональными органами исполнительной власти, предприятиями, союзами и ассоциациями металлургической промышленности, а также предприятиями металлопотребляющих отраслей с учетом необходимости реализации стратегий развития судостроения, авиации, транспортного машиностроения, энергетики, железнодорожного транспорта, строительства и других отраслей экономики.
Важным элементом «Стратегии…» является разработка отраслевых мер, обеспечивающих надежную работу предприятий в кризисных условиях финансово-экономической нестабильности.
Главной целью развития металлургической промышленности России на период до 2020 года является обеспечение растущего спроса на металлопродукцию в необходимых номенклатуре, качестве и объемах поставок металлопотребляющим отраслям на внутренний рынок (с учетом перспектив их развития), на рынок стран СНГ и мировой рынок на основе ускоренного инновационного обновления отрасли, повышения ее экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсо-и энергосбережения, конкурентоспособности продукции, импортозамещения и сырьевого обеспечения.
Реализация Стратегии будет способствовать достижению уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века.
Эта цель четко корреспондируется с общенациональными задачами в развитии страны, определенными Президентом Российской Федерации в Посланиях Федеральному Собранию, и с приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации, представленными в соответствующих документах последнего времени.
При разработке прогноза, особенно на период 2009-2011 гг. и, частично, в 2012-2015 гг. учтено влияние глобального экономического и финансового кризиса на показатели работы, темпы развития и положение металлургической промышленности России в мире. В течение сравнительно короткого времени этот кризис из финансовой сферы переместился в «реальные» сектора экономики, в том числе и в металлургию России. Этому способствовали:
- сокращение внутреннего спроса со стороны металлопотребляющих отраслей, вследствие снижения ликвидности продукции и платежеспособности металлопотребителей (в частности, автомобилестроения) и замораживания ряда крупных инвестиционных проектов;
- снижение физических объемов экспорта из-за сокращения потребления в важных для российского экспорта регионах и экспортная экспансия со стороны, в первую очередь, китайских компаний, резко наращивающих производственные мощности и соответственно экспортные возможности;
- кризис в сбыте металлопродукции на внутреннем и внешнем рынке сопровождается значительным падением цен на продукцию отрасли, как на внешнем, так и на внутреннем рынке при ощутимом росте затрат.
В предложенном плане первоочередных мероприятий по развитию металлургической промышленности на 2009-2011 годы представлена программа действий государства, которая будет содействовать сбалансированному росту отрасли с учетом интересов экономики и общества в целом.
Финансирование стратегии
Предполагаемый объем инвестиций, необходимых для развития предприятий металлургической промышленности в перспективе до 2020 года, базируется на:
- прогнозном спросе на металлургическую продукцию на внутреннем и внешнем рынках при ускоренном техническом перевооружении предприятий;
- необходимости повышения конкурентоспособности продукции и производств в условиях открытости экономики России;
- инвестиционных возможностях металлургических компаний.
В связи с финансово-экономическим кризисом у металлургических компаний резко сокращаются инвестиционные ресурсы. В 2008 году размер инвестиций в основной капитал по металлургической промышленности снизился по сравнению с ожидаемым (230 млрд. рублей) и составил 198 млрд. рублей.
В 2009 году прогнозируется дальнейшее сокращение инвестиций, которые в целом по металлургической промышленности не превысят 125 млрд. рублей (63,8% от уровня 2007 г.).
Ожидаемое снижение размера инвестиций в 2008 году и в последующие 2 года обусловлено мировым финансовым кризисом и существенно повлияет на инвестиционную деятельность российских металлургических компаний.
Так, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в период 2008-2011 гг. реализует только программы завершения строительства толстолистового стана «5000» и цеха по производству листа с полимерным покрытием; ОАО «Северсталь» - откладывает на более поздний период строительство двух передельных заводов мощностью по 1 млн. т сортового проката ;ОАО «Мечел» - намерен реализовать только программу строительства нового рельсобалочного стана .
В 2010-2011 годах, по мере выхода отрасли из кризиса, прогнозируется незначительный рост объемов инвестиций, и в 2011 году будет достигнут уровень 2006 года.
После 2011 года предполагается дальнейший рост инвестиций, которые в перспективе к 2020 году достигнут 220 млрд. рублей (рост на 12% по сравнению с 2007 годом).
Это обусловлено тем, что в перспективе до 2020 года черная и цветная металлургия останутся доминирующим поставщиком конструкционных материалов для экономики России, поскольку более 90% всей массы конструкционных материалов, используемых предприятиями различных отраслей промышленности и строительства, будут изделия из металлов: плоский и профильный прокат, трубы различного назначения, металлоизделия (крепежные, кабель, проволока, сетка и др.), различная прокатная продукция из цветных металлов.
По-прежнему вклад металлургической промышленности в экономику России будет определяться в значительной степени не только поставками металлопродукции на внутренний рынок, но и экспортными продажами. В 2020 году ожидается, что на экспорт будет отгружаться около 30% проката от общего объема его производства, не менее 60% основных цветных металлов (за исключением меди и цинка).
Прогнозируется, что инвестиции в металлургическую промышленность после 2011 года будут увеличиваться, чтобы обеспечить достаточно высокие темпы инновационного развития с целью соответствия технико-экономического уровня компаний и производимой ими продукции мировым требованиям при выполнении нормативов экологической безопасности.
Среднегодовые инвестиции в целом металлургической промышленности, учитывающие инвестиции в металлургическое сырье, кокс, огнеупоры и подготовку лома с разделением также на производство черных и цветных металлов, прогнозируются в следующем объеме: среднегодовые в 2009 – 2011 гг.- 150 млрд. руб. (в том числе в черной металлургической промышленности- 96 млрд. руб. и в цветной металлургической промышленности -53 млрд. руб.), в 2012 – 2015 гг. - 190 млрд. руб. (в т.ч. 117 млрд. руб. и 75 млрд. руб. соответственно), в 2016 – 2020 гг.- 210 млрд. руб. (в т.ч. 125 млрд. руб. и 90 млрд. руб. соответственно).
Инвестиции будут формироваться, в основном, за счет собственных средств компаний: амортизационных отчислений и прибыли, а также привлекаемых: кредитов отечественных и иностранных банков, облигационных займов, лизинга оборудования и продажи акций.
Соотношение этих источников будет определяться каждой компанией (предприятием) металлургической промышленности с учетом конкретных условий.
Среди всех возможных источников финансирования инвестиций (собственных и заемных) амортизационные отчисления по своему экономическому содержанию являются наиболее выгодным источником, и их объем будет последовательно увеличиваться по мере насыщения отрасли новыми основными фондами.
Очевидно, что в условиях финансово-экономического кризиса, трудностей, возникших с получением дешевых кредитов в западных банках, высокой процентной ставкой и недостаточностью кредитных средств у российских банков, компании отрасли будут вынуждены ограничивать привлечение кредитных средств в период 2009 – 2011 гг.
Прогнозируется, что доля кредитных средств в общем объеме финансирования снизится примерно с 35% в 2005 – 2006 гг. до 20% в 2009 – 2011 гг. с увеличением в последующие периоды: 2012 – 2015 гг. – до 22% и 2016 – 2020 гг. – до 23%.
Источники финансирования инвестиций по этапам реализации «Стратегии…» прогнозируются в следующих соотношениях, проценты:
Периоды | Всего | В том числе | ||
Собственные | Привлеченные | |||
Из них амортизация | ||||
2009 – 2011 | ||||
2012 - 2015 | ||||
2016 - 2020 |
За счет собственных источников финансирования – амортизационных отчислений и прибыли – инвестиции (в среднем по металлургической промышленности) будут составлять в период 2009 – 2011 годов в среднем примерно 120 млрд. рублей в год, в 2012 – 2015 гг. – 150 млрд. руб. и в 2016 – 2020 гг. – 162 млрд. руб.
При этом финансирование инвестиций за счет прибыли, доля которой в настоящее время преобладает, будет последовательно снижаться: с 59% в 2009 – 2011 гг. до 53% в 2012 – 2015 гг. и до 49% в 2016 – 2020 гг..
Соответственно будет увеличиваться доля финансирования за счет амортизационных отчислений, в том числе благодаря принятию закона о льготной амортизации вновь вводимых основных фондов.
Кроме собственных средств, компании будут привлекать и внешние источники инвестиций. Действующее законодательство предоставляет необходимые возможности для продажи пакетов акций и дополнительных эмиссий. Возможности получить значительные инвестиции за счет этого источника достаточно реальны.
Перспективы развития фондового рынка в металлургической промышленности неразрывно связаны в целом с развитием фондового рынка в России. Предполагается, что после ликвидации последствий финансового кризиса и в результате все более глубокой интеграции российской экономики в мировую, размер средств для инвестиций, привлекаемых на фондовом рынке, будет последовательно увеличиваться.
Для строительства важнейших объектов металлургической промышленности, имеющих общегосударственное значение и определяющих принципиальные направления инновационного обновления производства, необходимы крупные инвестиции. Одним из действенных механизмов государственной поддержки их финансирования может стать использование средств Инвестфонда для финансирования инфраструктурных объектов.
В «Стратегии ...» предусмотрено бюджетное финансирование за счет средств Инвестфонда в рамках инфраструктурных инвестиционных проектов, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р и 18 августа 2007 г. №1082-р.
Финансирование НИР и ОКР осуществляется исходя из финансовых возможностей федеральных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета. Дополнительных средств бюджета на указанные цели Стратегией не предусматривается.
Развитие металлургической промышленности может ограничить недостаточные инвестиции в инфраструктуру и смежные сырьевые отрасли, поэтому целесообразно выработать комплексный план развития и создать постоянно действующие рабочие группы, обеспечивающие межотраслевое взаимодействие, координацию и мониторинг мероприятий, реализуемых в рамках стратегий развития различных отраслей экономики и учитывающий инфраструктурные и сырьевые потребности горно-металлургического комплекса.
Дополнительным источником инвестиций (особенно для объектов, связанных с защитой окружающей среды) могут служить средства от реализации механизмов гибкости, предусмотренных Рамочной конвенцией ООН об изменении климата и проколами к ней.
Комплексная оценка инновационного потенциала металлургической промышленности на основе системного анализа кадровых, финансовых и материальных ресурсов промышленных предприятий черной и цветной металлургии на перспективу до 2020 года
Несмотря на существующие проблемы и ограничения в развитии металлургической промышленности России, потенциал его достаточно мощный и в целом сравним лишь с металлургией США и быстроразвивающегося Китая. Важная особенность российской металлургической промышленности – ее нацеленность на эффективное саморазвитие. Конкурентными преимуществами отрасли остаются:
- высокоразвитая рудно-сырьевая база по большинству металлов;
- чрезвычайно большой и разнообразный объем основных фондов предприятий;
- развитая инфраструктура большинства предприятий, включающая объекты электроэнергетики и транспорта;
- достаточно высокий технико-технологический уровень производства большинства металлов в целом, превосходящий в ряде случаев лучшие зарубежные аналоги;
- наличие крупного банка разработанных и готовых к внедрению технологий мирового и выше мирового уровня (следует отметить высокий и получивший мировое признание уровень научных школ, созданных в ряде институтов);
- тесные кооперационные связи предприятий – в основном, в рамках горизонтально- и вертикально-интегрированных структур;
- высококвалифицированные кадры работников предприятий (включая менеджеров высшего звена) и работников научной сферы; почти половина кадрового потенциала сосредоточено в Уральском регионе; подготовку инженеров ведут 120 выпускающих кафедр 33-х ВУЗов и 26-ти их филиалов; подготовка специалистов со средним профессиональным образованием осуществляется в 54 техникумах и колледжах;
- значительные финансовые ресурсы предприятий, накопленные в результате успешной реализации металлопродукции на внутреннем и внешнем рынках.
Имеющийся производственно-технический потенциал металлургической промышленности, ее кадры и инвестиционные возможности способны обеспечить инновационное обновление и повысить конкурентоспособность продукции и производств в период до 2020 года.
Приоритетными являются инновации, связанные с выпуском новых видов продукции, развитием производства продукции более высокой технической готовности, прокатной продукции из легких и тяжелых цветных металлов, электродной, углеграфитовой, твердосплавной, полупроводниковой продукции, а также инновации, направленные на совершенствование технологий, улучшение экологической ситуации, снижение расходов всех видов ресурсов, поскольку в настоящее время ресурсоемкость российских производств выше, чем за рубежом. Активизация инновационной деятельности ослабит негативное влияние факторов, создающих угрозу развитию металлургической промышленности. Технический прогресс в металлургической промышленности, включая создание прорывных технологий и отрасли перспективных материалов, будет обеспечен, прежде всего, работами отраслевых научных учреждений. Будут модернизированы все сферы производственной деятельности.
На перспективу до 2020 года металлургическая промышленность будет в целом соответствовать мировому уровню.
В результате ввода в действие новых современных агрегатов и реконструкции действующих коэффициент обновления основных фондов вырастет с 2,5% в настоящее время в черной и 3,0% в цветной металлургической промышленности до 3,5 –4% в 2011 году, 4,5 – 5% в 2015 году и 5,5% в 2020 году. В результате доля основных фондов, введенных в действие в 2010 –2020 гг. , составит около 50-ти процентов.
Снизится ресурсоемкость производства на 5-7% в 2011 году, 13-15% в 2015 году и на 15-17% в 2020 году.
Увеличится доля продукции высоких переделов (в натуральном выражении), в общем спросе на российском рынке с ~25,3% в черной металлургической промышленности и 15% - в цветной в настоящее время до 26, 7%,31,8% и 34,2% в черной металлургической промышленности соответственно в 2011 г.. в 2015 г. и 2020 г.; до 17%, 22% и 25-28% в цветной.
По отдельным металлургическим переделам в результате инновационного развития будет обеспечено:
в доменном производстве:
- строительство на ряде металлургических комбинатов установок по вдуванию угольной пыли, с выплавкой с применением этого вида топлива до 15-20% чугуна и сокращением потребления природного газа;
в сталеплавильном производстве:
- увеличение доли стали, полученной с МНЛЗ до 98 –99% против 71% в настоящее время;
- ликвидация мартеновского производства стали;
- снижение расхода металла на прокат с 1142 кг/т до 1088 кг/т в 2020 г;
- ввод в действие сверхмощных электропечей, что обеспечит расход электроэнергии на уровне 350-380 кВт-ч/т против 500 кВт-ч/т в настоящее время на крупных электропечах металлургических предприятий России;
- увеличение доли выплавки стали в электропечах с 27,1% до 39%;
- увеличение доли стали, подвергнутой внепечному вакуумированию в общем объеме производства стали с 4,4% в 2007 г. до 15% в 2020 г.;
в прокатном производстве:
- рост доли листового металла в общем производстве листового и сортового проката до 62-65%, что соответствует современному уровню промышленно-развитых зарубежных стран, доли холоднокатаного листа в общем выпуске листового проката до 36%;
- увеличение выпуска прогрессивных видов и сортаментных позиций стального листового, сортового проката (в том числе рельсового), проката со специальными покрытиями и плакированного.
В результате совершенствования техники и технологии в 2020 году на каждую тонну готового проката будет производиться меньше против уровня 2007 года: железной руды – на 211 кг, кокса –на 107 кг, чугуна – на 124 кг , стали – на 125 кг.; труб- больше на 23%, металла с покрытием и жести- больше в 2 раза. Энергоемкость 1 т стали снизится на 265 кг. условного топлива (Рисунок 36).
В производстве цветных металлов:
- увеличение доли производства алюминия в электролизерах с повышенной силой тока в 2020 г. до 90%;
- увеличение объемов производства тяжелых цветных металлов с использованием автогенных процессов, рост их доли в общем выпуске в 2020 г. до 95%-97% .
За счет инновационного развития отрасли и повышения профессионального уровня кадров, численность промышленно-производственного персонала сократится с 1185 тыс. чел. в 2007 г. до 940 тыс. чел. или на 20.7%, при росте производства готового стального проката на 34,2%, алюминия - на 48,5%, меди - на 30,7%, свинца - на 30%, цинка – в 1,9 раза.
Доля трудящихся, прошедших переподготовку и вновь принятых, увеличится до 80% в 2020 г. от общего числа ППП против 50% в настоящее время.
Развитие кадрового потенциала в металлургии будет достигнуто за счет:
- восстановления в полном объеме системы профтехобразования (особенно работников среднетехнического звена);
- расширения практики использования контрактной системы направления на учебу выпускников школ и средних учебных заведений; сохранения пятилетнего непрерывного образования для инженерных специальностей ВУЗов.
Производительность труда в 2020 году по сравнению с уровнем 2007 г. увеличится на 50-60%.
Сальдированный финансовый результат – как итог инновационного развития металлургической промышленности увеличится с 780 млрд. руб. в 2007 г. до 950 млрд. руб. в 2020 г. или на 21,8%.
8. Мониторинг показателей стратегии и контроль за ее реализацией
Мониторинг процесса реализации «Стратегии …» предусматривает контроль выполнения ее мероприятий, соответствия результатов ее реализации установленным критериям и целевым индикаторам. Кроме того, в ходе мониторинга осуществляется системный анализ процесса реализации «Стратегии …» – для предупреждения негативных тенденций и корректировки стратегических ориентиров и мероприятий. Мониторинг, как правило, осуществляется в полугодовом режиме.
Системный анализ процесса реализации «Стратегии …» исходит не из текущих проблем, а из меняющейся позиции относительно намеченной перспективы, изменение позиции - главная отслеживаемая и управляемая характеристика в процессе мониторинга.
В качестве информационной базы системы мониторинга (в ее расширенном варианте) предполагается использовать информационные ресурсы металлургической промышленности, а также специализированные периодические наблюдения, выполняемые Росстатом.
Дополнительным требованием к системе мониторинга (и одним из результатов ее функционирования) является последовательное развитие информационной базы реализации «Стратегии …».
Важнейшим является получение регулярно обновляемой оценки перспективного спроса и производства металлопродукции, а также и вариантов (диапазонов) возможного изменения структуры баланса металлопродукции при различных сценариях развития.
Для контроля процесса реализации «Стратегии …» предполагается использовать соответствующие Планы мероприятий по ее реализации. Планы мероприятий являются основой для подготовки нормативных правовых актов, разработки и корректировки программ развития, подготовки ежегодного Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также осуществления отдельных мероприятий, направленных на реализацию положений Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации.
Положения «Стратегии …» могут корректироваться с уточнением отдельных ее приоритетов и изменением финансово-экономической, а также социальной ситуации. Корректировку редакции «Стратегии …» целесообразно осуществлять один раз в три года.
Контроль за реализацией «Стратегии …» осуществляется Правительством Российской Федерации, реализуется под координацией Минпромторга России совместно с другими федеральными министерствами и ведомствами, ответственными за выполнение отдельных мероприятий.
var agt=navigator.userAgent.toLowerCase(); var is_gecko = (agt.indexOf('gecko') != -1); if(typeof sIFR == "function"){ sIFR.replaceElement("h1.main-header", "http://static.minpromrf.ru/sIFR2/charter-paratype2.swf", named({sCase : "upper", sBgColor:"#E9EEF2", sColor:"#660000", sWmode:"transparent"})); sIFR.replaceElement("h2.main-header", "http://static.minpromrf.ru/sIFR2/charter-paratype2.swf", named({sCase : "upper", sBgColor:"#E9EEF2", sColor:"#660000", sWmode:"transparent"})); sIFR.replaceElement(".main-text h1", "http://static.minpromrf.ru/sIFR2/helios-bold.swf", named({sCase : "upper", sBgColor:"#E9EEF2", sColor:"#660000", sWmode:"transparent"})); } try { var yaCounter550088 = new Ya.Metrika(550088); } catch(e){}
Введение. Общие положения
Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2020 года подготовлена Минпромторгом России и другими заинтересованными ведомствами исполнительной власти на базе утвержденной приказом Минпромэнерго России от 29 мая 2007 г. №177 «Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года» во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Председателя Правительства В.В. Путина от 24.07.2008 № ВП-П9-13пр «О мерах по развитию черной металлургии и обеспечению металлопродукцией внутреннего рынка») в соответствии с методическими указаниями и прогнозными макроэкономическими показателями Минэкономразвития России.
Металлургическая промышленность, являясь базовой отраслью, вносит существенный вклад в экономику России. Успехи в развитии отрасли в период 2000-2007 гг. были обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами, с другой – исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой вплоть до 2008 г. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили в последние годы значительный вклад металлургической промышленности в прирост ВВП и других макроэкономических показателей.
В составе металлургической промышленности комплекс предприятий по добыче и обогащению руд черных и цветных металлов, нерудных материалов, по производству чугуна, стали, проката, труб стальных, метизов, ферросплавов, огнеупоров, кокса, алюминия, меди, никеля, кобальта, свинца, цинка, олова, сурьмы, ртути, вольфрама, молибдена, ниобия, тантала, редкоземельных металлов, обработке цветных металлов (алюминия, титана, магния, тяжелых цветных металлов), по производству твердосплавной, углеродной, полупроводниковой продукции, по переработке ломов и отходов, производству ряда видов химической продукции, большой комплекс предприятий вспомогательного назначения, а также научно-исследовательские и проектные организации.
Доля металлургической промышленности в ВВП страны составляет около 5 %, промышленном производстве порядка 18%, экспорте – 14 %. Доля металлургической промышленности в налоговых платежах во все уровни бюджетов составляет более 5%. Как потребитель продукции и услуг субъектов естественных монополий металлургия использует от общепромышленного уровня 28,0 % электроэнергии, 5,4 % природного газа от общего потребления, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках – 23 % .
Металлургическая промышленность является одной из отраслей специализации России в современном международном разделении труда. На сегодняшний день по производству стали Россия занимает 4-е место в мире (уступая Китаю, Японии и США), по производству стальных труб- 3 место в мире, по экспорту металлопродукции – 3 место в мире (экспорт стального проката в 2007 году составил около 27,6 млн. т; из Китая - 52,1 млн. т, из Японии – 35,6 млн. т). По производству алюминия Россия занимает 2-ое место в мире (после Китая), его экспорту – 1-ое место; по производству и экспорту никеля – первое место в мире; по производству (отгрузкам) титанового проката – второе место.
Однако, несмотря на адаптацию металлургической промышленности к рыночным условиям, его технико-технологический уровень и конкурентоспособность ряда видов металлопродукции нельзя считать удовлетворительными.
Анализ возможных направлений решения имеющихся проблем обуславливает необходимость разработки единой государственной стратегии развития металлургической промышленности, направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого из стратегических направлений и предусматривающей развитие сотрудничества между государственными структурами всех уровней, бизнес-сообществом и общественными организациями.
Стратегия разработана по трем вариантам: инерционному ( вариант 1), энерго-сырьевому (вариант 2) и инновационному (вариант 3) с выделением трех периодов 2009-2011 гг., 2012-2015 гг. и 2016-2020 гг., соответственно Прогнозу социально-экономического развития экономики России на период до 2020 года.
Стратегия развития горно-металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (далее – «Стратегия....») представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам отдельных программ, проектов и непрограммных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем, а также создание платформы для дальнейшего качественного роста отрасли и является для металлургической промышленности России последним (по времени) программным документом.
«Стратегия…» разработана, исходя из основных макроэкономических показателей экономики страны на перспективу, в том числе Концепции долгосрочного развития прогноза основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года, оценки производственного потенциала отрасли и основных тенденций в инвестиционной и инновационной деятельности, перспектив развития российских и мировых рынков металлопродукции с учетом принятых планов развития федеральными и региональными органами исполнительной власти, предприятиями, союзами и ассоциациями металлургической промышленности, а также предприятиями металлопотребляющих отраслей с учетом необходимости реализации стратегий развития судостроения, авиации, транспортного машиностроения, энергетики, железнодорожного транспорта, строительства и других отраслей экономики.
Важным элементом «Стратегии…» является разработка отраслевых мер, обеспечивающих надежную работу предприятий в кризисных условиях финансово-экономической нестабильности.
Главной целью развития металлургической промышленности России на период до 2020 года является обеспечение растущего спроса на металлопродукцию в необходимых номенклатуре, качестве и объемах поставок металлопотребляющим отраслям на внутренний рынок (с учетом перспектив их развития), на рынок стран СНГ и мировой рынок на основе ускоренного инновационного обновления отрасли, повышения ее экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсо-и энергосбережения, конкурентоспособности продукции, импортозамещения и сырьевого обеспечения.
Реализация Стратегии будет способствовать достижению уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века.
Эта цель четко корреспондируется с общенациональными задачами в развитии страны, определенными Президентом Российской Федерации в Посланиях Федеральному Собранию, и с приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации, представленными в соответствующих документах последнего времени.
При разработке прогноза, особенно на период 2009-2011 гг. и, частично, в 2012-2015 гг. учтено влияние глобального экономического и финансового кризиса на показатели работы, темпы развития и положение металлургической промышленности России в мире. В течение сравнительно короткого времени этот кризис из финансовой сферы переместился в «реальные» сектора экономики, в том числе и в металлургию России. Этому способствовали:
- сокращение внутреннего спроса со стороны металлопотребляющих отраслей, вследствие снижения ликвидности продукции и платежеспособности металлопотребителей (в частности, автомобилестроения) и замораживания ряда крупных инвестиционных проектов;
- снижение физических объемов экспорта из-за сокращения потребления в важных для российского экспорта регионах и экспортная экспансия со стороны, в первую очередь, китайских компаний, резко наращивающих производственные мощности и соответственно экспортные возможности;
- кризис в сбыте металлопродукции на внутреннем и внешнем рынке сопровождается значительным падением цен на продукцию отрасли, как на внешнем, так и на внутреннем рынке при ощутимом росте затрат.
В предложенном плане первоочередных мероприятий по развитию металлургической промышленности на 2009-2011 годы представлена программа действий государства, которая будет содействовать сбалансированному росту отрасли с учетом интересов экономики и общества в целом.
Основные тенденции и прогнозные параметры развития металлургической промышленности
Основные тенденции развития металлургической отрасли России в последние годы соответствуют в определенной степени общемировым. Важнейшие из них:
- рост объемов производства и потребления металлопродукции;
- повышение качестве<