На тебя не наедут. Ты – Извольский.

От 22.11.03г.

«ОХОТА НА ИЗЮБРЯ»

ПЕРВАЯ СЕРИЯ (4 вариант)

«СВАДЬБА»

ИЗ ЗТМ

Шорох… взлетает встревоженная птица. Треск сучьев. Непроходимые дебри. Сосна стоит как живая. Тяжелые рога изюбря толкают ее…

… падая, старая, засохшая сосна разламывается в воздухе на тяжелые куски. Дупло с гнездом птицы летит на землю. Голые птенцы раскрывают широкие красные рты, пищат. Над ними летает взволнованная птица, из ее клюва торчит червячок.

Изюбрь идет, раздвигая мощным телом густые сплетенные ветви…

… выходит на поляну. Останавливается на краю. Тяжело со свистом втягивает в себя воздух…

… Мощный рев оглашает окрестности.

МОСКВА. АЭРОПОРТ. ДЕНЬ

Самолет взлетает…

САЛОН САМОЛЕТА

Александр Лосев, по кличке Лось. Красивый мужик, слегка располневший от сытой жизни, с правильными чертами лица и длинными черными кудрями. (ЛОСЬ) Откинувшись на спинку кресла, спокойно спит. Стюардесса, склонившись, спрашивает его о чем-то, Лось отрицательно качает головой.

ТИТРЫ

КР. ПЛ. – ЛИЦО ДАНИИЛА ФЕДОРОВИЧА СЕНЧЯКОВА, директора вертолетного завода. Старику далеко за семьдесят. Он сидит в глубоком кресле на самом краешке. В самые горячие минуты подскакивает и снова опускается в кресло. Руками машет, как встревоженная птица. Говорит долго, по-старчески путаясь.

Из сада доносятся возбужденный смех, голоса, музыка.

Черяга стоит возле окна. За столом сидит Извольский. Но в кадре мы его не видим.

СЕНЧЯКОВ

Всю жизнь я служил Родине. Я воевал за Родину, я сидел за Родину. Я всегда писал слово Родина с большой буквы. И у меня нет обиды на нее. А для вас я кто? Твердокаменный партиец. Или, как вы сейчас говорите, упертый. А я не стыжусь этого. Да, я упертый.

ЧЕРЯГА

Даниил Федорович, мы ценим ваши заслуги перед страной.

СЕНЧЯКОВ

Если б мне еще год назад сказали, что я буду тут сидеть перед вами, перед новыми русскими, я б… я б грохнул того человека и не поморщился (стучит кулаком по подлокотнику кресла). Я говорил и буду говорить, при Сталине я б тебя к стенке поставил.

Смотрит в сторону человека, сидящего за столом. В возбуждении переходит на «ты», не замечает этого.

ГОЛОС ЧЕРЯГИ (За кадром)

Даниил Федорович…

КТО-ТО небрежно машет рукой – «все в порядке, пусть говорит».

Под самыми окнами взрывы смеха, веселые голоса. ЧЕРЯГА подходит к окну, закрывает его.

СЕНЧЯКОВ

(после глубокой паузы другим голосом: уставшим, с хрипотцой) Ладно, я не обвинять пришел, я просить пришел. Извините не вовремя. Я не знал, что у вас свадьба.

ЧЕРЯГА

Вячеслав Аркадьевич выдает замуж свою сестру. Продолжайте, Даниил Федорович

СЕНЧЯКОВ

На заводе американцы цех оборудовали по разделке ракет. Платят исправно. На эти деньги я вертолеты сделал. А у Минобороны нет денег, чтоб заплатить за вертолеты.

Сенчяков замолкает.

СЕНЧЯКОВ (ПРОД.)

(после паузы) Теперь завод стоит. Рабочих всех отправил в бессрочный отпуск (достает таблетки, должно быть, сердечные, бросает в рот).

ЧЬЯ-ТО рука протягивает ему стакан с водой, Сенчяков залпом выпивает.

ЧЕРЯГА

(Сенчякову) Позвать врача?

Сенчяков отмахивается.

СЕНЧЯКОВ

А потом на завод мордовороты явились Покупаем. Все берем. Деньги не заводу, а мне. Это что ж, тридцать сребреников мне в швейцарский банк, а вертолеты кому?! Я взбесился. Бесплатно отдал два вертолета нашему полку в Чечне.

Сенчяков сам наливает себе еще один стакан воды. Руки дрожат. В кабинет вбегает стая орущих детишек, празднично одетых. Должно быть, играют в догонялки в огромном доме. С визгом обегают кресло, разбрасывая на пути цветные ленты, фантики… скрываются за дверью. Как живой цветной ветер ворвался в кабинет.

СЕНЧЯКОВ

А три дня назад ко мне снова пришли. На этот раз интеллигентные мальчики в пиджаках. И намекнули: нужно отдать все. И ракетный цех, и вертолеты.

В кабинет заглядывает НЕВЕСТА. (СОНЯ) Кивком головы спрашивает у Черяги – «скоро?» Тот жестом – «сейчас, выйдем». Соня тихонько закрывает дверь.

СЕНЧЯКОВ

Если я им не отдам завод, они меня убьют.

ГОЛОС ИЗВОЛЬСКОГО

И вы испугались?

Сенчяков неожиданно лихо подскакивает из кресла, подбегает к столу.

СЕНЧЯКОВ

Да, испугался! Мне семьдесят лет, и я ужасно боюсь помереть! Ни черта ты не понял, молокосос! Я своими руками пятьдесят лет по крохам поднимал свой завод. Вы еще у матери в животе не шевелились, а я уже выпускал по двести штук вертолетов в год!

ВЯЧЕСЛАВ ИЗВОЛЬСКИЙ встает из-за стола. Подходит к Сенчякову, внимательно глядит на него.

ИЗВОЛЬСКИЙ

Так от меня-то вы чего хотите, Даниил Федорович?

СЕНЧЯКОВ

Возьми завод.

ИЗВОЛЬСКИЙ

(в упор) А что мне это даст? Вместо вас разбираться с интеллигентными мальчиками? Чтобы уже на мой завод наехали?

СЕНЧЯКОВ

Поживаю. Твоими молитвами, милая. (по мобильному) Все понял. (своему шоферу) Когда Сенчяков выйдет из дома, поедешь за ним. Проследишь, куда он двинется. Мне позвонишь, скажешь. Никакой самодеятельности. Просто проследишь и скажешь. Понял?

МОЦАРТ подходит к охране. Охранник хлопает его по бокам, Моцарт поднимает руки вверх. Охранник ощупывает его прибором.

Из автобуса выгружается хор. В сарафанах, кокошниках. С балалайками, гуслями, кубками. Не иначе, фольклорный ансамбль доставлен.

ИНТ. КАБИНЕТ ИЗВОЛЬСКОГО.

Сенчяков мелкими глотками пьет воду.

ИЗВОЛЬСКИЙ

А кто меня вором называл? Кто про Сталина и стенку говорил?

Старик опускает голову, молчит. Поднимает голову, смотрит прямо в глаза Извольскому.

СЕНЧЯКОВ

Я не знаю, как так получается. Я не ворую, а мой завод стоит. Ты воруешь, а твой завод работает. Я хочу, чтоб мой завод работал. Пусть даже без меня.

Сенчяков идет к двери. Оборачивается.

СЕНЧЯКОВ

(Извольскому) Мне было столько же, сколько тебе, когда я принял завод. Я жизнь ему отдал. И не пожалел об этом ни минуты. А ты?

ИЗВОЛЬСКИЙ

На вшивость проверяешь?

СЕНЧЯКОВ

Может, быть. Трехэтажный особняк отгрохал, офшоров по всему миру настрогал, не велика хитрость. А за дело свое сможешь умереть? Вот то-то и оно. Кишка тонка. Золото добываем, себе могилу копаем. Значит, не возьмешь завод?

ИЗВОЛЬСКИЙ

Не возьму. Сам разбирайся, Даниил Федорович.

Сенчяков выходит из дома прямо в парк, смотрит на часы…

… половина третьего.

ЭКСТ. ПАРК. СВАДЬБА

Длинный стол, накрытый белоснежными скатертями. Стол ломится от закусок. Соления-варения, сибирская снедь.

Гости разбрелись по парку. Сидят на скамейках…

… за маленькими столами

… у фонтана.

На небольшой площадке оркестр играет музыку. На площадке – ЖЕНИХ И НЕВЕСТА. (СОНЯ ИЗВОЛЬСКАЯ И ДМИТРИЙ НЕКЛЯСОВ). Соня – молодая женщина лет двадцати семи, скажем прямо, не красотка. Жених хорош собой. Высокий худой красавец – блондин. Модные очки в тонюсенькой оправе. Соня что-то шепчет милому, тот криво улыбается. Видно, что ему до смерти надоело топтать «свадебный вальс». Они с первого взгляда не пара. Соня – крепкая коренастая сибирячка с большими руками, широкой костью и рафинированный пай-мальчик из профессорской семьи. Но что делать, противоположности, как им и полагается, живут в обнимку.

МОЦАРТ

СЕНЧЯКОВ

МОЦАРТ

КТО- ТО ИЗ ГОСТЕЙ

Моцарт! Ты сегодня споешь?

МОЦАРТ

Если меня хорошо попросят.

СЕНЧЯКОВ

МОЦАРТ

Этого добра валом. Одни, блин, Сальери. (Берет за локоток Сенчякова, уводит в сторону) Даниил Федорович, у меня к вам большая просьба. Уезжайте побыстрее к себе домой и больше не наносите визитов господину Извольскому. Не делайте глупостей и не просите его ни о чем. Что тебе совсем деваться некуда, дедушка?

СЕНЧЯКОВ

Да пошел ты… Ты меня еще учить будешь?

МОЦАРТ

Я не учу. Я рекомендую. Я отношусь к вам с большой симпатией и уважением. Попробуйте договориться с людьми, которые вас навестят в ближайшее время. Простите, не могу больше задерживаться. Должен поздравить с законным браком свою давнюю подругу Сонечку. До свидания. Счастливого вам пути.

ТРЕПКО

ИЗВОЛЬСКИЙ

ТРЕПКО

Соня подбегает к брату.

Сенчяков взирает на эту картину « брат и сестра – счастье». Моцарт подходит к Извольскому. Обнимаются. Моцарт что-то говорит Извольскому, тот смеется. Сенчяков бросает взгляд на Моцарта. Тот слегка кивает Сенчякову.

НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ

ИЗВОЛЬСКИЙ

В чем дело?

НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИИ

НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ

ИЗВОЛЬСКИЙ

Действительно, где вы были?

НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ

ИЗВОЛЬСКИЙ

Не доверяю.

ЭКСТ. ПАРК. БЕСЕДКА

… Дима Неклясов идет к своим друзьям, которые гогочут в беседке. Друзья, конечно же, москвичи. Все на одно лицо. Тонкие, прозрачные, одетые в одни и те же костюмы и почти в одинаковых очках.

Соня прижимается к Извольскому, заглядывает ему в глаза.

СОНЯ

Слав, хочешь, я тебе кое-что скажу? Наклонись.

Извольский наклоняется.

СОНЯ

Я такая счастливая. Димка теперь мой.

ИЗВОЛЬСКИЙ

Я очень рад за тебя.

Гадает, пальцы веером, не сходятся, она хихикает.

СОНЯ

Смоется – не смоется, поцелует или…

ИЗВОЛЬСКИЙ

(складывает ее ручки) Соня, ты что - напилась?

СОНЯ

А… (машет рукой). Есть немножко. Слав, а когда мы будем фотографироваться?

ИЗВОЛЬСКИЙ

Отец приедет, тогда и будем.

СОНЯ

Значит, никогда.

Соня, слегка пошатываясь, идет к гостям. Под ноги ей бросаются дети. Хватают за фату. Соня с хохотом отбивается от них.

Дети у всех гоношатся под ногами. Танцуют, опрометью бегают, играют в свои игры. Среди них мальчик лет трех. Он смеется, в руках у него разноцветные шарики. Он сжимает их ладошками, они лопаются. Он счастливо смеется. Кто-то из детей отнимает у него шарик, мальчик плачет.

Черяга идет к воротам. Черягу догоняет ВЛАДИМИР КАЛЯГИН, НАЧАЛЬНИК ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИЦИИ.

КАЛЯГИН

Денис, машина за отцом Извольского отправлена.

ЧЕРЯГА

КАЛЯГИН

Пошел к своей машине.

Выходят из ворот…

… В метрах ста от дома - зеленый уазик.

ЧЕРЯГА

Володя, а это что? (кивает на машину)

КАЛЯГИН

Проверял. Все нормально. К соседям брат приехал из деревни. Картошку выгружали.

ЧЕРЯГА

И много картошки привезли?

КАЛЯГИН

Не считал.

ЧЕРЯГА

Парк? Дом? Проверил?

КАЛЯГИН

Вчера все было чисто.

ЧЕРЯГА

Вчера было вчера.

КАЛЯГИН

А сегодня Извольский запретил лазить по парку и по дому. Нечего, говорит, гостей пугать. Здесь, говорит, Ахтарск, а не Москва.

ЧЕРЯГА

Проследи за овощеводами (кивает на «уазик»).

Черяга догоняет Сенчякова, но почему-то уазик не дает ему покоя. Несколько раз Черяга оборачивается…

… взгляд падает на номера машины.

СЕНЧЯКОВ

ЧЕРЯГА

СЕНЧЯКОВ

ЧЕРЯГА

Сенчяков вздыхает.

ЧЕРЯГА

СЕНЧЯКОВ

(кивает на папку в машине) Все тут.

ЧЕРЯГА

(берет папку) Кто ж бросает такие документы в машине?

СЕНЧЯКОВ

ИНТ. УАЗИК. (ПРОД.)

На экране монитора… Сенчяков и Черяга. Просто экран монитора. И пока совсем неизвестно, где установлен этот монитор.

СЕНЧЯКОВ

Хрен его знает. Знал бы, сам отдал. Денис, я предупредить хочу. В этом деле – некий отставной генерал.

ЧЕРЯГА

Некий?

ЭКСТ. ПАРК. СВАДЬБА

Соня целует жениха. Друзья, изрядно набравшись, нестройно орут «Горько». «Раз-два… « На «три» жених уже отрывается от невесты. Вдыхает воздух и снова целует.

МОЦАРТ

(певцу) А ты помнишь ансамбль «Рококо»?

ПЕВЕЦ

Ну, чего-то слыхал.

МОЦАРТ

Так это ж я был! Меня, знаешь, за что посадили?

ПЕВЕЦ

За что?

МОУАРТ

ПЕВЕЦ

И где теперь этот директор?

МОЦАРТ

Слушай, парень. Ты мне нравишься. Ты классно поешь. Ты скажи, если у тебя есть враги, на куски порежем!

ПЕВЕЦ

Нет у меня врагов.

МОЦАРТ

Не зарекайся.

Лезет на сцену.

МОЦАРТ

Я напою, а вы подыграйте.

ПЕВЕЦ

(ему подпевает) Ты классный певец.

ЭКСТ. ПАРК

… рабочие готовят на площадке импровизированную сцену.

Фольклорный ансамбль голосит на все лады. Мужики в косоворотках приплясывают, жадно поглядывая на стол с обильным угощением.

ИЗВОЛЬСКИЙ

ЧЕРЯГА

ЭКСТ. ПАРК (УГОЛОК)

НЕКЛЯСОВ

Эльвира? Это ты? Богатая будешь. А почему вас здесь нет? Где, где. В Ахтарске? Подожди, не верещи. Что случилось? Где Коля? Подожди, я сказал. Коля вылетел в Ахтарск? Почему не вылетел? (молчит) Что?! В каком смысле пропал? Не реви. Пусть мне немедленно позвонит Юра Брелер. Не паникуй. Ты хоть поздравь меня. Свадьба все-таки у меня.

НЕКЛЯСОВ

КАБИНЕТ В МОСКВЕ (ПРОД.)

По громкой связи…

ГОЛОС ИЗВОЛЬСКОГО

(орет) Воровство они видят, а не прибыль! Вертушка восемь миллионов стоит, они ее за триста тысяч толкнут. И все триста положат к себе в карман. А мне такой бизнес на хрен не нужен.

ГОЛОС ЧЕРЯГИ

Тебе не нужен. Мне не нужен. Ему не нужен. Пусть продают.

ЭКСТ. ПАРК

Неклясова тянут в круг. Он сопротивляется, приплясывает. У него нечто среднее между рок-н-ролом и русской плясовой. Он пытается ввести в круг своих московских друзей, но те категорически отказываются. И тогда Моцарт выдает настоящий русский танец. И в присядку, и со свистом.

ИНТ. ДОМ ИЗВОЛЬСКОГО ПРОД.

Извольский снимает с себя рубаху. На ней нет живого места. Мокрая, хоть выжимай.

ИЗВОЛЬСКИЙ

Хватит публицистики. Из-за этого паршивого ракетного цеха станут меня трясти. Мне это нужно? Мне это не нужно.

Ярость Извольского внезапно улеглась. Швыряет рубаху на диван.

ИЗВОЛЬСКИЙ

Вообще-то у меня сегодня радостный день. А ты мне его испортил.

ИНТ. МАШИНА «УАЗИК».

На мониторе…

… женские лица. Возгласы – «А где жених, где невеста? Найдите их в конце концов?» Толстый парень склоняется поближе к монитору, с любопытством разглядывает картинку. Другой, напротив, отваливается подальше.

ТОЛСТЫЙ ПАРЕНЬ

А эта ничего… (тычет пальцем в экран) Грудь вывалилась. Пятый – мой любимый размер.

На экране монитора - Моцарт. Нагло глядит в экран. Корчит рожу.

ТОЛСТЫЙ ПАРЕНЬ

Козел…

ИНТ. ДОМ. КАБИНЕТ

Извольский подходит к окну…

… в саду веселье. К Соне подходят новые гости. Поздравляют, что-то говорят.

ЧЕРЯГА

К тебе человек добровольно приполз. И кто - Сенчяков! Коммунист пробитый. Ты видел, на чем он приехал? На «Жигулях».

ИЗВОЛЬСКИЙ

Ну и дурак. Если директор ездит на «Жигулях», это не говорит хорошо о директоре. Вот если рабочие ездят на джипах – тогда это хорошо говорит о директоре.

В кабинет входит Владимир Калягин.

ИЗВОЛЬСКИЙ

Почему отца до сих пор нет?

КАЛЯГИН

С утра за ним уехали.

ИЗВОЛЬСКИЙ

Пошлите еще одну машину. И позови Неклясова.

Вадим Калягин выходит.

ИЗВОЛЬСКИЙ

(Черяге) А дальше что? Ты там был хоть раз? Это как египетскую пирамиду купить. Девять гектаров цехов, двести вертушек в год. А кому нужны двести вертушек сейчас? Ты об этом подумал?

ЧЕРЯГА

Я – за то, чтобы помочь вертолетчикам.

ИЗВОЛЬСКИЙ

Он – за то. Он – за то. Пока решаю я, а не мой зам. Он – за то. Много возомнил о себе.

ЭКСТ. ПАРК

Соня и Моцарт сидят за столиком.

СОНЯ

А помнишь, как ты тогда играл под моим окном? (напевает)

Кивает.

СОНЯ

А потом тебя посадили за кражу.

МОЦАРТ

Тогда я ничего не крал. Что Бог не делает, все к лучшему. Представляешь? (хохочет) Если б меня тогда не посадили? Где бы я был? Наверное, дорос до областного центра. Играл бы в фойе какого-нибудь кинотеатра между фильмами.

К их столику хороводом идут женщины в кокошниках. Поют Соне. Соня смеется. Моцарт морщится. Хоровод идет дальше.

МОЦАРТ

Слушай, Славка совсем что ли сдурел - притащил этих ряженых сюда?

СОНЯ

Он сделал это из-за отца. Отец хотел, чтобы у меня было, как у них с мамой. Но мне тоже нравится. Знаешь, я так счастлива, что у меня есть Димка!

МОЦАРТ

Смею заверить, он еще счастливее.

Моцарт смеется. Соня неодобрительно глядит на него.

СОНЯ

Что ты хочешь этим сказать?

МОЦАРТА

Ничего. Честное слово, ничего. Только одно – Неклясов очень счастлив.

Калягин подходит к Соне.

КАЛЯГИН

Соня, а где твой муж?

СОНЯ

Здесь… ( неопределенный жест рукой)

МОСКВА. КАБИНЕТ БРЕЛЕРА

Брелер говорит по телефону с Неклясовым..

БРЕЛЕР

Дима, какого черта? Мне что – делать больше нечего? Мужика нет два дня. Это что – проблема? Одно знаю точно - у него есть какая-то баба. Она ему сюда в офис по шесть раз на дню названивала. Делай выводы.

МОСКВА. КАБИНЕТ БРЕЛЕРА

Брелер потягивает пиво.

БРЕЛЕР

Эльвира ничего не знает. По-моему, она уже напилась в стельку. Разговаривать с ней бесполезно.

ЭКСТ. ПЕРЕД ГОСТИНИЦЕЙ

Шофер Моцарта читает спортивную газету, жует сосиску. Звонок телефона.

ШОФЕР

Да? Старик в номере. Здесь в гостинице. Я не знаю. Может, спит. К нему никто не заходил. Он никуда не выходил. Мне еще долго здесь сидеть?

ЭКСТ. ПАРК

Моцарт говорит по телефону.

МОЦАРТ

Дуй в аэропорт. Привезешь одного человечка. Он сам тебя найдет. Встретишь, сразу позвонишь.

ИЗВОЛЬСКИЙ

Пусть ждет…

Извольский залпом выпивает стакан с водой.

ИЗВОЛЬСКИЙ

Вязаться из-за девяти гектаров металлолома…

ЭКСТ. ПАРК. СВАДЬБА

Импровизированный театр на поляне. На сцене – дети. Хором поют песню «Бременские музыканты». Слова переделаны под «Ахтарских музыкантов».

На пианино играет заведующая заводским детским садом МАРГАРИТА ПАВЛОВНА.

ДЕТИ (ХОРОМ)

Ничего на свете лучше нету…

Чем давать директору советы.

(Дальше – стихи на тему: наказы Извольскому).

Каждый, про кого сочиняются частушки, реагирует по-разному. СКОРОСЬКО, например, главный инженер завода, хмурится. Ни тени улыбки. Жена подталкивает его локтем, мол, ничего страшного.

ФЕДЯКИН, зам по финансам, наоборот, хохочет во все горло. Более того, выскакивает на сцену и начинает дирижировать детским хором.

Черяга не сразу понимает, когда поют про него.

Извольский, услышав довольно скромные стихи в свой адрес (мало кто отважился критиковать директора), сам выходит на сцену и добавляет про себя пару фраз, вызвавших гомерический хохот.

ВОЛОДЯ КАЛЯГИН смеется как ребенок.

МОСКОВСКИЕ выслушали стихи в свой адрес с непроницаемыми физиономиями.

ЭКСТ. ДОРОГА ИЗ АЭРОПОРТА

Лось спит на заднем сиденье. Шофер искоса через зеркало поглядывает на него.

ЭКСТ. УЛИЦЫ ГОРОДА АХТАРСКА

«БМВ» тормозит на углу возле универмага. Моцарт быстро пересаживается в свой «Мерс».

«В МЕРСЕ»

На заднее сиденье мостится рядом с Лосем.

МОЦАРТ

С приездом.

Лось кивает.

МОЦАРТ

Слушай, я видел старика. С ним можно договориться. Можно!

ЛОСЬ

Но ведь ты не договорился.

МОЦАРТ

Когда бы я успел?

ЛОСЬ

Тогда не суйся.

МОЦАРТ

Они знали, что Сенчяков сюда сунется?

ЛОСЬ

(пожимает плечами) Естественно. Они пасли его от самого дома. Сенчяков накануне звонил Черяге. Не суетись. Все будет хорошо.

МОЦАРТ

А зачем ты сюда прилетел тогда? Если все будет хорошо?

ЛОСЬ

Мокрухи не будет. Или будет. Тебя на свадьбе ждут.

Кивает.

Мимо проносится …

… Дивный экипаж. Впереди – навороченный джип, конечно же, с изюбрем на капоте. Посреди – старенький «Москвич». Позади – такой же джип. Понятное дело, два джипа сопровождают «Москвич». За рулем «Москвича» - пожилой мужчина лет шестидесяти пяти. Красивый седой ежик, сухопарый, подтянутый. Едет он не спеша. Два джипа вынуждены тащиться с такой же скоростью. Красный свет светофора…

Ведущий джип, не обращая внимания на красный свет, проскакивает мимо. Машины на перекрестке не сопротивляются. Еще бы – охрана Извольского, лучше не лезть поперек батьки в пекло.

Но «Москвичу» все по барабану. Он останавливается на красный свет, как и положено. Второй джип тормозит за ним. Первый останавливается за перекрестком.

Не привыкшие к такому обороту ахтарские водители, долго не решаются проследовать по дороге. Срываются с места и летят стрелой, надеясь быстрее проскочить. Уже горит зеленый разрешающий. «Москвич» медлит, пропуская вперед автомобили. Наконец и он трогается с места. Второй джип за ним.

ИНТ. ГОСТИНИЦА

В пустом номере Сенчяков разбирает на столе бумаги. Нервно поглядывает на часы. Ходит по комнате. Пишет записку. Слышит шум машины. Отодвигает занавеску…

…из «Мерса» выходят высокий мужик с длинными черными кудрями. Шарит глазами по окнам гостиницы. Сенчякову показалось, что у него под плащом ствол.

Сенчяков выскакивает из комнаты…

… босиком спускается по лестнице. Слышит голос дежурной.

ДЕЖУРНАЯ

Я только что сменилась. Сейчас посмотрю.

Сенчяков, не медля ни секунды, кидается в номер, хватает портфель, и как был босой, бежит по этажу к лестнице на другом конце коридора…

… спускается на первый этаж. Выходит через черный ход.

ЭКСТ. ПАРК. СВАДЬБА (ПРОД.)

Старинный обряд для новобрачных. В кресле сидит Дима Неклясов – жених. Соня под бодрые крики тянет с него ботинок. Неклясов хохочет. Женщина-тамада рыдает каким-то противно-протяжным голосом. Косит под старую Русь.

ЖЕНЩИНА -ТАМАДА

Не журите вы чужи люди,

Богоданные родители,

Не самая я к вам во двор пришла,

Что завел меня сам млад князь

На своих он добрых конях

Ее перебивают «Соня, тяни. Веселее! Ноги не оторви!»

ЖЕНЩИНА-ТАМАДА

Если молодая снимет сапог с золотою монетою, будет ей счастливая жизнь замужем.

Соня рванула ботинок – пустой! Тамада ахает. Соня расстраивается всерьез. Слезы набегают на глаза.

ЖЕНЩИНА-ТАМАДА

Чтоб не было неудач, придется теперь во всем мужу угождать.

Тамада подает жениху плеть. Дима размахивается, хочет ударить Соню по спине, как того требует обычай…

… Соня глядит на него в упор. В глазах все разом: и слезы, и любовь. Рука Димы опускается. Бросает плеть в сторону. Обнимает Соню. Восторженные возгласы.

Кто-то из детей подхватывает плеть. И ну стегать взрослых. Мамаша отбирает у ребенка плеть.

Черяга выскальзывает из толпы, уходит.

ЭКСТ. ПАРК. СВАДЬБА

Вспышка фотоаппарата.

КР. ПЛ. – ФОТОГРАФИЯ. Соня прижимается щекой к отцу. По другую сторону от нее – Дима Неклясов. Извольский стоит рядом с отцом.

Фотография «оживает». Соня с радостью целует отца.

СОНЯ

(шепчет) Я так ждала тебя. Спасибо, отец, что приехал.

ОТЕЦ

Поздравляю тебя, доченька. Будь счастлива. И нарожай мне кучу ребятишек.

СОНЯ

Дима!

Неклясов подходит. Отец пристально разглядывает его. Молчание явно затягивается. Дима начинает нервничать.

ОТЕЦ

(протягивает руку) Поздравляю. Не обижай мою дочь.

Извольский стоит сзади. Он явно волнуется. Отец поворачивается к нему: Извольский невольно втягивает живот. Да, по сравнению с отцом, сохранившим почти юношескую фигуру, сынка изрядно испортила хорошая пища. Дорогой костюм, шелковый галстук за пятьсот долларов, белейший воротник белейший рубашки, тщательно выбритый подбородок. На этом плюсы кончались.

ОТЕЦ

Славик, а, по-моему, в нашей семье брюхатых-то не было.

ИЗВОЛЬСКИЙ

В семье не без урода. Спасибо, отец, что приехал.

ТАМАДА, пышногрудая блондинка, подлетает с рюмкой водки на подносе.

ТАМАДА

Благословляйте новобрачного князя

С новобрачной княгиней

Из места встать

Богу помолиться

Добрым людям поклониться

У отца благословиться.

По Божьему повелению,

По мирскому приговору

Благословляйте!

Отец выпивает рюмку. Целует Соню. Соня, сама того не желая, вдруг заплакала.

УЛИЦЫ ГОРОДА АХТАРСКА

Сенчяков бежит по городу. Что-то спрашивает у прохожих. Прохожие шарахаются от него в сторону. Босой вид, галстук, костюм - вызывают, мягко говоря, удивление.

ЭКСТ. ПАРК. СВАДЬБА

Огромный стол завален подарками. Цветы, открытки.

За другим длинным столом - гости. Во главе стола – жених и невеста. Рядом – свидетели жениха и невесты. Извольский, отец.

Особняком сидят московские. С тоской взирают на все это пиршество. Пью мало и неохотно. Поглядывают на часы. Кое-кто пытается звонить по мобильному. Но под пристальным взглядом Калягина трубки опускают.

ОТЕЦ

(Соне) А вон тот высокий и мрачный – кто? (на Калягина).

СОНЯ

Володя Калягин. А почему мрачный? Он добрый. Он начальник промышленной полиции.

ОТЕЦ

А это за зверь такой – полиция?

СОНЯ

Так назвали. Помнишь историю, когда бандиты автобусы грабили? А Калягин всю банду ликвидировал. Даже московские газеты об этом писали.

Тамада идет вдоль стола. У нее в руках – огромная корзина. Исполняется старинный свадебный обычай. Все гости, независимо от преподнесенных подарков, должны бросить в корзину деньги. Не играет никакой роли сумма. Хоть сто рублей, хоть тысяча долларов. Кто сколько захочет.

Позади тамады с правой стороны шествует мужик в косоворотке, несет большущий поднос с блинами. По левую сторону – второй мужик в лихо заломленной набекрень фуражке. У него поднос с рюмкой водки и бутылкой.

Тамада подходит к первому гостю – ВАДИМУ СКОРОСЬКО, ГЛАВНОМУ ИНЖЕНЕРУ КОМБИНАТА.

ТАМАДА

Приехал к нам на широкий двор.

Ваша милость встречали,

В нову горницу звали.

Вадим ты наш, гость званый.

Хочешь ли ты, чтоб невеста под шубой спала?

Давай, выкладывай.

СОНЯ

(отцу) Наш главный инженер.

Скоросько берет с подноса блин, ест, запивает рюмкой водки, опускает в корзину толстый конверт с деньгами.

ТАМАДА

Аль не богат ты главный инженер? Что ж такую мелочь-то суешь?

Скоросько разводит руками.

СКОРОСЬКО

Рюмочку поднесешь, так и прибавлю.

Мужик подносит рюмку, второй – блин. Скоросько выпивает. Достает шкатулку, кладет в конверт.

ТАМАДА

Молодец. Теперь невеста может шубу топтать.

Тамада идет к следующему гостю – Моцарту.

ТАМАДА

Пальчики твои длинные, голос певучий. А чем невесту с женихом одаришь?

Моцарт выводит рулады. Гости смеются, аплодируют. Тамада морщится.

ОТЕЦ

А про этого певца я читал. Его вроде бы посадить хотели.

СОНЯ

Не посадили ведь? У него в городе несколько салонов по продаже автомобилей. Кинотеатр и ночные клубы.

ОТЕЦ

Друг Славки что ли?

СОНЯ

Нет. Мой друг. (удивленный взгляд отца) Пап, ну ты что не помнишь? Это ж Лешка. Мы с ним в одном классе учились. Он еще на скрипке играл. Его поэтому и Моцартом прозвали.

ОТЕЦ

Не помню.

СОНЯ

А кто его с лестницы спустил, когда в девятом классе мы с ним целовались в подъезде?

ОТЕЦ

(смеется) Помню, что спустил. Тихий был мальчик. Не сопротивлялся.

ТАМАДА

Здоровенько им спать

Веселенько встать.

Ну что ж ты, Моцарт приуныл? Головушку повесил? Выкладывай! А мы посмотрим.

Моцарт достает браслет, кольцо. Показывает гостям. Бриллианты чистой воды! Аккуратно кладет в корзину. Берет блин, выпивает рюмку водки. Аплодисменты.

ТАМАДА

Обычай нарушаешь. В корзину денежку надо класть.

Моцарт опускает металлический рубль.

ЭКСТ. УЛИЦЫ АХТАРСКА

Черяга едет в машине, внимательно смотрит по сторонам.

ЭКСТ. УЛИЦЫ ГОРОДА АХТАРСКА

По другим улицам Ахтарска медленно едет «Мерседес» с преследователем.

Сенчяков успевает его заметить, заскакивает в подъезд дома. Из окна подъезда видит, как…

… «Мерседес» кружит возле домов напротив.

ЭКСТ. ПАРК. СВАДЬБА

Тамада, уже сама изрядно покрасневшая от выпитого вина, продолжает поход. На этот раз останавливается возле МИХАИЛА ФЕДЯКИНА.

СОНЯ

(отцу) Михаил Иванович Федякин, заместитель по финансам. Такой классный дядька.

ОТЕЦ

Я смотрю, у тебя все люди золото.

СОНЯ

В каждом человеке, папа, всегда есть хоть что-то хорошее. Ты на него другим боком посмотри. Помнишь, как мама говорила?

ОТЕЦ

Спасибо, дочка, что про маму вспомнила.

СОНЯ

А я ее и не забывала. И сейчас она со мной рядышком.

Тамада подносит рюмку и блин Михаилу Федякину.

ТАМАДА

Нет у нашей невесты ни кафтана, ни сарафана. Будут ли в доме подушки пуховые, на столе пироги рыбные? Сколько денег положите?

ФЕДЯКИН достает конверт, кладет в корзину. Ест блин, запивает рюмкой водки. Тамада щупает конверт. Морщится.

ТАМАДА

Финансами заведаешь, денег, стало быть, много. А конверт не тугой.

Федякин достает тысячную купюру.

ФЕДЯКИН

А где блин?

Хватает пару блинов, в рот заталкивает. Со стола берет стакан, наливает полный, залпом выпивает.

ТАМАДА

Наш князь молодой, ясный сокол, стоит за столом на резвых ножках, на куньих лапках, бьет челом, низко кланяется. Ему не пьется, не естся, он тоскует, горюет. Мало положил, свет наш Михаил.

Михаил снимает с себя часы. Жена Федякина, маленькая Лиза, одергивает его. Но Федякину море по колено. Часы кидает в корзину. Выпивает рюмку водки.

ТАМАДА

Девицы-девицы, пирожные мастерицы, старые старушки, молодые молодки, отстранитесь от него, от жадного!

Федякин скидывает пиджак. Гости смеются.

ТАМАДА

А штаны? А ботинки?

Лиза, его жена, кладет в корзину еще пятьсот рублей. Спасает своего мужа от бесчестия.

Дима Неклясов хохочет. Соня смеется.

НЕКЛЯСОВ

(Соне) И долго нам еще эти блины есть?

СОНЯ

А тебе не нравится? По-моему, весело.

НЕКЛЯСОВ

Я сейчас вернусь (встает из-за стола).

СОНЯ

Дима, нельзя уходить.

НЕКЛЯСОВ

Я на секунду.

Неклясов уходит.

ЭКСТ. ПАРК. СВАДЬБА

Тамада с наполненной доверху корзиной идет к главному месту – невесты и жениха. Жениха на месте нет. Но это мало кого смущает. Тамада подходит к отцу, кланяется ему в пояс.

ТАМАДА

Руки с подносом, ноги с подходом, головы с поклоном, язык с приговором. Идут от гостей дорогие гостиночки. Как прикажете – на стол положить, аль нам поднести?

Отец вытаскивает коробочку, достает оттуда очень простенькое обручальное колечко. Протягивает его Соне.

Дима Неклясов успевает сесть на свое место.

ОТЕЦ

Мать твоя в семнадцать лет его надела. До последнего дня его не снимала. Сбереги его.

Соня снимает с себя очень дорогое с бриллиантами обручальное кольцо, надевает на себя простенькое кольцо матери. Целует кольцо.

СОНЯ

Я тоже, папа, буду носить его до своего смертного часа.

Отец достает синюю сберегательную книжку.

ОТЕЦ

Соня, мы с матерью, как только вы со Славкою на свет народились, начали копить вам на свадьбу. Откладывали каждый месяц то по рублику, а то и по три. Бывало и по десятке. Чтоб, значит, свадьбу по-людски сыграть.

Извольский поправляет ворот рубашки. Ему страшно неловко за отца.

ИЗВОЛЬСКИЙ

Отец!

ОТЕЦ

До Славки очередь не дошла, он у нас еще в женихах ходит. А твой черед настал (открывает книжку). Накопили мы порядком, да вот доходит до тебя, Соня, немного. Не взыщи, дочка. Уж не знаю, чем ты сердце свое порадуешь на них. Может, колготки себе купишь.

Отец кладет сберкнижку на стол. Тягостное неловкое молчание.

ТАМАДА

(невесте) Княгиня ты молодица! Ты прими подарочки. Бело мыло, злато-серебро, цветное платьице, сини чулочки, красны башмачки.

ЭКСТ. УЛИЦЫ АХТАРСКА

Свадебный эскорт мчится по городу Ахтарску. Машин тридцать не меньше. Одна другой круче.

Впереди Извольский. Он сам за рулем.Рядом сидит отец.

В МАШИНЕ ИЗВОЛЬСКОГО

Отец прикуривает «Приму». Извольский морщится, он не выносит табачного дыма.

ИЗВОЛЬСКИЙ

Отец, для чего этот спектакль со сберкнижкой?

ОТЕЦ

Ты чудной, сынок. Как же я мог не выполнить желание мамы? Не имел права. Я должен был отдать наш с матерью подарок.

ИЗВОЛЬСКИЙ

Потом отдал бы..

ОТЕЦ

Тайком что ли? Пусть государство стыдится, что от пяти тысяч пятьдесят рублей осталось. Ты ведь это имеешь в виду? Ты лучше скажи, ч

Наши рекомендации