Железо- вредная примесь для дуралюминов
Железо снижает эффект упрочнения при закалке
Способность их упрочняться можно показать на диаграмме состояния алюминий- медь
Медь образует с алюминием твердый раствор переменной растворимости.
Если двухфазный сплав нагреть до 500-540 о, то частицы СиА растворяются в алюминии и сплав приобретает однофазную структуру твердого раствора. Быстрое охлаждение его (закалка) не дает возможность выделится фазе СuАl2 из твердого раствора, что позволяет получить упрочнение сплава.
Состояние пересыщенного твердого раствора неустойчиво и в нем самопроизвольно начинается выделение избыточной меди. В результате продолжительного выдерживания при комнатной температуре спустя 4-5 суток прочность сплава увеличивается до 400Мпа, одновременно уменьшается пластичность -- это называется естественное старение.
Рентгеноструктурный анализ показал, что упрочнение является следствием изменений в тонком кристаллическом строении. Сразу после закалки начинается диффузия атомов меди к некоторым участкам. Эти скопления меди образуются в местах скопления дислокаций. Впервые эти образования обнаружили одновременно француз Гинье и англичанин Престон, в честь их эти зоны назвали зонами Гинье-Престона.
при нагревании до 150-200° диффузия атомов идет активнее, поэтому процесс идет за несколько часов. Это будет искусственное старение.
Обязательным компонентом дуралюминов является марганец. повышающий коррозионную стойкость сплава.
температурный интервал закалочных температур очень мал
* Д1 505- 510 о
* Д6 495-505 о
* Д16 495-505
* Без термообработки - σ=220 Мпа δ=15-17%
После термообработки свойства мало изменяются, но после старения они увеличиваются: σ =420-470Мпа δ = 15-17%
Применение дуралюминов
детали машин, конструкции в виде листов, лент, прутков, профилей.
Дуралюмины широко применяются в авиации
* Д1- лопасти воздушных винтов
* Д18 - шпангоуты, нервюры, тяги управления
*
Их используют для строительных конструкций, кузовов грузовых автомобилей
* Д18 - один из основных заклепочных сплавов
Дуралюмины не обладают необходимой коррозионной стойкостью, поэтому их плакируют чистым алюминием.
Дуралюмины удовлетворительно обрабатываются резанием в закаленном и состаренном состоянии, хуже - в отожженном состоянии
Свариваются точечной сваркой и не свариваются сваркой плавлением, вследствие склонности к образованию трещин.
Сплавы авиали (АВ)
Они уступают дуралюминам в прочности, но более пластичны как в горячем, так и в холодном состоянии. Из них изготавливают листы, трубы, используемые для элементов конструкций, несущих умеренные нагрузки- кованные детали двигателей, рамы, двери. Их используют для легких конструкций, требующих гибки и других деформаций при монтаже.
* Химический состав их следующий - Си - 0,1-0,5% Мg =0,5-0,9%
Мп- 0,15-0,35% Si - 0,5-1,2%
σ= 260Мпа δ =15%
Авиали закаливают с 515 -525оС с охлаждением в воде и подвергают естественному старению.
Алюминиевые сплавы для ковки и штамповки (АК)
* АК6 -1.8-2.6 % Си 0,4-0,8 % Мg 0,4-0,8 Мп ) 0,7-1,2 % Si
* АК8 -3,9-4,8 % Си 0,4-0,8 % Мg 0,4-0,8 Мп ) 0,7-1,2 % Si
По составу они близки к дуралюминам, но содержат больший процент кремния.
Данные сплавы отличаются высокой пластичностью, удовлетворительными литейными свойствами, позволяющими получить качественные слитки.
* АК6 - это детали сложной формы и средней прочности - подмоторные рамы, фитинги, крепежные детали
* АК8 - тяжелонагруженные штампованные детали- подмоторные рамы, стыковые узлы, лопасти винтов вертолетов
Ковку и штамповку проводят при температуре 450-470о
* Закаливают при 520о с охлаждением в воде и проводят старение.
*Алюминий и его сплавы
Высокопрочные алюминиевые сплавы (В)
σ=600-700 Мпа и близким к нему пределом текучести. δ=8% ниже, чем у дуралюминов.
* Си=1,4-2% Мg=1,8-2,8% Мп=0,2-0,6% Zn=5-7%0,1%Cr
* Применяется для высоконагруженных конструкций, работающих в условиях напряжения сжатия - обшивки и лонжероны самолетов
* В95, В96
Они еще менее коррозионно-устойчивые, чем дуралюмины. Их закаливают от 460-470о в воде и искусственно состаривают.
ЛИТЕЙНЫЕ АЛЮМИНИЕВЫЕ СПЛАВЫ
Они содержат почти те же легирующие компоненты, что и деформированные алюминиевые сплавы. но в значительно большем количестве ( до 9-11% по отдельным компонентам).
Они предназначены для изготовления фасонных отливок. Литье алюминиевых сплавов производят в земляные формы или в кокиль, литьем под давлением. Разливку ведут при температуре 6800760о
Маркируют их буквами АЛ и цифра - условный номер сплава.
Выпускают 35 марок литейных алюминиевых сплавов в зависимости от химического состава. например, алюминий-кремний, алюминий-магний
Сплавы на основе алюминия и кремния называются -силумины
АЛ2-10-13% кремния σ =130Мпа δ=2% 50НВ - малонагруженные детали (корпуса приборов. кронштейны)
АЛ4 -8-10% кремния 0,3% магния 0,3% Мп σ =200Мпа δ =4% 75НВ - корпуса компрессоров. картеры, блоки
АЛ9 -6-8% кремния,0,2-0,4 Мп σ =220Мпа δ =2% 50НВ - головки цилиндров, поршни
Для улучшения механических свойств, силумины, содержащие более 50 кремния модифицируют натрием. при этом измельчается структура силуминов и сплав становится более пластичным.
Силумины тщательно контролируют с целью обнаружения различных дефектов - газовые раковины, поры, трещины, рыхлоты.
АЛ17 - цинковый силумин. содержит кроме кремния еще и цинк
Титан и его сплавы
* "Металлом века" заслуженно называют сегодня титан, этот металл, обнаруженный в 1790 году, долгие годы оставался загадкой, промышленное производство которого начато после ВОВ, титан известен сегодня каждому.
Титан иногда называют еще "вечным" металлом и поэтому глубоко символичным является то, что именно из титана изготовлен в Москве монумент в честь покорителей космоса.
Что же представляет собой этот металл?
Титан-металл серебристо белого цвета. плотность его 4.5г/смз