Общее предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов

Для того чтобы борьба с преступностью в области незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней велась эффективно, в первую очередь необходима хорошо проработанная законодательная база. Приходится констатировать, что в этой области существует ряд проблем.

Следовательно, в самих нормативных актах, устанавливающих правила сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней на аффинаж, отсутствует однозначная обязанность для их сдачи.

Аналогично обстоят дела и с обязательной продажей государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями, в том числе воинскими частями и воинскими формированиями, для вторичного использования или реализовываться организациям в соответствии с настоящим Федеральным законом для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней”. То есть появляется возможность не осуществлять обязательную продажу государству поднятых и найденных драгоценных металлов и драгоценных камней на законных основаниях.

Как отмечается некоторыми исследователями, в федеральном законе установлена не обязанность, а только приоритетный порядок продажи аффинированных драгоценных металлов, драгоценных камней, уникальных самородков драгоценных металлов и драгоценных камней. Так, Н.А. Лопашенко пишет, что “нарушение приоритетного порядка продажи драгоценных металлов и драгоценных камней есть совершение незаконных сделок с указанными предметами, и при наличии других признаков оно наказуемо по ст. 191 УК РФ.

А как можно бороться с преступностью в области незаконной добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, если уже в самом уголовном законе существуют неясности, которые значительно затрудняют квалификацию преступных действий?

В целях снижения преступности в сфере добычи и производства драгоценных металлов и природных драгоценных камней представляется возможным проведение следующих действий:

Учет при профилактике и расследовании преступлений факторов, которые способствуют преступной деятельности в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

Повышение внимания к деятельности преступных групп межрегионального и международного уровня, специализирующихся на преступлениях в сфере незаконного оборота драгоценных камней.

Внесение изменений в уголовный закон. Приведение статей 191 в соответствие с нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней[10].

Предоставление права физическим лицам при наличии у них разрешений на пользование недрами добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов. В России рынок всех остальных цветных драгоценных камней, перечисленных в Ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”, значительно меньше рынка алмазов. Как пишет С.В.Рыбалкин, “в запасах Российской Федерации общая стоимость всех цветных камней составляет от 0,0003 процента ВВП, при этом даже не существует системы их сертификации. Все же остальное - это алмазы” . Разрешение вольного приноса драгоценных камней, за исключением алмазов, будет способствовать увеличению объемов добычи драгоценных камней в тех участках недр, которые стали нерентабельными даже для отработки старательскими артелями, для обработки небольших россыпей полезных ископаемых.

Легализация вольного приноса золота. Физическим лицам необходимо предоставить право разработки мелких и уже отработанных месторождений, не представляющих промышленного интереса.

По данным различных источников, незаконная добыча в России только россыпного золота физическими лицами составляет 15-20 т в год. Выше уже было указано, что в ряде регионов добыча золота физическими лицами очень широко распространена. При этом она контролируется преступными структурами, куда и поступает вся прибыль.

Легализация же вольного приноса золота позволила бы направить дополнительные объемы золота в государственные фонды, создать дополнительные рабочие места, пополнить местные бюджеты.

В процессе противодействия преступности в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней необходимо применять системный подход, поскольку отдельные разрозненные действия не способны значительно снизить число совершаемых преступлений.

Наши рекомендации