Задание и методические рекомендации
1. Изучить основные теоретические положения и кратко их изложить по предложенной форме.
2. Установить зависимость твердости и прочности образцов от степени пластической деформация. Для определения зависимости НRВ = f (e, %) необходимо:
а) зачистить напильником торцевые поверхности образцов в специальном приспособлении и измерить их начальную высоту h0, мм;
б) подвергнуть образцы деформации на ручном гидравлическом прессе (давление по манометру Р = 0, 50, 100, 150 кгс/см2, при площади поршня
30 см2 это соответствует усилиям 0, 1500, 3000 и 4500 кгс);
в) измерить высоту h образцов после деформации;
г) определить степень деформации ;
д) измерить твердость образцов (НRB) деформированных с различной степенью деформации на твердомере Роквелла;
е) построить график зависимости НRВ = f (e, %). Сделать выводы.
3. Определить расчетным путем и экспериментально значения температуры начала рекристаллизации заданного сплава, сравнить их между собой:
а) рассчитать по формуле Бочвара температуру рекристаллизации для материала исследуемых образцов;
б) определить экспериментально температуру начала рекристаллизации. Для этого необходимо:
- зачистить напильником торцевые поверхности нескольких образцов в специальном приспособлении;
- подвергнуть деформации несколько образцов с одинаковой степенью деформации (давление по манометру Р = 150 кгс/см2), измерить твердость материала после деформации;
- выдержать в течение 30 мин образцы в печах с разной температурой (в интервале 100...700 °С), охладить образцы;
- измерить твердость образцов после нагрева, результаты занести в таблицу, построить график зависимости НRВ = f (t, °С). Начало резкого падения твердости соответствует температуре начала рекристаллизации.
Записать экспериментальную температуру начала рекристаллизации, сравнить ее с расчетной, объяснить результаты.
4. Определить критическую степень деформации сплава:
а) на испытуемые образцы (6 штук) нанести риски, отметив ими базовую длину (от 50 до 100 мм);
б) продеформировать образцы со степенью деформации e = 0, 3, 6, 9, 12, 15%;
в) провести рекристаллизационный отжиг образцов в течение 30 мин (выбрав температуру по рекомендации преподавателя);
г) выявить зерно после рекристаллизационного отжига путем травления;
д) замерить средний диаметр зерна в зависимости от степени
предварительной пластической деформации, данные внести в таблицу;
е) построить график зависимости среднего диаметра зерна dср, мм, от степени пластической деформации e, %. Определить критическую степень деформации (критическая степень деформации соответствует максимуму величины зерна, см. рис. 4.5).
Контрольные вопросы
1. Что представляют собой упругая и пластическая деформации металлов и сплавов?
2. Каков механизм пластической деформации путем скольжения и двойникования?
3. Как объяснить механизм скольжения в монокристаллах с точки зрения теории дислокаций?
4. Какие причины препятствуют перемещению дислокаций и объясняют природу упрочнения при пластической деформации?
5. Каковы особенности пластической деформации поликристаллических металлов и сплавов?
6. Какие изменения в структуре и свойствах металлов наблюдаются при пластической деформации? Что представляет собой наклеп, или нагартовка?
7. Как изменяются структура и свойства при нагреве деформированных металлов? Что представляет собой рекристаллизация, каковы ее виды?
8. Как можно определить температуру начала рекристаллизации?
9. Что называется критической степенью деформации?
10. Что представляют собой холодная и горячая пластические деформации? Какие виды деформации возможны еще?
Лабораторная работа № 5
Диаграммы состояния двойных систем,
Структура и свойства сплавов
Цель работы
1. Изучить принципы и правила построения диаграмм состояния сплавов.
2. Построить основные типы диаграмм состояния, определить значения их линий и точек.
3. Приобрести практические навыки проведения фазового анализа и определения количественного соотношения фаз в зависимости от концентрации компонентов и температуры.
4. Изучить и зарисовать микроструктуры сплавов.
5. Установить закономерности изменения свойств сплавов с разным типом диаграмм состояния.
Содержание работы
Диаграмма состояния сплава представляет собой графическое изображение равновесного состояния сплавов в зависимости от температуры и концентрации (начиная с температур плавления).
Диаграмма состояния позволяет для конкретных сплавов проследить за процессами, происходящими в сплаве при нагревании и охлаждении; определить сплавы, которые обладают хорошими литейными свойствами, а также сплавы, изменяющие физико-механические свойства путем термической обработки; правильно установить режимы термической, химико-термической обработки и обработки давлением; указать, какую структуру будут иметь сплавы в равновесном состоянии (медленно охлажденные), в некоторых случаях по микроструктуре рассчитать химический состав сплава; правильно выбрать состав сплава, который будет обладать необходимыми свойствами, и т.д.