Провода воздушных линий

Провода предназначены для передачи ЭЭ. Наряду с хорошей элек-тропроводностью (возможно меньшим электрическим сопротивлением), достаточной механической прочностью и устойчивостью против корро-зии, они должны удовлетворять условиям экономичности. С этой целью применяют провода из наиболее дешёвых металлов – алюминия, стали, специальных сплавов алюминия. Хотя медь обладает наибольшей прово-димостью, медные провода из-за высокой стоимости и необходимости для других целей в новых линиях не используются. Их использование допус-кается в контактных сетях, в сетях горных предприятий.

На ВЛ применяются преимущественно неизолированные (голые) провода. По конструктивному исполнению провода могут быть одно- и мно-гопроволочными, полыми (рис. 2.8). Однопроволочные, преимущественно

провода воздушных линий - student2.ru

а) б) в) г) д)

Рис. 2.8. Конструкции неизолированных проводов ВЛ:

а –однопроволочный; б –многопроволочный; в –сталеалюминиевый; г –многопроволочный с наполнителем; д –полый

стальные провода, используются ограниченно в низковольтных сетях. Для придания им гибкости и большей механической прочности провода изго-тавливают многопроволочными из одного металла (алюминия или стали)

и из двух металлов (комбинированные) – алюминия и стали. Сталь в про-воде увеличивает механическую прочность.

Исходя из условий механической прочности, алюминиевые провода марок А и АКП (рис. 2.8) применяют на ВЛ напряжением до 35 кВ. ВЛ 6-35 кВ могут также выполняться сталеалюминиевыми проводами, а выше 35 кВ линии монтируются исключительно сталеалюминиевыми проводами. Сталеалюминиевые провода имеют вокруг стального сердеч-ника повивы из алюминиевых проволок. Площадь сечения стальной части обычно в 4 – 8 раз меньше алюминиевой, но сталь воспринимает около 30...40% всей механической нагрузки; также провода используются на линиях с длинными пролётами и на территориях с более тяжёлыми кли-матическими условиями (с большей толщиной стенки гололёда). В марке сталеалюминиевых проводов указывается сечение алюминиевой и сталь-ной части, например, АС 70/11, а также данные об антикоррозийной за-щите, например, АСКС, АСКП – такие же провода, как и АС, но с запол-нителем сердечника (С) или всего провода (П) антикоррозийной смазкой; АСК – такой же провод, как и АС, но с сердечником, покрытым полиэти-леновой плёнкой. Провода с антикоррозийной защитой применяются в районах, где воздух загрязнён примесями, действующими разрушающе на алюминий и сталь. Площади сечения проводов нормированы государст-венным стандартом и приводятся в справочной литературе [4, 7].

Повышение диаметров проводов при неизменности расходования проводникового материала может осуществляться применением проводов с наполнителем из диэлектрика и полых проводов (рис. 2.8, г, д). Такое ис-пользование снижает потери на коронирование. Полые провода использу-ются главным образом для ошиновки распределительных устройств 220 кВ

и выше.

провода воздушных линий - student2.ru

Рис. 2.9. Конструктивное исполнение самонесущего изолированного провода

Провода из сплавов аммония (АН – нетермообработанные, АЖ – термообработанные) имеют большую по сравнению с алюминиевыми ме-ханическую прочность и практически такую же электрическую проводи-мость. Они используются на ВЛ напряжением выше 1 кВ в районах с толщиной стенки гололёда до 20 мм.

Всё большее применение находят ВЛ с самонесущими изолирован-ными проводами напряжением 0,38-10 кВ [7, 9]. В линиях напряжением 380/220 В провода состоят из несущего изолированного или неизолиро-ванного провода, являющегося нулевым, трёх изолированных фазных проводов, одного изолированного провода (любой фазы) наружного ос-вещения. Фазные изолированные провода навиты вокруг несущего нуле-вого провода (рис. 2.9). Несущий провод является сталеалюминиевым, а фазные – алюминиевыми. Последние покрыты светостойким термостаби-лизированным (сшитым) полиэтиленом (провод типа АПВ). К преимуще-ствам ВЛ с изолированными проводами перед линиями с голыми прово-дами можно отнести отсутствие изоляторов на опорах, максимальное ис-пользование высоты опоры для подвески проводов; нет необходимости в обрезке деревьев в зоне прохождения линии [10].

ГРОЗОЗАЩИТНЫЕ ТРОСЫ

Грозозащитные тросы наряду с искровыми промежутками, разрядни-ками, ограничителями напряжений и устройствами заземления служат для защиты линии от атмосферных перенапряжений (грозовых разрядов). Тросы подвешивают над фазными проводами (рис. 2.1) на ВЛ напряжени-ем 35 кВ и выше в зависимости от района по грозовой деятельности и ма-териала опор, что регламентируется ПУЭ [2].

В качестве грозозащитных проводов обычно применяют стальные оцинкованные канаты марок С 35, С 50 и С 70, а при использовании тро-сов для высокочастотной связи – сталеалюминиевые провода. Крепление тросов на всех опорах ВЛ напряжением 220-750 кВ должно быть выпол-нено при помощи изолятора, шунтированного искровым промежутком. На линиях 35-110 кВ крепление тросов к металлическим и железобетонным промежуточным опорам осуществляется без изоляции троса.

Наши рекомендации