Интеграционные (связующие) процессы в менеджменте
Коммуникации
Представители классической, административной школы управления в 20—30-е гг. XX в. раскрыли содержание управленческой деятельности через взаимосвязь функций менеджмента Пять функций управления связаны в единый управленческий процесс посредством связующих (интеграционных) процессов, которые представлены двумя направлениями управленческой деятельности: коммуникациями; принятием решений.
Рассмотрим коммуникации. Любой вид совместной деятельности людей подразумевает общение между ними, т.е. обмен той или иной информацией.
Коммуникации — это процесс передачи и получения информации между двумя и более людьми. Этот процесс следует назвать связующим. Именно он позволяет людям координировать свои усилия, действовать согласованно, достигая целей организации. Чем лучше организован процесс коммуникации, тем организация больше устойчива, Nпроизводительна и конкурентоспособна. Недооценка важности этого процесса некоторыми менеджерами обычно ведет не только к убыткам компании, но и порой к полному прекращению ее деятельности на рынке.
Обмен информацией необходим при реализации любой из функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль, руководство). Он является важнейшим условием принятия обоснованных решений, играет огромную роль в межличностных отношениях и формировании имиджа организации. Таким образом, обмен информацией — важнейшая составная часть практически всех видов управленческой деятельности. Неудивительно поэтому, что большую часть своего рабочего времени (50—90%) менеджеры всех уровней тратят на коммуникации.
Коммуникации в менеджерской организации — это сложная, многоуровневая система, охватывающая как саму органи-
зацию и ее элементы, так и ее внешнее окружение. Рассмотрим эту систему подробнее и начнем с того, какие внешние и внутренние коммуникации осуществляет организация.
Внешние коммуникации. Это обмен информацией между организацией и ее внешней средой. Любая организация существует во взаимодействии со своей внешней средой. И от того, какие факторы этой среды (потребители, конкуренты, органы государственного регулирования, общественное мнение и т. д.) оказывают наибольшее влияние на работу организации и ее результаты, зависят характер и способы ее коммуникаций.
У организаций имеются разнообразные средства обмена информацией с основными элементами своего внешнего окружения. Так, например, с имеющимися и потенциальными потребителями производства товаров и услуг фирмы общаются прежде всего с помощью рекламы и других средств продвижения товаров на рынок (выставки-продажи, директ-мейл, личные продажи и т. п.), а также проводя различные социологические опросы.
Организация — объект государственного контроля и регулирования, регулярно представляет соответствующим органам (статистики, налоговым, внебюджетным фондам) различные отчеты, справки, сведения и т. п. Используя лоббистов, поддерживая определенные политические партии, движения, группы и отдельных депутатов, делая взносы в их пользу, крупные организации не только получают от них необходимую информацию, но и влияют на законодательство, содержание нормативных актов, принимаемых законодательной властью всех уровней.
Большое внимание уделяется созданию в общественном мнении благоприятного образа организации, для чего в крупных организациях создаются специальные отделы по связям с общественностью («паблик рилейшнз»), специалисты которых, используя разнообразные средства, распространяют необходимую для этого информацию.
Внутренние коммуникации. Под ними понимаются информационные обмены, осуществляемые между элементами организации. Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).
Вертикальные коммуникации. С их помощью информация передается с высших уровней руководства на низшие, или по нисходящей. Таким образом работникам организации сообщают о новых стратегических и тактических целях, изменении приоритетов, конкретных заданиях на определенный период, изменении правил, инструкций, стандартов деятельности и т. п.
Параллельно этим информационным потокам в любой организации осуществляется передача информации в противоположном направлении — с низших уровней иерархии к высшим, или по восходящей. С ее помощью руководство узнает о реальном положении дел в организации, о результатах принятых решений, о возникающих трудностях, проблемах и предложениях по их разрешению.
Горизонтальные коммуникации. Так как организация состоит из нескольких подразделений, нуждающихся в согласованном выполнении своих задач, это вызывает у них необходимость обмениваться между собой информацией. Горизонтальные информационные обмены связывают равноправные элементы организации, формируя между ними отношения кооперации и координации.
Эффективность коммуникации по горизонтальным и вертикальным направлениям различна. Эффективность сообщений, направленных по горизонтальным каналам, значительно выше — она достигает 90%. Информация же, направленная по вертикальным каналам, в значительно большей мере теряется и искажается: только 20—25% информации, исходящей от руководства предприятия, доходит до рабочих и правильно понимается ими. Еще менее эффективны сообщения, идущие снизу вверх. Различие в эффективности потоков сообщений, идущих по вертикали и горизонтали, объясняется рядом причин. У людей, работающих на одном и том же уровне управления, взгляды совпадают в большей мере, психологически они расположены говорить свободно и открыто с равными себе в большей степени, чем с работающими на более высоком уровне. Горизонтальные потоки чаще бывают неформальными, чем формальными. Кроме того, содержание горизонтальных сообщений носит в основном координационный характер, в то время как вертикальных — приказной.
Коммуникации между руководителем и подчиненным.. Этот вид внутренних коммуникаций составляет абсолютное большинство всех информационных обменов в организации и занимает особое место в сфере межличностных отношений. Поэтому, хотя коммуникации типа руководитель — подчиненный формально являются одной из разновидностей вертикальных коммуникаций, их в силу особой значимости принято рассматривать отдельно. Формальные коммуникации способствуют достижению целей организации и выполнению официальных распоряжений руководителей.
Неформальные коммуникации. Наряду с формальной структурой существует и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях, и, соответственно, кроме информации, передаваемой по официальным, формальным каналам, циркулирует и неофициальная информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.
Неформальные коммуникации способствуют удовлетворению потребностей людей в общении. Они довольно часто используются руководителями, чтобы выяснить реакцию сотрудников на те или иные предполагаемые изменения. Особенность неформальных коммуникаций — гораздо большая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений.
Наличие в организации неформальных коммуникаций — явление нормальное, однако лишь до определенной степени. Следует помнить, что слухи — это всегда следствие недостатка информации, и большой объем сведений, распространяемых с помощью слухов, неформальных информационных обменов, свидетельствует о неблагополучии системы коммуникаций и ее неэффективности.
Коммуникации пронизывают все элементы организации. Их основная цель — обеспечить взаимопонимание людей, участвующих в информационном обмене. Этот процесс включает в себя девять составляющих элементов. Вот их определения:
♦ отправитель — сторона, посылающая обращение или
информацию другой стороне;
♦ кодирование — процесс представления информации в
символической форме;
♦ обращение — набор символов, передаваемых отправите
лем;
♦ средства распространения информации — каналы ком
муникации, по которым обращение передается от отправителя
(здесь следует отметить растущую сегодня популярность элек
тронной коммуникации: телевидение, радио, различные виды
компьютерной связи и т. д.);
♦ расшифровка — процесс, в ходе которого получатель при
дает значение символам, переданным отправителем;
♦ получатель, получающий обращение, переданное другой
стороной;
♦ ответная реакция — набор откликов получателя, воз
никших в результате контакта с обращением;
♦ обратная связь — часть ответной реакции, которую по
лучатель доводит до сведения отправителя;
♦ помехи — появление в процессе коммуникации незапла
нированных вмешательств среды или искажений, в результате
чего к получателю поступает обращение, отличное от того, что
посылал отправитель.
Необходимая информация или сообщение передается по каналу передачи информации в устной, письменной или наглядной форме. Выбор формы зависит как от самой информации, так и от ее предназначения. Канал передачи информации может быть:
♦ односторонним, когда информация передается только в
одном направлении;
♦ двусторонним, когда информация передается в обоих на
правлениях.
В случаях, когда канал связывает более двух людей или организационных единиц, следует говорить о наличии коммуникационной сети. Существует несколько видов таких сетей. Схемы наиболее распространенных коммуникационных сетей представлены ниже (см. рис. 17.1).
Наиболее часто встречающиеся схемы коммуникационных сетей: «А» — руководитель отдела, подразделения или службы; «Б», «В», «Г», «Д» — подчиненные ему работники.
Установлено, что «штурвал» надежнее, если проблема, которую необходимо решить, проста. «Штурвал» не годится в том случае, когда решение проблемы зависит от взаимного обмена идеями и постоянной обратной связи. «Штурвал» предпочтитель-
- --т
1.9. Демократ
9.9. Организатор
5.5. Манипулятор
1.1. Пессимист
9.1. Диктатор
Рис 17.1.Коммуникационные сети
нее при выполнении рутинных заданий, в которых допустимы ошибки.
Сеть типа «крут» более эффективна при выполнении менее рутинных заданий, требующих адаптации и творческого подхода.
Эффективность коммуникационных сетей зависит от длины дистанции, по которой проходит информация, и, соответственно, от времени и усилий, необходимых для ее прохождения. Чем дистанция и время меньше, а усилия значительней, тем сеть эффективнее.
Также большое значение имеет непосредственно передаваемая информация. Для обеспечения эффективной коммуникации она должна быть: достоверной, ценной, своевременной, полной и компактной.
Среди основных причин плохих коммуникаций можно назвать следующие:
♦ плохое содержание и структура информации;
♦ неправильно выбранная форма передачи информации;
♦ нерациональное расположение рабочих мест сотрудников;
♦ наличие затруднений или полное отсутствие обратной
связи;
♦ неправильная психологическая или мотивационная
установка сотрудников;
♦ психологическая и профессиональная несовместимость со
трудников;
♦ недостаточное понимание важности информации;
♦ слабая память.
Руководители часто ошибаются, считая, что работникам и даже руководителям нижестоящего уровня необязательно знать о положении дел на предприятии в целом. Исследования показывают, что осведомленность об общем состоянии дел работники ставят на одно из первых мест в перечне важнейших моральных факторов.
Недостатки психологической установки проявляются в виде:
♦ стереотипов мышления; предвзятых синений;
♦ неправильных взаимоотношений с кем-то;
♦ отсутствия внимания и потери интереса;
♦ неполноты фактического материала.
Основные принципы современной коммуникации:
♦ важно не то, что говорит отправитель информации, а
то, что понимает ее получатель;
♦ ответственность за качество передаваемой информации
всегда лежит на отправителе.
Таким образом, одним из главных связующих процессов в менеджменте следует назвать коммуникацию — процесс передачи и получения информации.
Задача менеджера — обеспечивать в организации условия для эффективной коммуникации.
ГЛАВА 18
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
В МЕНЕДЖЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Принятие решений, так же как и обмен информацией, — связующий процесс в менеджменте, составная часть любой управленческой функции. Необходимость подготовки и принятия решений возникает на всех этапах и уровнях процесса управления, связана со всеми аспектами управленческой деятельности и является ее квинтэссенцией. Управленческие решения — результат деятельности субъекта управления организации. Поэтому так важно понять природу и сущность решений1.
Решение — это выбор альтернативы. Любому поведению индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их подготовка и принятие в процессе управления организацией существенно отличаются от решений, принимаемых в частной жизни.
Какие же основные отличия управленческих решений?
Цели. Субъект управления, известный нам как один из основных элементов системы управления, принимает решение исходя не из своих собственных потребностей (хотя они, безусловно, играют свою определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.
Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее персонала. Такие решения могут повлиять на жизнедеятельность многих людей, решения руководителей могут, например, серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например,
2 Ефимова Е.М., Полупаров В.Л. Основы управления: введение в специальность: Учеб.-метод. пособие. М., 2001.
решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
Разделение труда. Если в частной жизни человек принимает решение и, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: менеджеры заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а исполнители — реализацией уже принятых решений.
Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта В управлении организацией принятие решений — это более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий специальной профессиональной подготовки.
Таким образом, управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Принятие управленческий решений — это связующий процесс, необходимый для выполнения управленческих функций. Он связан с ситуационным методологическим подходом в менеджменте. В нынешней рыночной экономической системе очень важны такие характеристики менеджера, как креативность, способность идти на риск, неординарность экономического мышления, ответственность за принятые решения. Все это можно объединить в такое понятие, как искусство управлять. Заповедью современного преуспевающего менеджера должно быть следующее: принятие каждого решения — это необходимость баланса между выгодой, затратами и риском.
В процессе управления организацией принимаются самые разнообразные решения, обладающие различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, которые позволяют классифицировать решения. Они представлены в табл. 18.1.
В организациях менеджерами принимаются организационные решения. Организационное решение — выбор, который позволяет менеджеру выполнять свои должностные обязанности. Целью организационного решения является достижение поставленных целей организации за счет обеспечения движения к этим целям посредством принятия решений на различных уровнях иерархии организации и в рамках различных управленческих функций.
Таблица 18.1 Классификация управленческих решений | ||
Классификационный признак | Группы управленческих решений | |
Степень повторяемости проблем | Традиционные | Нетипичные |
Значимость цели | Стратегические | Тактические |
Сфера воздействия | Глобальные | Локальные |
Длительность реализации | Долгосрочные | Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия решения | Корректируемые | Некорректируемые |
Характер использованной информации | Детерминированные | Вероятностные |
Методы разработки решения | Неформализованные | Формализованные |
Количество критериев выбора | Документированные | Многокритерированные |
Если рассматривать решения с точки зрения их повторяемости, стандартности, можно выделить два типа решений:
♦ запрограммированные решения;
♦ ^запрограммированные решения.
К запрограммированным относятся решения, носящие рутинный характер, принимаемые в условиях стандартных ситуаций, периодически повторяющиеся. К незапрограммированным решениям относят решения, характерные для уникальных ситуаций. У ^запрограммированных решений отсутствуют заранее установленные процедуры и правила выработки и принятия решений1.
С точки зрения использования методов принятия решений можно выделить три группы решений:
♦ интуитивные;
♦ решения, основанные на опыте;
♦ рациональные решения.
Интуитивные решения основаны на субъективных ощущениях менеджера о том, что данное решение является правильным. Такие решения достаточно рискованны, но в отдель-
1 Полукаров В.Л. Управленческие решения в менеджменте. М., 2003.
ных случаях составляют основную часть решений, принимаемых менеджерами высшего уровня.
Решения, основанные на опыте, обусловлены знаниями и опытом менеджера, наличием сходных ситуаций в прошлом. Логика таких решений не очевидна, но они привычны для менеджера, поэтому выбирается наиболее знакомая из всех альтернатив.
Рациональные решения принимаются вне зависимости от прошлого опыта в результате объективного аналитического процесса разработки решения.
Ответственность за принятое решение — тяжелое моральное бремя менеджера. Каждое решение системно и затрагивает все сегменты организации, отражаясь на связанных с ней субъектах внешней среды, самих членах организации, обществе в целом. Реализация решения сопряжена с множеством положительных и отрицательных последствий. Зачастую совокупный эффект всех положительных сторон решения в дальнейшем оказывается гораздо меньше отрицательных последствий, усиливающихся в процессе реализации.
Процесс принятия решения представляет собой последовательность взаимосвязанных действий по разработке, принятию, оформлению и реализации решения (рис. 18.1).
Процесс принятия решения начинается с этапа определения необходимости принятия решения. В некоторых случаях возможно отсрочить или исключить решение на данном уровне управления или в данной ситуации.
На втором этапе определяют проблему и анализируют проблемную ситуацию. Проблема — это сложная управленческая задача, для решения которой нет необходимых ресурсов или разработанных алгоритмов. Проблемная ситуация представляет собой совокупность проблем, взаимосвязанных с рассматриваемой проблемой. Таким образом, проблема, требующая решения, рассматривается в комплексе.
На этапе формулирования ограничений могут быть выявлены как внутренние (ресурсные) ограничения, так и внешние, связанные с состоянием внешней среды. Состав ограничений зависит объективно от сложившейся ситуации, а субъективно — от компетенции менеджера, который выявляет и формулирует ограничения.
«Штурвал»
«Круг»
Тип «У»
«Цепь»
&&&&&
Наиболее часто встречающиеся схемы коммуникационных сетей:
«А» — руководители отдела, подразделения или службы;
«Б», «В», «Г», «Д» — подчиненные ему работники
Рис. 18.1.Схема процесса принятия управленческого решения
Разработка и изучение возможных альтернатив (вариантов действий) предполагают получение набора альтернатив с помощью индивидуальных или групповых методов их генерации. Количество альтернатив ограниченно (но не менее двух), и во многих ситуациях в этот набор могут не попасть варианты оптимального решения проблемы. Это происходит из-за недостатка времени, информации или компетенции менеджера. Поэтому в качестве решения может быть выбран просто приемлемый в данный момент вариант решения.
Оценка альтернатив проводится путем прогнозирования будущих изменений после принятия решения. Каждая альтернатива оценивается с точки зрения степени достижения цели решения. Сравнение альтернатив связано с разработкой стандарта, способа оценки и сравнения, иначе называемого критерием.
Выполнение решения предполагает сообщение о принятии решения, его реализации исполнителями и установлении обратной связи для последующей оценки результатов на основе полученной информации. От компетентности исполнителей, степени сопротивления изменениям вследствие принятого решения в значительной мере зависит эффективность управленческих решений.
Формула эффективного решения:
ЭР = К + С, где К — это качество решения;
С — согласие исполнителей на его выполнение.
Условия принятия решений сильно влияют на результаты решения, так как менеджеры принимают решения, опираясь на различные объемы информации и с различной степенью вероятности положительного или отрицательного результата (рис. 18.2).
Есть достоверная и полная информация, необходимая менеджеру для принятия решения. Менеджер уверен в успехе решения. В этом случае решение принимается в условиях определенности и минимального риска.
Информация для принятия решения есть, но в недостаточном объеме. Присутствует большая вероятность неудачи. В этом случае менеджер принимает решения в условиях риска.
Информация не полная, и менеджер делает предпосылки, которые равновероятно могут быть верными и неверными. В этом случае существуют условия неопределенности при принятии решений.
Перед менеджером стоят неясные цели, альтернативы плохо определены, полностью отсутствует необходимая информация. Очень велика степень вероятности неудачного решения. Это наиболее сложные и рискованные решения, принимаемые на основе сомнительных предпосылок.
На решение оказывают влияние следующие факторы:
♦ ценностные ориентации руководителя;
♦ время разработки и принятия решения;
Выявление необходимости принятия решения
Диагностика проблемы и анализ проблемной ситуации
Формулирование ограничений
Разработка и анализ возможных альтернатив решения
Выбор альтернатив (принятие решения)
Исполнение решения
Оценка результатов решения
Рис18.2. Условия принятия управленческих решений
♦ информационные ограничения;
♦ внешняя среда;
♦ поведенческие ограничения.
Система ценностей руководителя является фундаментом решения. Менеджер делает выбор, основываясь на своих представлениях. Длительный период времени для разработки и принятия решения в значительной степени повышает качество и эффективность решения. Но в реальной ситуации временной интервал офаничен степенью остроты проблемы и необходимостью своевременного принятия решения. Информационные ограничения связаны с доступной ценой и наличием информации. Кроме того, степень динамичности и неопределенности внешней среды, сложность взаимосвязей с субъектами окружения организации повышает или понижает риск принятия неправиль-
ных решений. Поведенческие ограничения связаны с личными пристрастиями менеджера, загруженностью текущей работой, психофизиологическими особенностями, информационными и другими перегрузками. Таким образом, эти факторы можно объединить в три большие группы:
Когнитивные факторы, которые показывают, как личность руководителя воспринимает окружающую для своей организации внешнюю среду.
Организационные факторы, определяющие микроклимат в организации.
Политические факторы, раскрывающие политику фирмы.
Так классифицируют эти факторы современные российские ученые.
В современной науке и практике менеджмента существуют несколько точек зрения на управленческий процесс подготовки и принятия решения.
Одна из них — профессоров Б.В. Прыкина и Р.А Фатхут-динова. Они вводят такое понятие, как «технология принятия решения», которая включает следующие элементы:
Что делать (количество и качество объекта)?
С какими затратами (ресурсы)?
Как делать (по какой технологии)?
Кому делать (исполнители)?
Когда делать (сроки)?
Для кого делать (потребители)?
Где делать (место)?
Что это дает (экономический, социальный, экологический, технический эффект)?
Если вы ответили на все вопросы количественно и увязали элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит вы разработали технологию принятия решения.
Далее авторы этого подхода выделяют этапы и операции процесса принятия решения:
♦ выявление управленческой проблемы или задачи;
♦ предварительная постановка цели;
♦ сбор необходимой информации;
♦ анализ информации;
♦ определение исходных характеристик решения;
♦ экономическое обоснование выбранного решения;
♦ согласование решения с органами управления и исполни
телями;
♦ оформление и утверждение решения;
♦ организация выполнения решения;
♦ контроль выполнения решения;
♦ стимулирование повышения качества работ, экономии
ресурсов и соблюдения сроков;
♦ установление обратной связи с лицом, принимающим
решение, и при необходимости корректировка цели и задач.
Каждый этап, в свою очередь, состоит из ряда операций.
Американский менеджмент рассматривает алгоритм подготовки и принятия управленческого решения в виде трех стадий:
1) подготовительная стадия, которая включает изучение
управленческой ситуации, выявление проблемы и формулиро
вание проблемы;
2) стадия разработки и принятия решения; она включа
ет разработку менеджерами альтернативных решений, их оцен
ку, выбор наилучшего решения;
3) стадия реализации решения; это, прежде всего, органи
зация реализации решения, анализ и контроль за реализацией
решения, оценка достигнутого результата.
Современные российские ученые менеджмента представляют управленческий цикл подготовки и принятия управленческого решения в виде трех стадий, определяя их следующим образом:
♦ разведывательная стадия;
♦ проектная стадия;
♦ стадия выбора.
Методы разработки решений подразделяются на три группы:
♦ методы постановки проблем;
♦ методы решения проблем;
♦ методы организации выполнения принятых решений.
Система методов решения проблем представлена на схеме
и включает логические, математические (количественные) и эвристические методы.
Современный этап менеджмента определяет метод коллективного решения проблем как наиболее эффективный в дея-
тельности организации. Раскрьюая особенности методов коллективного решения проблем, можно выделить три основных:
Метод номинальной групповой техники. Он построен на принципе ограничений межличностных коммзшикаций. Достоинством данной техники является то, что, несмотря на совместную работу членов группы, она не ограничивает индивидуального мышления и предоставляет каждому участнику возможность обосновать свой вариант решения.
I
а
I
S
Решения, принимаемые в условиях риска | Решения, принимаемые в условиях определенности |
Решения, принимаемые на основе сомнительных предпосылок | Решения, принимаемые в условиях неопределенности |
Вероятность успеха решения Рис.18.3. Вероятность успеха решения
Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения.
Метод Дельфы. Он часто используется в случаях, когда невозможен сбор группы. В соответствии с методикой членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы. Таким образом достигается независимость мнений. Однако затраты времени на разработку решений существенно растут.
Метод мозговой атаки. Каждому участнику группы предоставляется право высказать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности. Чем больше разных предложений, тем лучше. Все предложения выслушиваются без критики, а затем производится централизованно их анализ.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Абсолютное преимущество— возможность для страны производить товар с меньшими затратами (объемами привлекаемых факторов производства) по сравнению с другими странами (торговыми партнерами).
Аванс— денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих платежей за материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.
Авизо— официальное извещение банка об исполнении расчетной операции, направленное одним контрагентом другому; особенно широко используется банками при взаимных расчетах.
Автаркия— политика добровольной или вынужденной изоляции страны от мирового рынка, хозяйственное обособление государства.
Авуары— 1)активы, имущество; 2) денежные средства клиента, находящиеся в банке.
Агрегирование— соединение отдельных единиц или данных в единый показатель. Например, все цены индивидуальных товаров и услуг образуют один общий уровень цен или все единицы продукции агрегируются в реальный чистый национальный продукт. Агрегирование рынка— действие, противоположное сегментации рынка, или стратегия, с помощью которой фирма рассматривает весь рынок как однородную сферу и стандартизирует маркетинговые мероприятия.
Ажио— превышение рыночных курсов денежных знаков, векселей или ценных бумаг по сравнению с их нарицательной стоимостью.
Аквизиция— приобретение предприятия акционером или группой акционеров путем скупки на фондовой бирже всех акций данного предприятия.
Аккредитив— поручение банку о выплате определенной суммы физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитивном письме условий; денежный, имен-
ной документ, выдаваемый банком лицу, внесшему определенную сумму и желающему получить ее полностью или частями в другом городе в течение определенного времени.
Актив — 1) собственность физического или юридического лица; 2) часть бухгалтерского баланса.
Акцепт— согласие принять предложение контрагента о заключении договора; согласие на оплату платежного требования при расчетах через банк
Акциз — вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также на услуги. Включается в цену товаров или плату за услуги.
Акционерное общество — предприятие, созданное на основе добровольного объединения гражданами и (или) юридическими лицами своего имущества путем выпуска акций. Различают открытое и закрытое акционерные общества.
Акция — ценная бумага, удостоверяющая право собственности на долю в капитале акционерного общества и дающая право на участие в его прибылях, а в определенных случаях (простая акция) на участие в управлении предприятием.
Акция обыкновенная (простая) — акция, дающая право на участие в управлении акционерным обществом и получение дивиденда.
Акция привилегированная — акция, не дающая права голоса на собрании акционеров, но дающая право на фиксированный дивиденд, выплачиваемый в первоочередном порядке.
Альпари — соответствие биржевого курса ценных бумаг или рыночного курса валют их номиналу.
Альтернативная стоимость — стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующим того же времени или тех же ресурсов.
Амортизационные отчисления — отчисления части стоимости основных фондов для возмещения их износа (на полное восстановление).
Аннуитеты — вид государственного долгосрочного займа, по которому кредитор ежегодно получает определенный доход (ренту), устанавливаемый с расчетом на постоянное погашение капитальной суммы долга вместе с процентами по нему.
Антимонопольная политика — государственное регулирование, направленное на демонополизацию экономики и предотвращение возникновения монополий.
Аренда— передача владельцем своего имущества на заранее определенное время в пользование другому лицу, которое в обмен обязуется регулярно платить владельцу определенные денежные суммы, называемые арендной платой или рентой.
Ассортимент — набор товаров, продукции или услуг, конкретизированный по сортам, маркам, размерам.
Аудиторы — организации (должностные лица), проверяющие состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятий и объединений.
Аукцион — открытые торги, на которых право собственности на продаваемое имущество передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную сумму.
«Бай-бэк»— долгосрочная товарообменная операция, при которой поставка машин и оборудования осуществляется в кредит с последующей оплатой произведенной с их помощью продукции.
Баланс — система показателей, характеризующая на определенную дату в денежном выражении состояние средств производства как по составу (актив), так и по их источникам, целевому назначению и срокам возврата (пассив). Подразделяются на систему сводных (платежный, торговый, расчетный и др.) и бухгалтерских балансов.
Банк— финансовое учреждение, привлекающее денежные средства от юридических и физических лиц и размещающее их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности.
Банк коммерческий — частное предприятие, осуществляющее кредитно-кассовое обслуживание предприятий и частных лиц.
Банк Центральный — государственный банк, осуществляющий руководство всей денежно-кредитной системой страны, обладающий монопольным правом эмиссии денег; хранит временно свободные средства и обязательные резервы коммерческих банко