Функции профессионализации менеджмента
Четвертая группа функций менеджмента. Профессионализация — ключевая особенность менеджмента. Именно профессионализация отличает менеджмент от других видов социального управления. Базой формирования данной особенности менеджмента служит развитие теориии методологии менеджмента, обобщение искусства управления и опыта хозяйствования, действующая разветвленная система подготовки менеджеров, разнообразные программы и формы обучения. По критерию профессионализации менеджмента выделяют две группы функций:
1. Функции профессионализации деятельности:
♦ ментальности;
♦ интеллектуализации;
♦ инновационности;
♦ предприимчивости;
♦ социальной ответственности и риска;
♦ результативности и эффективности;
♦ качества и конкурентоспособности;
♦ управляемости и оперативности.
2. Функции профессионализма менеджеров:
♦ организованности и решительности;
♦ гуманности и этичности поведения;
♦ компетентности;
♦ правового сознания;
♦ инициативности;
♦ целенаправленности.
С развитием менеджмента функции профессионализации управления обогащаются новым содержанием, возникают новые функции. В настоящее время активно исследуются проблемы профессионализации функциональных менеджеров, а также проблема профессионализации управленческого персонала, создаются модели формирования карьеры по основным управленческим профессиям.
Подготовка профессиональных менеджеров в России, переориентация кадров, повышение квалификации— ключевые проблемы в менеджменте. Это обусловлено традиционной для
России структурой управленческого персонала, в которой почти половину численности управленческого аппарата основного звена хозяйствования составляют линейные руководители, специалисты — 22%, экономисты и инженеры-экономисты — 9%
Численность аппарата управления в народном хозяйстве в 1995 г. составляла около 15% в общей численности занятых работников. В России проявляется тенденция роста численности аппарата управления, несмотря или вопреки коренным структурным преобразованиям в управлении экономикой и менеджменте. По данным за 1995 г., численность аппарата управления в основном звене промышленного производства составила 19%. Деформированная структура управленческих кадров характерна для всех уровней управления экономикой. По данным за 2006 г., в органах государственной власти и управления сложилась следующая структура: руководители составляют 32,5%, специалисты — 45,3, служащие — 9,5, рабочие — 10,2%.
Приведенные данные убеждают в необходимости комплексного подхода к использованию управленческого, кадрового потенциала и прежде всего к повышению профессионализма, предприимчивости, что будет способствовать обеспечению оперативности и организованности работы на научной основе.
Функции профессионализации следует рассматривать как связующие звенья в методологии исследования управленческой деятельности. На схеме показаны взаимосвязи видов деятельности или функций менеджмента, последовательность их формирования и оценки, а также место в процессах развития экономики и менеджмента.
С позиций формирования результативно и эффективно действующей системы менеджмента ключевую роль играют специфика и назначение объекта управления, его структура и взаимосвязи. Характеристики последнего выступают исходным условием формирования процессов управления, выбора средств воздействия в последовательности основных функций менеджмента; специфика и качество решаемых проблем и состояния объекта управления позволяют формировать процессы развития системы менеджмента.
Вся рассмотренная совокупность функций воздействует на профессиональные требования, предъявляемые к управленческому аппарату и менеджерам, что и составляет содержание функций профессионализации менеджмента.
Основные функции менеджмента: Целеполагание Планирование Организация Мотивация Гуманизация Контроль | |||||||||
♦ * | |||||||||
Функции систем . менеджмента: Управление маркетингом Управление производством Корпоративное управление Управление проектами Управление инвестиционное Управление инновациями | Процессные функции менеджмента: Исследование и диагноз ситуации Выявление и структуризация проблем Разработка и обоснование альтернатив Принятие управленческого решения Управление реализацией решения Оценка результативности | еж- | Функции развития: Антикризисное управление Интеграция Диверсификация Самоуправление Глобализация | ||||||
Функции профессионализации менеджмента: Инновационность Предприимчивость Ответственность и риск Результативность и эффективность Управляемость и оперативность | |||||||||
Рис. 11.4. Формирование взаимосвязей функций менеджмента
Результативность профессионализации является основой результативности процессов выработки управленческих решений, правильного выбора и эффективного использования средств и методов воздействия в разрезе и последовательности основных функций менеджмента, что в совокупности характеризует результативность системы управления данного вида менеджмента. А характеристики способности системы управления реализовать потенциальные возможности объекта управления и реальные социально-экономические условия экономики позволяют достичь определенного уровня развития.
Существует также традиционный, классический подход определения количества и содержания функций менеджмента. Он был определен основоположниками менеджмента и дополнен практикой менеджмента. В соответствии с этим подходом цикл управленческой деятельности рассматривается как взаимосвязь пяти управленческих функций и двух связующих процессов. В дальнейших главах учебного пособия дана детальная характеристика этих видов управленческой деятельности.
ГЛАВА 12
ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Планирование представляет собой наиболее существенную из всех менеджерских функций, поскольку связано с целями, альтернативным выбором, определяет действия как перспективные, так и текущие. Планирование находит отражение во всех функциях менеджмента, но логически предшествует им, т. е. менеджер организует, контролирует, стимулирует и руководит в соответствии с планами.
Планирование — это базовая, стартовая функция менеджмента. Именно с составления планов начинается деятельность любой организации.
Планирование— процесс определения целей и приоритетных направлений развития организации, а также программы действий по их достижению.
Планирование — это заблаговременное решение вопросов: Что следует сделать?
Когда следует сделать?
Как следует сделать?
Кто должен сделать?
У планирования есть пять важных целей:
♦ снизить отрицательный эффект неопределенности внешней среды;
♦ сосредоточить внимание на главных задачах:
♦ обеспечить экономичное функционирование;
♦ интеграция деятельности различных подразделений в достижении целей предприятия;
♦ облегчить контроль.
Для того чтобы планирование было эффективным, оно должно опираться на разнообразную и достоверную информацию о состоянии внешней и внутренней среды, оперативно «улавливать» и предвидеть все происходящие в них изменения.
В зависимости от возможности отслеживания состояния внешней среды выделяются:
♦ плановое реагирование (выявление изменений, происхо
дящих во внешней среде, и адаптация структуры организации
и ее деятельности к этим изменениям); '
♦ упреждающее тонирование (будущие характеристики
внешней среды прогнозируются, и, соответственно, характер
будущей плановой деятельности «подстраивается» под ожидае
мые внешние условия);
♦ активное плановое воздействие (определяются желатель
ное состояние внешней среды и способы достижения такого со
стояния).
Само состояние внешней среды может квалифицироваться как контролируемое, частично контролируемое или неконтролируемое.
Существует несколько разновидностей планов, их можно сгруппировать следующим образом:
1. По уровню управления:
♦ корпоративные;
♦ отдельного предприятия;
♦ подразделения предприятия;
♦ проекта;
♦ задачи.
2.По временному признаку:
♦ перспективные (до 10—15 лет);
♦ среднесрочные (до 3 лет);
♦ годовые;
♦ оперативные (на квартал, месяц).
3. По типу:
♦ стратегические;
♦ тактические;
♦ операциональные;
♦ нормативные (бюджетные).
4. По временной ориентации в технологии разработки:
♦ реактивные (ориентация у плановиков на прошлое);
♦ инактивные (ориентация у плановиков на настоящее);
♦ преактивные (ориентация на будущее — упреждение);
♦ интерактивные (ориентация на взаимодействие, учитывает прошлое, настоящее и будущее как различные, но неразделимые аспекты планируемого).
5. По объекту (предметной области):
♦ производство;
♦ маркетинг;
♦ капитальное строительство;
♦ материальное снабжение и запасы;
♦ кадры;
♦ финансы;
♦ организационный;
♦ развитие (совершенствование);
♦ бизнес-план.
По составу лиц, участвующих в планировании: традиционное, осуществляемое профессиональными плановиками; парти-сипативное — с вовлечением в процесс планирования всех, кого оно непосредственно затрагивает.
План — это документ, фиксирующий решения относительно целей, стратегий, программ и распределения ресурсов. Чем сложнее объект планирования, тем больше планов, сложных и многосторонних, используется в управлении.
План с изложением ожидаемых результатов в числовом выражении — это бюджет.В узком смысле назначение бюджета состоит в сравнении фактических затрат с плановыми показателями и осуществлении на этой основе контроля. В более широком определении бюджет является финансовым планом, а также планом использования трудовых и материальных ресурсов.
На предприятии разрабатывается много видов бюджетов, которые можно объединить: в основной, операционный, финансовый.
Основной бюджет определяет потребности в капитале для достижения поставленных целей. Он состоит из трех финансовых документов:
♦ прогноза счета прибылей и убытков;
♦ прогноза движения денежных средств;
♦ прогноза баланса предприятия.
Основной бюджет разрабатывается на базе операционного и финансового. Первый состоит из бюджетов:
♦ продаж;
♦ производства;
♦ запасов;
♦ затрат на материалы;
♦ накладных расходов;
♦ прямых затрат на оплату труда;
♦ коммерческих расходов;
по
♦ управленческих расходов;
♦ прибылей и убытков.
Финансовый бюджет включает:
♦ инвестиционный бюджет;
♦ кассовый бюджет;
♦ балансовый отчет.
Фундаментом бюджетирования является правильная оценка объема продаж, а следовательно, хорошо «поставленные» маркетинговые исследования и как их результат — план маркетинга.
К сожалению, бюджеты быстро устаревают. Существует два направления смягчения этого недостатка:
1) создание «роллинг»-бюджетов. В каждый квартал годо
вого бюджета вносятся небольшие дополнения, цель которых —
переоценить следующие девять месяцев;
2) гибкое отношение к бюджету. Внесение изменений в
существующий бюджет по мере их появления.
Формы планирования
Современная практика менеджмента выделяет три основные формы внутрифирменного планирования:
♦ централизованное;
♦ децентрализованное;
♦ комбинированное.
Выбор формы планирования зависит от масштабов организации, характера основного производства и уровня развития диверсификации, организационной структуры, квалификации специалистов-плановиков, состояния учета, развитости технической базы информационных технологий и т. д.
Централизованная форма планирования. При руководстве предприятия имеется центральная служба (отдел) планирования. Она подчиняется непосредственно президенту (генеральному директору) или одному из его заместителей. Ее главная функция — разработка перспективных и текущих планов для всех предприятий, входящих в объединение. Предприятия и отделения не имеют в этом случае плановых служб и ограничиваются оперативным контролем за снабжением и запасами материалов, сырья, запчастей и т. п.
Ill
Эта форма используется, как правило, в объединениях предприятий одинакового или близкого производственного профиля с единой сетью вычислительной техники, что позволяет сократить персонал, занятый планированием. Основное преимущество централизованной формы — большие возможности для осуществления единой идеологии развития исходя из интересов объединения в целом.
Децентрализованная форма планирования. В крупных концернах с диверсифицированным производством и достаточно самостоятельными отделениями или филиалами основная работа по планированию сосредоточена в них. В концерне имеется центральная плановая служба, которая разрабатывает в соответствии с указаниями высшего руководства лишь общее направление развития концерна. Кроме того, она осуществляет методическое и координационное руководство плановой деятельностью. На основе планов подразделений центральная служба составляет единый план, который используется как средство контроля.
Центральная служба при децентрализованной форме планирования должна учитывать два основных требования:
♦ по своей организационной структуре быть приспособлен
ной для координации работы всех отделов аппарата управления
и направлять деятельность всех подразделений фирмы по еди
ному плану, соответствующему общей политике;
♦ строить свою работу с учетом новейших достижений
информационных технологий на базе компьютерной техники.
Фирмы стараются формировать центральную службу планиро
вания из самых творческих, способных к аналитической работе
специалистов, умеющих использовать новейшие методы и сред
ства планирования, а также оценивать основные направления
развития технического прогресса применительно к запросам и
условиям деятельности компании.
Комбинированная форма планирования содержит элементы и составляющие первых двух форм планирования.
Процесс планирования
Непосредственно процесс планирования состоит из четырех стадий:
1) постановка целей организации;
2) анализ внешней и внутренней среды организации, оценка ее сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей (PEST и SWOT анализ);
3) изучение и анализ альтернатив программ действий орга
низации;
4) выбор программ и их реализация.
Необходимость в составлении планов требует от менеджеров не только способности мыслить в перспективе, одновременно совершая практические действия, но и, пожалуй, более главного навыка — умения выделять цели.
При постановке целей менеджер должен выяснить: в каком состоянии находится организация; в каком состоянии она хочет находиться; что для этого необходимо сделать?
Определив таким образом перечень целей, менеджер также должен осознавать степень значимости каждой из них и уметь выделять: главные цели (ГЦ); важные цели (ВЦ); промежуточные цели (ПЦ); низшие цели (НЦ). В соответствии с такой классификацией процесс постановки и определения целей можно представить в виде «дерева целей».
пц | пц |
ПЦ | пц |
[нц| 1 нц 11нц||нц[ |нц||нц| |нц11нц|[нц] |нц| |нц] [нц|
Рис 12.1. «Дерево целей»
В качестве современных требований к целям можно предъявить следующие: ясность целей, четкость, реальность, соизмеримость с возможностями организации; дифференцированность по времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).
В мировой практике управленческой деятельности широко используется управление по целям (англ. МВА). Этот метод управления позволяет объединить такие функции менеджера, как планирование и контроль. Этот метод управления можно представить следующими этапами:
1) выработка целей;
из
2) планирование действий;
3) проверка и оценка работы;
4) корректирующие меры.
Управление по целям подразумевает, что руководители будут формулировать на своем уровне цели, с тем, чтобы довести их до своих подчиненных, те, в свою очередь, будут формулировать свои цели, руководствуясь целями руководителей. Таким образом, управление по целям помогает увязать цели подчиненных с целями начальника и всей организации в целом. В отдельной литературе по МВА именуется как философия управления, ориентированная на результаты.
Стратегическое планирование
Стратегическое планирование — особый вид плановой работы, состоящей в разработке стратегических планов, предусматривающей выдвижение таких целей и стратегий развития организации, реализация которых обеспечит ее эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Стратегическое планирование представляет собой процесс определения целей организации, а также путей их достижения.
Стратегическое планирование отвечает на следующие вопросы:
Какие долгосрочные возможности представляются предприятию с учетом внутреннего потенциала и ожидаемых изменений рынка?
Какие стратегии необходимы, чтобы привести в соответствие внутренние возможности с ожидаемыми внешними изменениями?
Одновременно в рамках стратегического планирования разрабатываются и оцениваются альтернативные варианты, а также устанавливаются приоритеты. Модель стратегического планирования можно представить следующим образом.
В системе стратегического планирования можно выделить четыре основных этапа:
Оценка — менеджеры проверяют конкурентоспособность организации, определяя сильные и слабые стороны.
Миссия | Анализ среды и прогнозирование | Цели | Стратегия | Реализация и контроль | ||||||
i | ||||||||||
Рис. 12.2.Модель стратегического планирования
Выбор— опираясь на результаты оценки, менеджеры разрабатывают стратегические альтернативы, с тем, чтобы выбрать наиболее подходящую стратегию.
Исполнение— после принятия стратегии разрабатываются обеспечивающие планы, совершенствуются методы и процедуры планирования, мобилизуются людские, финансовые и материальные ресурсы организации.
Анализ —. приведенный в действие план должен периодически подвергаться анализу, с тем, чтобы молено было вносить необходимые коррективы.
Стратегическое планирование должно отразить три основных направления:
♦ анализ сферы деятельности;
♦ оценку хозяйственного состояния предприятия (фактичес
кий уровень, сильные и слабые стороны);
♦ формулировку стратегий.
Анализ должен распространяться на следующие области:
♦ политические, общественные, экономические, технологи
ческие и экологические условия, определяемые нормативными
документами;
♦ рынки сырья, материалов, средства производства;
♦ рынки сбыта;
♦ конкуренцию;
♦ тенденции и перспективы обработки информации.
Этот перечень не исчерпывает весь возможный спектр областей анализа Основными критериями для анализа сильных и слабых сторон деятельности предприятий являются:
♦. доля данной организации на рынке;
♦ расположение организации;
♦ производительность;
♦ себестоимость производства продукции;
♦ квалификационный уровень управленческих кадров;
♦ система управления;
♦ материально-техническое снабжение;
♦ общая финансовая ситуация;
♦ маркетинг.
Выбранная стратегия охватывает следующие основные области:
♦ кадры;
♦ ресурсы;
♦ исследования и разработку;
♦ производство (технологию);
♦ управление;
♦ обработку информации, менеджмент;
♦ финансы;
♦ рынки.
Особое значение придается стратегическим концепциям на рынках сбыта.
При составлении стратегического плана менеджеру необходимо учитывать следующие требования:
♦ соответствие плана миссии организации;
♦ увязка плана с имеющимися ресурсами, его соответ
ствие стилю управления организацией;
♦ совместимость планов структурных подразделений органи
зации;
♦ объективная оценка складывающейся ситуации;
♦ развернутое описание мероприятий и сроков их осуществ
ления, описание ожидаемых последствий;
♦ наличие большого фактического материала.
Помимо стратегических организация занимается разработ-кдй тактических планов, или, как принято в практике менеджмента их называть, «планов текущей деятельности», «планов прибыли». Их основные особенности:
♦ ориентированы на те мероприятия, с помощью которых
выпускаемые товары производятся и поступают на рынки;
♦ подкрепляются планами для каждой функциональной
сферы (закупка, производство, сбыт, финансы);
♦ тактические планы разрабатываются в полном соответ
ствии со стратегическим, но не являются его частью;
♦ если стратегические планы и решения по ним принимает
высшее руководство, то тактические разрабатываются на уров
не менеджеров среднего звена, т.е. реализуется принцип: «Кто
должен выполнять планы, тот их и разрабатывает»;
♦ тактические планы рассчитаны на более короткий период
времени, поэтому результаты их реализации проявляются до
вольно быстро, что позволяет осуществлять быстрое принятие
мер по выявленным отклонениям.
Бизнес-план
Одним из видов планов, широко применяемых в современном западном и российском бизнесе, является бизнес-план организации. Бизнес-план — документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Он разрабатывается, как правило, на несколько лет (3—5 лет) с разбивкой по годам.
Бизнес-план содержит в себе по сути проект развития организации. Основными характеристиками проекта, отражаемыми в бизнес-плане, являются:
♦ сущность проекта (вид деятельности); обоснование про
екта (состояние спроса и предложения); обеспечение (произ
водственный, маркетинговый и организационный планы);
♦ необходимые для реализации проекта средства; конеч
ные финансовые итоги осуществления проекта.
Основными пользователями бизнес-плана являются разработчики, которые продумывают и решают конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой маркетинга, организацией, управлением и контролем, поиском партнеров; сотрудники предприятия, которые могут принимать участие в подготовке бизнес-плана; потенциальные инвесторы, которых необходимо убедить в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта.
Типовая структура бизнес-плана:
♦ титульный лист — сведения об организации, стоимость
проекта, потребности в финансировании;
♦ вводная часть — обоснование перспективности проекта,
необходимый объем инвестиций;
♦ анализ положения дел в отрасли — динамика продаж,
тенденции ценообразования, характеристика конкурентов, по
требителей, влияние научно-технических, социальных факто
ров и т. д;
♦ сущность проекта — основные цели предприятия, под
робное описание изделия, патентная защита, характеристика
организации, степень ее готовности к реализации проекта, об
щая стоимость проекта, включающая размеры и график капи
таловложений;
♦ план по маркетингу — программа комплексных рыноч
ных исследований, которые предполагается осуществить в ходе
реализации проекта: определение общего объема и ассортимен
та реализуемой продукции с разбивкой по периодам осуществ
ления проекта, направлений совершенствования продукции с
учетом прохождения этапов ее жизненного цикла, требований к
упаковке, внешнему виду; обоснование ценовой политики, пла
нирование сбыта, его стимулирования; планирование реклам
ной кампании, сервиса, система маркетингового контроля;
♦ производственный план — определение себестоимости,
производственных мощностей, потребностей в сырье, производ
ственных площадях, описание всего технологического процес
са, субподрядчиков;
♦ организационный план — описание организационно-пра
вовой формы, организационной структуры управления, харак
теристика руководящего состава, работа с персоналом, матери
ально-техническая обеспеченность управления, местонахожде
ние предприятия;
♦ оценка рисков — изложение всех возможных проблем,
которые могут осложнить реализацию проекта, определение ком
плекса предупреждающих мер, сценариев поведения в случае
наступления неблагоприятных событий;
♦ финансовый план — сводный баланс доходов и расходов,
план денежных поступлений и расходов, балансовый план на
конец года в его традиционной форме, план по источникам и
использованию средств;
♦ приложения — документы, использованные при подго
товке бизнес-плана.
В основе планирования как процесса управленческой деятельности необходимо выделить систему показателей, исполь-
зуемых в стратегическом и тактическом планировании, а точнее, при разработке штатов любого типа и вида. Показатель — выражение планового задания на основе использования упорядоченной системы признаков, количественных или качественных. Основные виды показателей, используемых в планировании:
♦ конечные, характеризующие результаты деятельности
объекта на макроуровне, — показатели, характеризующие про
дукцию, услуги, и промежуточные, характеризующие продук
цию, необходимую для создания конечного продукта;
♦ натуральные, характеризующие производство и потреб
ление в материально-вещественной форме, и стоимостные, вы
ражающие совокупные результаты производства — ВВП, наци
ональный доход;
♦ количественные — характеризуют прямые, непосред
ственные результаты производства (могут быть объемными и
сетевыми), качественные — характеризуют потребительскую
стоимость продукции, условия развития общественного произ
водства, степень его эффективности;
♦ объемные, определяющие размеры производства, эффек
тивность труда, результативность, и сетевые, выражающие за
дания по развитию различных элементов социальной инфра
структуры;
♦ абсолютные — выражают количественную характерис
тику измеряемого процесса, относительные — характеризуют
эти явления на основе определенной базы, т.е. в сравнении с
другими;
♦ утверждаемые — обязательные для исполнения, могут
носить адресный характер, расчетные — обосновывающие, обя
зательные, информационно-справочные — аналитические по
казатели.
ГЛАВА 13
ОРГАНИЗАЦИЯ
КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Если планирование определяет, что именно будет делать организация, то при организации в менеджменте определяются структура организации и условия для обеспечения функционирования организации (обеспечение персоналом, материалами, финансовыми и другими ресурсами). Таким образом, организация как функция менеджмента включает в себя две составляющие:
♦ организационное проектирование;
♦ организация процесса работы.
Организация как функция управления состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования.
Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.
Как уже отмечалось в предыдущей теме, важная цель планирования — это разрешить неопределенность. Потребность в приспособлении к переменам — один из факторов, придающих такое важное значение планированию. Тем не менее, сколь бы важным ни было планирование, — это только начало. Организация, имеющая большое количество разных планов и не имеющая цельной схемы структуры претворения их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функции планирования и организации тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация объединяются. Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации (организует структуру системы, создает аппарат, который будет «играть» на сцене), а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди. Речь идет о привнесении человеческого фактора в нечто имеющееся на бумаге (план), в нечто неодушевленное. Это значит, она должна «вдохнуть» жизнь в организацию.
Поскольку концепция организации состоит в сведении воедино всех специалистов фирмы, задача состоит в том, чтобы
определить миссию, роль, ответственность, подотчетность для каждого из них. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, ее целей, технологий и персонала.
Организационное проектирование — деление организации на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации целей организации. Этот процесс предполагает установление полномочий различных должностей, определение должностных отношений конкретных лиц в организации.
Организация процесса работы включает в себя обеспечение эффективного функционирования и взаимодействия различных подразделений предприятия для достижения запланированных целей.
Организационная структура является «продуктом» процесса организационного проектирования и представляет собой формальные правила, разрабатываемые менеджерами для эффективного разделения труда и распределения официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп. Структура характеризует устойчивые связи между элементами организации, позволяет определить сферы контроля управляющих и скоординировать все функции. Организационная структура является единственным способом перехода от планов к действиям.
Структура управления организацией — упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура — это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Структура управления включает в себя цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.
Организационное проектирование включает следующие этапы:
♦ деление организации на блоки по горизонтали;
♦ установление соотношений полномочий различных дол
жностей;
♦ определение должностных обязанностей.
Для того чтобы раскрыть динамику развития организационных структур и сущность многочисленных проблем, стоящих на пути их совершенствования, необходимо рассмотреть методологические принципы проектирования системы организационного управления. Изучение принципов позволяет решать большой и сложный комплекс вопросов, связанных с организационным проектированием. Важность детального рассмотрения принципов управления обусловлена еще и тем, что они непосредственно влияют на структуру управления, внося в нее определенные коррективы.
Можно сформулировать следующие принципы проектирования системы организационного управления:
Развитие демократических основ управления. Большую роль при этом играет правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений, способствующее разделению стратегических и текущих задач в управлении. Таким образом, в соответствии с этим принципом проектирование организационной структуры управления необходимо доводить до такой степени, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за ведение дел в организации.
Принцип системного подхода требует формирования полной совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования организации.
Принцип управляемости предполагает фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников. При формировании аппарата проектирования структуры управления необходимо стремиться к оптимальности такого соотношения. Важным здесь также является распределение управленческих решений по' уровням, которое должно предусматривать рациональную степень загрузки руководителя, принимающего решение. Если загрузка руководителя намного превышает допустимые нормы, резко снижаются эффективность и оперативность управления. Осуществление на практике этого принципа значительно затруднено из-за отсутствия научно обоснованных норм управляемости.
Принцип соответствия субъекта и объекта управления — важный методологический принцип, который заключается в том, что структура управления должна формироваться прежде всего исходя из особенностей объекта управления. Со-
став подразделений организации, характер взаимосвязи между ними определяются спецификой функционирования как отдельных структурных звеньев, так и системы в целом.
Принцип адаптации. Он связан с требованием гибкости, адаптивности, способности быстро реагировать на изменение внешних и внутренних экономических условий. Важное значение в связи с этим приобретает совершенствование информационного аспекта с целью обеспечить проявление и развитие данного принципа.
Принцип специализации. В соответствии с этим принципом проектирование структуры управления необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить технологическое разделение труда при формировании структурных подразделений.
Принцип централизации означает, что при проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие работы с повторяющимся характером операций, однородностью приемов и методов их выполнения. Такими операциями могут быть плановые, бухгалтерские, учетные и др. Принцип централизации требует одновременно сокращения числа уровней управления.
Принцип профессиональной регламентации предполагает группировку функционал