ТЕМА 6. Анализ эффективности инновационной деятельности

Система показателей и организация анализа эффективности инновацион­ной деятельности. Показатели эффективности инновационных проектов. Экономический, научно-технический, социальный и эколо­гический эффект инноваций. Купля-продажа новшеств. Лицензии и их виды. Лицензионные платежи. Организационные формы лицензионной торговли. Аудит инновационной деятельности. Основы антикризисного управления и са­нация инновационной организации.

План практических занятий

Практическое занятие № 1

ТЕМА 2. Организация инновационной деятельности

Цель и задачи занятия:

– формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы

Вопросы:

· формы государственной поддержки инновационной деятельности;

· российский и зарубежный опыт управления развитием;

· постановка системы управления в инновационных организациях.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям «инновационная деятельность» и «инновационная инфраструктура».

2. Какие организационные формы инновационного управления вам известны?

3. Назовите особенности организации инновационной деятельности.

4. Охарактеризуйте принципы эффективной организации инновационного процесса.

5. Что понимается под рисковыми подразделениями компаний?

6. В чем сущность венчурного бизнеса?

7. Охарактеризуйте специализированные технопарковые организационные формы инновационной деятельности. Опишите их роль в создании инноваций на федеральном уровне.

8. Какие организационные изменения принимают крупные и мелкие фирмы при освоении новой продукции?

9. Раскройте достоинства и недостатки проектной и матричной структур управления инновациями? 

Практическое занятие № 2

ТЕМА 4: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цель и задачи занятия:

– формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

На занятии студенты практически применяют методики:

· по оценке деловых качеств менеджера и мотивации персонала в иннова­ционных организациях;

· по подбору кадров, организации и оплате труда.

Вопросы для самоконтроля

1. Кого можно отнести к научным работникам?

2. Какова структура персонала занятого в инновационной деятельности?

3. Каковы особенности труда на различных этапах инновационного процесса?

4. В чем особенности мотивации творческого труда?

5. Какие методы развития креативности вам известны?

6. Какими качествами должен обладать менеджер по инновациям?

Практическое занятие № 3

ТЕМА 6: АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель и задачи занятия:

– формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

На занятии рассматриваются учебно-деловые ситуации по:

· анализу эффективности инновационной деятельности;

· антикризисному управлению и санации инновационной организации.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение инновационного проекта и раскройте его содержание.

2. В чем отличие инновационных и инвестиционных проектов? Приведите пример.

3. В чем особенности подходов к оценке эффективности инновационных проектов?

4. Какие показатели используются при оценке экономической эффективности инновационного проекта?

5. Охарактеризуйте основные этапы инновационного проекта?

Планирование практических занятий

№ п/п № модуля дисцип- лины Наименование тем практических занятий Количество часов Очн./заочн.
  Тема 1. Основы теории инноваций.
  Тема 2. Организация инновационной деятельности. 7/2
  Тема 3. Формирование портфеля новшеств и инноваций. 7/2
  Тема 4. Управление персоналом в инновационной организации. 7/2
  Тема 5. Комплексное обеспечение инновационной деятельности. 8/2
  Тема 6. Анализ эффективности инновационной деятельности. 8/2
  Итого   44/10

Образовательные технологии

Образовательная технология(технология в сфере образования) – это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения запланированных результатов в области образования. Применение конкретных образовательных технологий в учебном процессе определяется спецификой учебной деятельности, ее информационно-ресурсной основы и видов учебной работы.

Контактная работа обучающихся с преподавателем по данной дисциплине включает в себя занятия лекционного типа, занятия семинарского типа, групповые консультации, а при необходимости – индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся.

Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть, как аудиторной, так и внеаудиторной.

В процессе преподавания дисциплины предусмотрено применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (интерактивные лекции, групповые дискуссии, ролевые игры, тренинги, анализ ситуаций и имитационных моделей и т.д.) с учетом профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей.

1. Традиционные образовательные технологииориентируются наорганизацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер.

Примеры форм учебных занятий с использованием традиционных технологий:

Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя).

Семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, проектов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.

Практическое занятие – занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму.

2. Технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов.

Примеры форм учебных занятий с использованием технологий проблемного обучения:

Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.

Лекция «вдвоем» (бинарная лекция) – изложение материала в форме диалогического общения двух преподавателей (например, реконструкция диалога представителей различных научных школ, «ученого» и «практика» и т.п.).

Практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков.

Практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

3. Игровые технологии – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий.

Примеры форм учебных занятий с использованием игровых технологий:

Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.

Ролевая игра – имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях.

4. Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.

Основные типы проектов:

Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).

Творческий проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры; учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках рамочного задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (газета, фильм, праздник и т.п.).

Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).

5. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.

Примеры форм учебных занятий с использованием специализированных интерактивных технологий:

Лекция «обратной связи» – лекция-провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия.

Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.

6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.

Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:

Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).

Практическое занятие в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.

По дисциплине для формирования соответствующих компетенций при реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии:

1. Традиционные:

– устный опрос (УО);

– письменное задание (ПЗ).

2. Активные:

– диалоговая лекция (ДЛ);

– текущее компьютерное задание (КЗ).

3. Интерактивные:

– Ролевая игра (РИ);

– компьютерная презентация (КП).

5. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Наши рекомендации