Перечислите признаки функций управления.

Функции управления – это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.

Признаками функций управления, как правило, являются: объективность, конкретность, целенаправленность, стабильность и повторяемость, обособленность и самостоятельность, составная, специализированная часть управленческой деятельности, единство и однородность содержания, продукт процесса разделения и специализации управленческого труда.

8.Сущность функции планирования деятельности.

Сущность планирования заключается в определении целей организации, путей и методов их достижения; цели же описывают желаемое состояние организации. Таким образом, без планирования невозможно целенаправленное управление организацией. Кроме того, план как результат процесса планирования имеет и другие, более частные функции:

• рефлексивную – осознания имиджа организации внешней и внутренней общественностью;

• мотивационную – побуждения персонала к продуктивной деятельности;

• критериальную – обоснования принимаемых решений и оценки предпринимаемых действий.

Планы бывают стратегическими и текущими, текущие – периодическими и разовыми. Все они различаются временны́ми горизонтами планирования и в совокупности составляют иерархию, поскольку более долгосрочные планы детализируются в менее долгосрочных. Самый дальний горизонт планирования – стратегический. Периодические планы могут составляться на долгосрочную, среднесрочную (тактическую) и краткосрочную (оперативную) перспективу. Разовые планы чаще всего имеют форму проектов и программ (как правило, программы включают в себя несколько проектов) для достижения отдельных специфических (например, инновационных) или ситуационных (например, антикризисных) целей. Разовые планы могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными.

Стратегическое планирование отличается от текущего не только временны́м горизонтом, но и методологическими особенностями. Стратегическое планирование основано на предвидении возможных будущих изменений и тенденций развития внешней среды организации и определении наиболее перспективных областей и направлений организационной деятельности. Отсюда следует, что стратегическое планирование – это планирование качественных показателей структурных организационных изменений. Оно не предполагает каких-либо конкретных действий, но позволяет в процессе стратегического управления постоянно отслеживать степень соответствия актуального состояния и развития организации с прогнозом будущих условий деятельности и на этой основе осуществлять текущее планирование.

В противоположность стратегическому текущее планирование предполагает экстраполяцию существующих тенденций деятельности организации в будущее (планирование от достигнутого). Текущее планирование – это, прежде всего, планирование количественных изменений посредством распределения финансовых, технологических и людских ресурсов. Это оперирование цифрами, полученными на основе анализа краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных потребностей организации. Основной особенностью текущего планирования является его гибкость, т.е. обеспечение готовности организации к быстрой реакции на средовые изменения. В целом же можно сказать, что текущее планирование – это взгляд на будущее организации из ее настоящего, а стратегическое планирование – взгляд на ее настоящее из будущего.

Вне зависимости от вида планирования и применяемого подхода к нему сбором и анализом необходимых данных, оформлением планов как документов, обязательных для исполнения, а также контролем над их реализацией занимаются службы планирования (плановые отделы) организаций. Форматы плановых документов различаются в зависимости от их временны́х горизонтов. Стратегические и долгосрочные планы чаще всего пишутся в текстовой форме с разбивкой на разделы по видам деятельности, среднесрочные и краткосрочные планы – в табличной форме с разбивкой по подразделениям и градациям: "что должно быть сделано", "кем", "какими средствами", "в каком виде и объеме" и "к какому сроку".

9.Сущность функции организации выполнения планов.

Организация выполнения планов (далее — оперативное управ­ление) представляет собой циклически повторяющийся процесс по непосредственному воздействию на объекты управления с це­лью реализации плановых решений.

Наряду с планированием оперативное управление в КСЗИ яв­ляется одной из базовых функций управленческой деятельно­сти. Оно осуществляется постоянно. Основными функциями опе­ративного управления в КСЗИ являются: принятие решений; по­становка задач; контроля их исполнения.

‣‣‣ Принятие решений при оперативном управлении предпола­гает выработку соответствующих воздействий, направленных на устранение рассогласованности между реальным и плановым со­стояниями КСЗИ.

. Постановка задач — это процесс формирования и выдачи (доведения) подчинœенным должностным лицам распоряжений, приказов и команд в ходе функционирования СЗИ.

‣‣‣ Сущность контроля состоит в сборе данных, характери­зующих состояние объектов управления (информации состояния), и в анализе причин возможного срыва выполнения поставленных задач.

Следует всœегда помнить, что эффективность оперативного уп­равления в целом тесно связана с качеством разработанного пла­на, в т.ч. совокупности прогнозируемых воздействий (ко­манд) для его реализации. Воздействия, переданные к исполне­нию объектом управления, превращают план в действительность. Вместе с тем из-за влияния многочисленных внешних факторов среды переход системы в крайне важно е состояние может осуще­ствляться с отклонениями от плана. Это приводит к рассогласова­нию плана с реальным поведением управляемого объекта.

Чтобы осуществлять оперативное управление КСЗИ, нужно уметь прежде всœего определять степень расхождения действительного поведения объекта управления от планового и при крайне важно ­сти корректировать плановые управляющие воздействия с целью максимального устранения выявленного рассогласования. Вместе с тем, под влиянием тех же внешних условий или по каким-либо другим причинам может меняться как траектория поведения объек­та управления, так и цель управления. Следовательно, и это важ­но, нужно уметь корректировать план в целом.

Вырабатывать план и управляющие воздействия для его реали­зации крайне важно таким образом, чтобы объект управления имел возможность их выполнения с минимальными затратами ресур­сов, ᴛ.ᴇ. из всœех воздействий нужно уметь выбирать оптимальные или близкие к оптимальным.

10.Сущность функции регулирования реализуемых процессов при выполнении планов.

Оперативное регулирование — завершающий этап оперативного управления производством, на котором осуществляется процесс разработки и реализации решений по предупреждению отклонений и сбоев в ходе производства, а в случае их возникновения — по их незамедлительному устранению. Этим достигается безусловное выполнение производственных программ и оперативных плановых заданий.

Предупреждение или устранение отклонений и сбоев возможны благодаря использованию резервов, имеющихся в наличии:

· материальных (взаимозаменяемое оборудование, рабочие, материалы, заготовки, детали, инструмент)

· временных (организация сверхурочных работ, дополнительных смен и т.д.)

· организационных (перераспределение ресурсов между подразделениями)

Процесс оперативного регулирования включает:

· информационную подготовку для принятия решения (выяснение причин отклонения хода производства от запланированного, о приоритетах выпуска, состоянии ресурсов и пр.)

· разработку и принятие решений (определение состава дополнительных работ и производственных заданий для их выполнения, установление, согласование и утверждение сроков их выполнения, исполнителей, выделение ресурсов для реализации решения)

· определение состава резервов, выделяемых предприятием для выполнения цехами дополнительных работ

· реализацию решений и контроль его исполнения

Регулирование хода производства должно отвечать следующим требованиям:

· опираться на четкую организацию планирования производства, непосредственным продолжением которого оно является

· предполагать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства

· осуществлять обязательное быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства

· базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства производством

Качество вырабатываемых управляющих воздействий и их эффективность в очень большой степени зависят от своевременности и полноты информации, характеризующей состояние объекта управления. Опоздания в процессе обработки оперативной информации лишают ее практической ценности из-за быстрой смены производственных ситуаций и превращают в аналитический материал, который может быть использован только для оценки хода производства, а не для регулирования им.

В процессе реализации функции регулирования воздействие на коллектив людей, занятых в производстве, осуществляется посредством принятия оперативных мер по предотвращению и, если это не удается, то по устранению выявленных отклонений и перебоев в ходе производства.


Наши рекомендации