Тема 1. Место и роль инноваций в процессах развития социально-экономических систем
Б.В. МАРТЫНОВ
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
для студентов очной формы обучения
Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инновационный менеджмент» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки:
38.03.02 Менеджмент
38.03.05 Бизнес-информатика
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению курсовой и самостоятельной работ, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.
Составитель:
Составитель: Б.В. Мартынов, к.ф.н., доцент (ЧОУ ВО ЮУ (ИУБиП))
Рецензент: Е.С. Прокопенко, к.э.н., доцент (ФГБОУ ВО РГУПС)
содержание
стр. | ||
лекционные занятия (тематика лекционных занятий) | ||
Практические занятия (перечень заданий (вопросов) для практических занятий) | ||
методические указания по выполнению КУРСОВЫХ РАБОТ | ||
3.1 | Перечень тем курсовых работ | |
3.2 | Методические рекомендации по выполнению курсовых работ | |
самостоятельнАЯ работА студентов | ||
вопросы к экзамену по дисциплине | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Место и роль инноваций в процессах развития социально-экономических систем
(Лекция 1)
Определение понятия "развитие". Формы развития. Экзогенное и эндогенное развитие. Эволюционное и революционное развитие. Интенсивное и экстенсивное развитие. Экономический рост как основа социально-экономического развития общества. Индикаторы и факторы экономического роста. Глобальная конкуренция как фактор экономического развития. Экономика, основанная на знаниях – современный этап развития общества. Устойчивое развитие. Содержание и цели концепции устойчивого развития. Мировые тенденции развития науки и техники, результаты их влияния на воспроизводственную структуру хозяйства. Наукоемкие технологии. Изменения в содержании и производительности труда. Теория инновационного развития Шумпетера. Технологические уклады.
Литература:
1. Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] : учебник. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2014. — 220 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56206 — Загл. с экрана.
2. Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Дармилова Ж.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 168 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24784.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Экономика инновационной деятельности предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ М.А. Давтян [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2014.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22230.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Тема 4. Организация управления компанией на ранних стадиях коммерциализации инноваций
(Лекция 4)
Факторы. определяющие организацию инновационного бизнеса в России. Развитие организационных механизмов управления компаниями на ранних стадиях коммерциализации инноваций. Принципы управления компанией в инновационном бизнесе. Бизнес-модели в управлении развитием малых инновационных предприятий. Фирмы – экспелеренты (до и с самого начала выпуска новой продукции). Фирмы – патиенты (узкий сегмент при росте выпуска продукции). Крупный стандартный бизнес: фирмы – виоленты (массовый выпуск). Фирмы – коммутанты (при падении спроса).
Литература:
1. Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] : учебник. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2014. — 220 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56206 — Загл. с экрана.
2. Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Дармилова Ж.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 168 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24784.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Экономика инновационной деятельности предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ М.А. Давтян [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2014.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22230.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Варианты курсовых работ
1. Внешние и внутренние предпосылки инновационной деятельности промышленного предприятия
2. Роль инновационной деятельности в максимизации прибыли
3. Основные инструменты государственного регулирования инновационной деятельности
4. Инновационность как фактор конкурентоспособности предприятий
5. Инновационный процесс как объект управления
6. Особенности управления процессами создания и коммерциализации нововведений (на примере организации)
7. Управление инновациями в малом бизнесе
8. Выбор организационных форм инновационной деятельности
9. Особенности маркетинга инноваций
10. Инструменты мотивации инновационной деятельности на современном предприятии
11. Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации современных компаниях
12. Эффективное управление инновационными проектами
13. Выбор альтернатив инновационных проектов и оценка их эффективности
14. Инновационный проект: основные этапы разработки и реализации
15. Методы определения экономической эффективности инновационного проекта
16. Роль инноваций в формировании стратегии предприятия
17. Совершенствование организационных структур и форм управления инновационной деятельностью
18. Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации
19. Особенности венчурного предпринимательства
20. Особенности патентной защиты в Российской Федерации
21. Интеллектуальная собственность и ее правовая защита
22. Механизмы защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации
23. Особенности инновационной деятельности предприятий определенной отрасли (отрасль по выбору)
24. Особенности инновационной деятельности (страна по выбору).
25. Инновационный аспект базовых стратегий роста
26. Инновационный потенциал организации: сущность и подходы к оценке
27. Инновационный климат: способы оценки
28. Анализ инновационной позиции организации
29. Диффузия инноваций: сущность, этапы инновационные роли предприятий
30. Научно-технические кластеры как современная форма организации инновационной деятельности
31. Оценка инновационного потенциала и инновационного климата организации
32. Экономическая эффективность инновационного проекта
33. Экономическое стимулирование инновационного процесса
34. Сокращение инновационного цикла в условиях рынка
35. Основные пути снижения риска в инновационной деятельности.
4.2 Методические рекомендации по выполнению курсовых работ
Требования к оформлению курсовой работы
1. Общий объем работы – 25-30 страниц;
2. Шрифт основной Times New Roman, кегль 14,
3. Шрифт заголовка Times New Roman, жирный, кегль 14 ;
4. Цвет шрифта – черный (авто);
5. Размер левого поля 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 15 мм, нижнего – 20 мм.
6. Интервал – полуторный;
7. Отступ первой строки – 1,25;
8. Отступ заголовков от основного текста – 1 строка;
9. Выравнивание – по ширине страницы;
10. Номер страницы, проставляется в правом верхнем углу арабскими цифрами без точки.
11. В цифрах десятые (сотые) должны быть отделены либо точкой, либо запятой (22.22 либо 22,22);
12. Сокращения (т.д., шт., кол-во, др.) не допускаются.
13. Даты должны быть написаны в едином стиле, например, 06.12.2013 г. или 6 декабря 2013 года.
14. Формулы и (или) таблицы обязательны; диаграммы и графики приветствуются.
15. Ссылки на источники в тексте курсовой работы обязательны.
Требования к структуре курсовой работы
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение (не более 2-х страниц).
4. Глава 1 (не более 1/3 от общего объема).
5. Глава 2 (не более 1/3 от общего объема).
6. Глава 3 (не более 1/3 от общего объема).
7. Заключение (2-3 страницы).
8. Список использованной литературы (15-20 источников).
9. Приложения.
Требования к содержанию разделов курсовой работы
Как следует из требований, изложенных в п. 9.4, содержательная часть курсовой работы должна включать введение, заключение и не менее 3х глав.
Введение.
Во введении необходимо отразить следующее:
1. актуальность темы;
2. цель и задачи курсовой работы;
3. объект исследования;
4. предмет исследования;
5. методы исследования;
6. теоретические основы исследования (перечислить авторов основополагающих трудов по исследованию данной проблемы с указанием их сферы научных интересов);
7. логику исследования (перечислить название глав и параграфов в соответствии со структурой введения).
Примеры формулировок, используемых во введении.
Актуальность и значимость темы работы определяются следующими аспектами (далее 3-5 аргументами обосновать, чем эта тема интересна):
а) для науки управления (1-2 положения);
б) для исследуемой организации (1-2 положения).
Целью курсовой работы является исследование... (указать проблему. Она должна быть тесно увязана с темой работы), например, «Целью курсовой работы является исследование закономерностей и содержания процесса обоснования предпринимательской идеи при создании нового бизнеса в сфере услуг».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
указать 4-6 частных задач исследования. Их содержание должно быть созвучно названиям глав и параграфов, например, если название параграфа «Характеристика исследуемого предприятия, анализ имущества и источников его формирования», то задачи будут формулироваться так:
«- дать характеристику исследуемого предприятия,
- провести анализ имущества и источников его формирования».
Объект исследования – обычно это то, о чем идет речь в теме работы, например,
«ТЕМА: Управление инновационным научно-исследовательским проектом». Объектом исследования является процесс управления деятельностью группы (команды проекта) при создании нового продукта (услуги) в организации;
«ТЕМА: Маркетинг на рынке инноваций: содержание, структура, проектирование». Объектом исследования является маркетинговая деятельность в инновационной сфере.
Предмет исследования – это определенный аспект управленческой деятельности, связанный с объектом управления.
Примеры (для указанных выше тем):
Предметом исследования является закономерности процесса управления инновационным проектом для внедрения результатов НИОКР, представляющих большую ценность….
Предметом исследования является содержание и структура маркетинговой деятельности при продвижении на рынок не производимых ранее товаров и услуг..
Методы исследования — необходимо кратко охарактеризовать основные методики и приемы, использованные в работе, например, «при выполнении курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза, системный подход, экспертные методы оценки рисков, метод SWOT-анализа, PEST-анализа, метод прогнозирования, сравнительно-исторический метод...».
Для достижения цели и реализации задач курсовой работы была использована следующая структурно-логическая схема:
Глава I (теоретическая).
Эта глава предназначена для анализа и систематизации имеющихся теоретических знаний по теме курсовой работы; должна содержать описание теории вопроса с обобщением имеющегося в мировой и отечественной практике опыта по объекту исследования.
Глава III (практическая).
В этой главе даются предложения по развитию или совершенствованию предмета исследования; описываются решения задач, сформулированных во введении работы; даются рекомендации по реализации работ проекта или другие предложения. В данной главе желательно привести расчеты экономических эффектов от реализации предложений, оценки возможных рисков и др.
Заключение.
В заключении необходимо обобщить выводы, сделанные по всем главам (параграфам) курсовой работы и кратко охарактеризовать решение всех задач, сформулированных во введении.
Образец оформления титульного листа
ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)»
Курсовая работа
По дисциплине: Инновационный менеджмент |
Тема: |
Выполнил |
(фамилия, имя, отчество) |
(курс, группа) |
Проверил Крикливая М.Г. |
(фамилия, имя, отчество) |
к.э.н., доцент |
(должность, научная степень, подпись) |
Ростов-на-Дону
5. самостоятельная работа студентов
5.1 План и содержание самостоятельной работы
№ п/п | Содержание самостоятельной работы | Форма контр. |
Место и роль инноваций в процессах развития социально-экономических систем | защита курсовой работы, ответ на экзамене | |
Инновационная деятельность | защита курсовой работы, ответ на экзамене | |
Инновационный процесс | защита курсовой работы, ответ на экзамене | |
Инфраструктура инновационной деятельности | защита курсовой работы, ответ на экзамене | |
Инновационный менеджмент и стратегическое управление | защита курсовой работы, ответ на экзамене | |
Инновационное проектирование | защита курсовой работы, ответ на экзамене | |
Интеллектуальная собственность в инновационном процессе и её коммерциализация | защита курсовой работы, ответ на экзамене | |
Управление компанией на ранних стадиях коммерциализации инноваций | защита курсовой работы, ответ на экзамене | |
Планирование инновационной деятельности | защита курсовой работы, ответ на экзамене | |
Мотивация инновационной активности | защита курсовой работы, ответ на экзамене | |
Кадровое обеспечение инновационной деятельности | защита курсовой работы, ответ на экзамене | |
Контроль и регулирование инновационных процессов | защита курсовой работы, ответ на экзамене | |
Технологии и практики инновационного менеджмента | защита курсовой работы, ответ на экзамене |
5.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов выполняется студентами во внеаудиторное время. В процессе самостоятельной работы над заданными темами студенты ищут материал, пользуясь, в первую очередь, электронными ресурсами сети интернет. Усвоение материала проверяется преподавателем путем устного опрашивания на семинарском занятии соответствующей тематики, защиты индивидуальной работы, в тестовой форме, в рамках итоговой аттестации.
АТТЕСТАЦИЯ
СТРУКТУРА АТТЕСТАЦИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1 Основная литература
№ п/п | Перечень литературы |
Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] : учебник. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2014. — 220 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56206 — Загл. с экрана. | |
Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Дармилова Ж.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 168 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24784.— ЭБС «IPRbooks», по паролю | |
Экономика инновационной деятельности предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ М.А. Давтян [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2014.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22230.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
7.2 Дополнительная литература
№ п/п | Перечень литературы |
Иванов И.В. Инновационное развитие России [Электронный ресурс]: возможности и перспективы/ Иванов И.В., Баранов В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Альпина Паблишер, 2013.— 352 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22834.— ЭБС «IPRbooks», по паролю | |
Кулаков Ю.Н. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: курс лекций/ Кулаков Ю.Н., Мещерякова Т.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 154 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20006.— ЭБС «IPRbooks», по паролю | |
Аверченков В.И. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Аверченков В.И., Ваинмаер Е.Е.— Электрон. текстовые данные.— Брянск: Брянский государственный технический университет, 2012.— 293 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6995.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Перечень |
http://www.kylbakov.ru/page110/ | |
Инновационный менеджмент | |
http://innmanagement.ru/ |
Таблица 1. Основные направления прогнозирования научно-технических инноваций
Направления прогнозирования | Необходимые условия | Обобщенный (ожидаемый) результат |
Учет цикличности науки и техники в прогнозах | Развитие теории цикличности революционных переворотов в технологии | Учет неравномерности динамики в технике |
Учет взаимодействия воспроизводственных процессов основных производительных сил | Систематическое изучение закономерностей воспроизводственных процессов и их взаимосвязей | Обеспечение согласованности развития всех составляющих фондов воспроизводства техники нового типа |
Согласование прогнозов развития науки и техники | Выявление методологии процесса качественного преобразования интеграции науки и производства | Превращение интеграции науки и производства в единый научно-воспроизводственный процесс |
Расширение горизонтов прогноза | Соблюдение историзма исследований, выявление долгосрочных циклов и тенденций воспроизводственного процесса и науки | Формирование системы прогнозов разной длительности и определенности |
Альтернативность прогнозирования | Совокупность прогностических государственных, региональных хозяйственных и общественных организаций. Новая информация. | Возможность выбора наиболее результативных и реальных вариантов. Привлечение широкой общественности. |
Интернационализация прогнозирования | Широкое международное сотрудничество | Учет мирового опыта, выявление глобальных тенденций |
Повышение обоснованности прогнозов | Комплексное использование теорий, лежащих в основе прогнозирования. | Высокая результативность воздействия прогнозов на научность плановой деятельности |
Глобальная координация прогнозирования | Координирующие меры ассоциации прогнозистов. Обширная информация. | Повышение эффективности прогнозирования. |
Таблица 2. Сравнение функций стратегий корпорации и НИОКР
Сфера влияния | Корпоративная стратегия | Стратегия НИОКР |
Ресурсы | Распределение между сферами управления | Распределение между проектами |
Критерии определения целей | Экономическая обстановка на рынке | Положение корпорации на рынке |
Области бизнеса | Продуктово-рыночная стратегия | Технико-продуктовая стратегия |
Объекты планирования | Продуктово-рыночный ассортимент | Балансировка портфеля проектов |
Временной аспект | Увязка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных аспектов |
Рис.1. Место дисциплины Инновационный менеджмент среди других учебных дисциплин
Рис. 2. Инновационная деятельность и её составляющие
Рис.3. Инвестиции в НИОКР и их коммерческие результаты
Рис.4. Инновационная деятельность и стратегическое управление
Рис. 5. Роль различных видов менеджмента на развитом рынке
Рис.6. Структура инновационного менеджмента в организации
Рис.7. Признаки классификации инноваций
Рис.8. Виды инновационных проектов
Рис.9. Виды рынков и инновации
Рис.10. Факторы, влияющие на инновационный процесс
Рис.11. Модель взаимодействия
Рис. 12. Элементы (А) и структура (Б) инновационного потенциала
А
Б
Рис.13. Ценовое управление инновациями
Рис.14. Инновационный цикл
Рис.15. Фазы создания и внедрения инноваций
Рис.16. Развитие инновационного менеджмента
Рис.17. Функции технопарков
Рис. 18. Функции инновационного менеджмента
Рис.19. Место инноваций на рынке
Рис. 20. Инновационный цикл
Б.В. МАРТЫНОВ
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
для студентов очной формы обучения
Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инновационный менеджмент» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки:
38.03.02 Менеджмент
38.03.05 Бизнес-информатика
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению курсовой и самостоятельной работ, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.
Составитель:
Составитель: Б.В. Мартынов, к.ф.н., доцент (ЧОУ ВО ЮУ (ИУБиП))
Рецензент: Е.С. Прокопенко, к.э.н., доцент (ФГБОУ ВО РГУПС)
содержание
стр. | ||
лекционные занятия (тематика лекционных занятий) | ||
Практические занятия (перечень заданий (вопросов) для практических занятий) | ||
методические указания по выполнению КУРСОВЫХ РАБОТ | ||
3.1 | Перечень тем курсовых работ | |
3.2 | Методические рекомендации по выполнению курсовых работ | |
самостоятельнАЯ работА студентов | ||
вопросы к экзамену по дисциплине | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Место и роль инноваций в процессах развития социально-экономических систем
(Лекция 1)
Определение понятия "развитие". Формы развития. Экзогенное и эндогенное развитие. Эволюционное и революционное развитие. Интенсивное и экстенсивное развитие. Экономический рост как основа социально-экономического развития общества. Индикаторы и факторы экономического роста. Глобальная конкуренция как фактор экономического развития. Экономика, основанная на знаниях – современный этап развития общества. Устойчивое развитие. Содержание и цели концепции устойчивого развития. Мировые тенденции развития науки и техники, результаты их влияния на воспроизводственную структуру хозяйства. Наукоемкие технологии. Изменения в содержании и производительности труда. Теория инновационного развития Шумпетера. Технологические уклады.
Литература:
1. Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] : учебник. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2014. — 220 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56206 — Загл. с экрана.
2. Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Дармилова Ж.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 168 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24784.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Экономика инновационной деятельности предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ М.А. Давтян [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2014.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22230.— ЭБС «IPRbooks», по паролю