Теория справедливости Стейси Адамса.
В 1963 году американский психолог Джон Стейси Адамс. Теория справедливости Адамса (Equity Theory) – утверждает, что люди всегда субъективно оценивают соотношение между полученным вознаграждением и затраченными на его достижение усилиями, а также сравнивают его с соотношением других работников, выполняющих аналогичную работу. То есть люди часто склонны считать, что они работают много, а получают мало, в то время как их коллеги работают меньше, а получают больше! Если человек так считает, то он чувствует несправедливость.
Джон Адамс выделил шесть возможных реакций работника на несправедливость:
1.Сокращение прикладываемых усилий («Я не намерен вкалывать за такие гроши!»);
2.Попытка добиться увеличения вознаграждения за свой труд («Босс, без меня Вы пропадете! Хочу прибавку к зарплате и личный кабинет с секретаршей!»;
3. Снижение самооценки («Мне платят так мало, потому что я неудачник…»);
4.Попытка повлиять на зарплату или нагрузку других работников («Всю работу выполняю я один! Пусть Вася тогда возьмет на себя дополнительные обязанности или не получает премию!»);
5.Выбор другого объекта для сравнения («Ну конечно Петр Васильевич получает больше меня, он ведь сын начальника. Зато я получаю больше дяди Коли»);
6.Попытка перейти в другой отдел, цех или организацию («Меня здесь не ценят, уйду к конкурентам!»).
Представления о справедливости могут различаться у работников, и не всегда воспринимаемое ими соотношение усилия/отдача соответствует действительности. Поэтому менеджер должен отслеживать возникновения подобных противоречий и вовремя их устранять.
37.Модель мотивации Портера-Лоулера.
Комплексная мотивационная теория, объединяющая в себе элементы, как теории ожиданий, так и теории справедливости, является теория, предложенная в 1968 году Лайманом Портером и Эдвардом Лоулером. Не путать с теорией конкурентных преимуществ М. Портера!! Теория Портера-Лоулера основана на утверждении, что на мотивацию человека влияет целый ряд факторов, важнейшими из которых являются: затраченные усилия, полученный результат, вознаграждение, его восприятие и степень удовлетворенности.
Рассмотрим эти факторы модели Портера-Лоулера подробнее: Затраченные усилия – уровень приложенных работником усилий зависит от ожидаемого вознаграждения и уверенности в том, что вознаграждение будет адекватно затраченным усилиям. Полученный результат – эффективность работы зависит не только от приложенных работником усилий, но и от его способностей, особенностей личности, осознания им своей роли в общем деле и т.д. Вознаграждение и его восприятие – работник сравнивает полученное вознаграждение с затраченными усилиями и решает справедливое оно или несправедливое. Если вознаграждение воспринимается как справедливое, это повышает мотивацию работника и наоборот. Степень удовлетворенности – как итог внешнего (премия, похвала) и внутреннего (чувство собственной значимости, самовыражение) вознаграждения и мерило его ценности. Важный вывод из теории Портера-Лоулера – именно результативный эффективный труд ведет к удовлетворению работника, а не наоборот.
38.Сущность и содержание контроля.
Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того момента, как они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль яв-ся неотъемлемым элементом любой организации.
Контроль должен обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и создавать предпосылки для внесения корректив, запланированных в показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей организации. Поэтому контроль яв-ся одним из главных инструментов в выработке политике принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование организации и достижению ею намеченных целей.
Контроль – это одна из важнейших функций менеджмента. Цель контроля состоит не в том, чтобы поймать, уличить или схватить. Главное, что включает в себя функция контроля – это оказать помощь работникам в достижении поставленной цели или результата.
39.Основные виды контроля.
Выделяют три основных контроля:
1. Предварительный: (осуществляется до фактического начала работы. Основными средствами осуществления предварительного контроля яв-ся реализация определенных правил, процедур и линий поведения. В организации этот вид контроля используется по отношению к человеческим, материальный и финансовым ресурсам.);
2. Текущий: (осуществляется в ходе поведения работ подчиненными их непосредственным начальником. Этот вид контроля не проводится одновременного с выполнением самой работы. Он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения этапов работы направленной на достижение желаемых успехов.);
3.Заключительный:(проводится после завершения работ.).
Процесс контроля.
Процесс контроля состоит из трех основных элементов:
· установления стандартов деятельности организации, подлежащих проверке;
· измерения и анализа результатов, информация о которых получена с его помощью;
· корректировки хозяйственных, технологических и иных процессов в соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями.