Сравнительный анализ моделей управления
№ п/п | Японская модель | Американская модель | Российская модель |
Гибкая структура управления | Жесткая структура управления | Жесткая структура управления | |
Коллективная ответственность | Индивидуальная ответственность | Индивидуальная ответственность | |
Неформальная организация контроля | Четко формализованная процедура контроля | Четко формализованная процедура контроля | |
Коллективный контроль | Индивидуальный контроль руководителя | Индивидуальный контроль руководителя | |
Замедленная оценка сотрудника и карьерный рост | Быстрая оценка результатов труда, ускоренное продвижение по службе | Среднесрочная оценка результатов труда и продвижение по службе | |
Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль | Главное качество руководителя - профессионализм | Главное качество руководителя - профессионализм | |
Ориентация управления на группу | Ориентация управления на отдельную личность | Ориентация управления на группу | |
Оценка управления по коллективному результату | Оценка управления по индивидуальному результату | Оценка управления по индивидуальному результату | |
Продвижение по службе по старшинству и стажу | Деловая карьера обуславливается личными результатами | Деловая карьера обуславливается личными результатами | |
Подготовка руководителей универсального типа | Подготовка узкоспециализированных специалистов | Подготовка руководителей универсального типа | |
Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу | Оплата труда по индивидуальным достижениям | Оплата труда по индивидуальным достижениям | |
Система пожизненного найма на работу | Найм на работу на короткий срок | Найм на работу на длительный срок | |
Процесс принятия решений – «снизу-вверх», медленно, согласованно, взвешенно | Процесс принятия решений – «сверху-вниз», быстро, по иерархической структуре | Процесс принятия решений – «снизу-вверх», медленно, согласованно, взвешенно | |
Логика в управлении часто носит неопределенный характер | Все процессы управления логичны | Логика в управлении часто носит неопределенный характер | |
Разрешение деловых конфликтов – личные взаимоотношения и взаимные обязательства. Ведущее понятие – «долг». Цель - выработка взаимного согласия | Разрешение деловых конфликтов – судебные разбирательства. Ведущее понятие – «право». Цель - защита своих позиций | Разрешение деловых конфликтов – личные взаимоотношения и взаимные обязательства. | |
Уважительное отношение к функциям других работников | Безразличное отношение к функциям других работников | Уважительное отношение к функциям других работников | |
Личные интересы работников не противоречат интересам компании | Придается большое значение собственной независимости и интересам | Личные интересы работников не часто противоречат интересам компании | |
Поступление на работу автоматически означает доверие к руководству фирмы | Автоматическое доверие к руководству компании отсутствует | Автоматическое доверие к руководству компании отсутствует |
Как следует из отчетов ведущих менеджеров Центральной и Западной Европы, США, основные изменения в деятельности управленцев произойдут в следующих сферах:
авторитарный стиль управления уступает место демократическому;
сокращается число уровней управления;
расширяется практика делегирования полномочий;
оплата труда становится более зависимой от квалификации и результатов;
большинство работ выполняется многофункциональными командами;
основное внимание уделяется управлению людьми;
возрастает спрос на универсальных менеджеров;
расширяется практика внештатных сотрудников.
Проблемы современного менеджмента обусловлены изменениями во внешней среде, в которой существуют организации. Это, прежде всего - развитие систем коммуникации; международный характер корпораций; быстрое изменение обстановки как внутри государств, так и на межгосударственном уровне; усиление конкуренции.
Основные проблемы можно сформулировать следующим образом.
1. В основе деятельности современных руководителей лежит управление изменениями.
2. В связи с развитием информационных технологий снижается роль менеджеров среднего звена.
3. Усиление взаимосвязи между видами деятельности менеджера и структурами и культурами организации, т. е. практика управления - это больше чем набор технических приемов и процедур, это отражение основных ценностей и установок.
4. Необходимость осмысления больших потоков информации.
5. Необходимость понимания внешней среды.
Выводы
1. Накопление знаний в области управления начиналось на самих ранних этапах развития человеческого общества, и в дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики.
2. Современный менеджмент отличается от менеджмента начала ХХ века, хотя и содержит основные положения, заложенные Ф. Тейлором и А. Файолем. Особое значение в современных теориях управления приобретает интеллектуальный ресурс организации и ориентированность управления на отдаленные цели.
3. Современный менеджмент формируется под воздействием быстрого изменения и развития техники, роста объемов информации, современного состояния средств коммуникации, развития международного сотрудничества.
Т е м а 3: Управленческая компетентность
Цель - сформировать представление об основных особенностях деятельности менеджера; обеспечить усвоение на уровне осознанного воспроизведения таких понятий, как «компетенция», «компетентность», «управленческая компетентность»; сформировать представление о ключевых ролях и основных сферах деятельности менеджера
Основные вопросы темы:
1. Особенности управленческой деятельности
2. Профессиональные требования к менеджеру. Управленческая компетентность
3. Уровни управления